Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. PoorClown → Бокс по переписке

Весна пришла. Вылезли подснежники и начали кататься по дорогам. Начал пищать смартфон — ДТП там, ДТП сям. Все всё позабывали — одни забыли про существование мотоциклистов, другие про избегание ДТП.

Избегать ДТП мотоциклисту необходимо. Как бы он ни был прав с точки зрения ПДД, здравого смысла и общей социальной справедливости. Ибо любая курица на Дэу Матиз с колесиками 13 дюймов уберет с дороги голду или электричку легко и незаметно для себя — минимум в два раза большая масса решает.

Добавим к этому факт, что мотошколы учат не ездить по дорогам, а только лишь сдавать экзамен. Есть еще всякие курсы «контраварийного вождения», но практика показывает, что их объем совершенно недостаточен.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих, поэтому давайте обсудим несколько простых упражнений, которые поставят автоматизм нужных навыков. Заодно поругаемся. :-)


Суть этих упражнений — в распределении внимания. Точнее, в постановке себя в такую ситуацию, в которой не будет хватать внимания на осознанное управление мотоциклом. Мотоциклом будут управлять навыки, не требующие сознательного вовлечения. Выглядеть все это будет как-то вот так:



Главным результатом будет избежание, например, target fixation — когда человек настолько сосредотачивается на источнике опасности, что не может от нее уклониться:


а также много всяческих других приятностей.

Для занятий нам потребуется реквизит:
— Десяток пластиковых стаканчиков, продаются много где и стоят копейки.
— Бутылка с водой, которая наливается до половины в стаканчики для их устойчивости.
— Товарищ, который будет нас отвлекать.
— Достаточного размера площадка, на которой мы будем заниматься.

Далее по тексту водителя мотоцикла будем называть Радистом, а товарища — Садистом.

У Садиста есть одна дополнительная очень важная задача — следить, чтобы в зоне выполнения упражнения не появлялись посторонние и привлечение внимания Радиста при появлении этих посторонних. При появлении посторонних выполнение упражнения следует немедленно прекратить — остановиться, отъехать в сторону, совершить Другие Действия, чтобы ситуация снова стала безопасной.

Упражнение первое. Медленные гонки.

Это упражнение на баланс и на управление тягой на заднем колесе. Полезно, в том числе, при езде между рядов в пробке.

Поставьте в одну линию 7 стаканчиков на расстоянии 5 примерно метров друг от друга. Линия должна быть как можно ровнее.

Садист встает в чуть в сторонке в конце линии стаканчиков.

Радист едет вдоль линии стаканчиков как можно медленнее, в таком режиме двигателя и КПП, в которых двигатель при полностью включенном сцеплении заглохнет. Например, на второй передаче на холостом ходу. Радист удерживает двигатель работающим за счет проскальзывания сцепления. При необходимости можно немного увеличить обороты — но не так, чтобы при резком отпускании рычага сцепления мотоцикл поехал, а так, чтобы он при этом резком отпускании заглох нафиг.
Радист должен стараться ехать как можно ровнее. Цель — добиться устойчивого режима движения с постоянной скоростью.

Задача Садиста — в произвольный момент времени резко поднять руку. По этому сигналу Радист должен экстренно остановиться. После опускания руки Садистом Радист трогается и продолжает движение.

Упражнение надо повторять в течение примерно получаса непрерывно. Повторять примерно через неделю.

После получения Радистом устойчивого навыка ровного движения на постоянной скорости и экстренной остановки, вводим усложнения:
1. Радист должен менять скорость движения на каждом повторе.
2. Радист должен менять скорость движения в ходе одного повтора.
3. Радист должен останавливаться только по поднятию одной руки Садиста — например, левой — и игнорировать поднятие другой (правой).

Садист должен всячески мешать Радисту — кривляться, лузгать семечки, поворачиваться из стороны в сторону, прогуливаться туда-сюда. Сигнал Садиста должен быть неожиданным для Радиста.

Упражнение второе. Спираль.

Упражнение на баланс и на изменение баланса в зависимости от скорости и угла наклона мотоцикла. Полезно, например, для движения на небольшой скорости по дворам, парковкам и подобным вещам.

Ставим на землю стаканчик. Радист начинает ездить вокруг него кругами, в одну сторону, постепенно уменьшая радиус круга. Радист волен делать это, как хочет — снижать скорость и так далее. Радист может применять любые органы управления мотоциклом. Радист должен уменьшать радиус до того момента, когда руль встанет на упор — и продолжать кружиться с рулем на упоре.

Садист должен внимательно следить за Радистом и дожидаться момента, когда радиус поворота перестанет уменьшаться — либо потому, что руль на упоре, либо потому, что Радист больше не может его уменьшать. С этого момента в произвольный момент времени Садист должен дать Радисту сигнал — поднять руку, заорать, бросить на землю удерживаемый в руках предмет, что-нибудь подобное. По сигналу Садиста Радист должен экстренно остановиться. Радист должен быть внимательным — мотоцикл сначала нужно выпрямить, иначе он упадет.

По мере получения Радистом устойчивого навыка можно вводить усложнения:
1. Поставить в сторонке еще один стаканчик, по сигналу Садиста Радист должен выпрямить мотоцикл, найти второй стаканчик и начать крутиться вокруг него в противоположную сторону.
2. Садист подает два разных сигнала, по одному Радист останавливается, по второму — едет к второму стаканчику.

Во время выполнения упражнения у Радиста может начать кружиться голова — в этом случае выполнение упражнения следует прекратить.

Упражнение следует повторять в течение 15-20 минут, повторно — через несколько дней, идеальным является повторение его каждый день.

Упражнение третье. Полицай.

Упражнение на распределение внимания. Полезно в повседневной езде.

Поставьте два ряда по 4-5 стаканчиков в линию, на расстоянии примерно 3,5 метров между линиями.

Радист останавливается перпендикулярно линиям стаканчиков, на расстоянии примерно полутора метров перед первой линией.
Садист встает слева и впереди Радиста за второй линией стаканчиков, таким образом, чтобы для взгляда на Садиста Радисту надо было довольно сильно повернуть голову влево.

По команде Садиста Радист трогается и поворачивает направо, проезжая между линиями стаканчиков. Цель — ехать по прямой как можно ближе к ближней линии стаканчиков.




Радист должен смотреть на Садиста до начала наклона мотоцикла, после начала наклона Радист должен смотреть направо, по направлению движения.

По мере развития навыка можно начинать вводить усложнения:
1. Поворачивать не только направо, но и налево.
2. Выбирать направление поворота по команде Садиста.
3. В процессе поворота по команде Садиста выполнять экстренную остановку.
4. В процессе поворота по команде Садиста объезжать ближайший стаканчик — стаканчик слева при повороте направо, стаканчик справа при повороте налево.
5. Увеличивать угол разворота с 90 градусов до 135 и более.

Упражнение надо повторять в течение примерно получаса непрерывно. Повторять примерно через две недели.

Упражнение четвертое. Крест.

Это из арсенала всех этих ваших джимхан. Упражнение на владение мотоциклом.

Ставим 5 стаканчиков в форме креста на расстоянии примерно 5м друг от друга. Центральный стаканчик объезжаем правым поворотом, крайние — левым. Последовательность: центральный — верхний — центральный — левый — центральный — нижний — центральный — правый — центральный.
Крутим до одурения.



По мере развития навыков вводим усложнения:
1. По команде Садиста Радист экстренно останавливается.
2. Расстояние между стаканчиками уменьшается.
3. Расстояние между стаканчиками делается неодинаковым.

Упражнение пятое. Уклонение.

Упражнение ставит навык экстренного маневрирования для уклонения от препятствия.

Устанавливаем препятствие — стаканчик. В стороне и впереди по направлению движения стоит Садист. Садист держит руки в стороны на уровне плеч, в каждой руке — некий хорошо видимый предмет, пусть такой же стаканчик.
Радист едет прямо на препятствие. В произвольный момент Садист роняет один из предметов. Уронил правый — Радист объезжает препятствие справа, уронил левый — слева.
Упражнение следует повторять много раз — полчаса минимум, чтобы мозги забились и перешли от осознанного выбора маршрута уклонения к неосознанному.
Радист должен менять скорость движения. Садист должен менять момент сброса стаканчиков. Садист должен ронять стаканчики произвольно, чтобы момент начала маневрирования был неожиданным.

По мере развития навыков вводим усложнения:
1. Ставим еще два стаканчика за первым, слева и справа. Радист должен не только объехать первый стаканчик, но и еще и второй или третий.
2. Ставим четвертый стаканчик, на одной линии с первым. После объезда первого и второго стаканчиков (или первого и третьего) Радист должен объехать четвертый с противоположной стороны.

Упражнение надо повторять в течение примерно получаса непрерывно. Повторять примерно через неделю.

Упражнение шестое. Уклонение в повороте.

Повторение пятого упражнения, но выполняется не на прямой, а на широкой дуге после прямой. Радист сначала едет по прямой, затем входит в поворот и наблюдает там Садиста с его препятствиями и сигналами. Далее все, как в пятом упражнении.

Упражнение седьмое. Торможение в повороте, или Плохая идея.

Тормозить в повороте — в целом плохая идея. Но иногда бывает необходимо.

Упражнение ставит навык экстренного маневрирования для уклонения от препятствия.

Размечаем стаканчиками широкую дугу. Стаканчиков лучше взять побольше. Размечаем ими и левую, и правую границу дуги.
За серединой дуги ставим три стаканчика поперек траектории движения Радиста.

Радист едет по прямой и входит в поворот.
Садист подает одну из трех команд: правая рука вытянута в сторону, левая рука вытянута в сторону, обе руки подняты вверх.
По команде Садиста Радист выпрямляет мотоцикл, тормозит и объезжает левый или правый стаканчик по поднятию соответствующей руки, либо продолжает движение по первоначальной траектории по поднятию обеих рук вверх.

По мере развития навыков вводим усложнения:
1. Проходим дугу с разных сторон, левым и правым поворотом.
2. Уменьшаем радиус дуги
3. Увеличиваем скорость Радиста.

Упражнение надо повторять в течение примерно получаса непрерывно. Повторять примерно через неделю.

Заключение.

В целом в один тренировочный день следует выполнять два-три разных упражнения. Если тренируется только Радист — то три, если Радист и Садист меняются ролями — то два.
Меньше не имеет смысла — мозг не успеет нагрузиться в мере, достаточной для начала его адаптации.
Больше тоже не нужно — развивается усталость и отвращение ко всем этим дурацким упражнениям.

Упражняться надо в экипировке — возможны падения.

Накатав этих упражнений Радист будет смотреть всякие там Ride like a Pro с ехидной ухмылкой.

Если у кого-нибудь есть еще какие-нибудь интересные упражнения — делитесь, пожалуйста, в комментариях.

Комментарии (71)

RSS свернуть / развернуть
+1
SpeedSG77
Пойду за попкорном… Чую счас начнется битва :-)
0
merrymerryme
Спасибо! Утащил в избранное. Поиграю с друзьями в мото. =)
0
ilovecandy
Добавил в избранное, налил чай.
+6
merrymerryme
Вам со SpeedSG77 нужно объединиться. У тебя чай, у него попкорн. Отличная посиделка получится. =)
0
ilovecandy
С большим удовольствием.
+18
Ryzh
«А 1го ноября он выехал, таки, на дорогу, но это была уже совсем другая история» )
+1
sanovich
А не лучше ли в первом упражнении контролировать тягу задним тормозом, а не сцеплением? Колодки дешевле же
+4
PoorClown
Можно как угодно, это не принципиально.

Но есть соображения:
1. Ни фига сцеплению в масляной ванне не будет.
2. Перетормозив, можно не вовремя заглохнуть.
+2
maxys146
Привет джимхана?)))
Со сцеплением можно ехать намного медленнее холостых оборотов на первой передаче.
+1
PoorClown
Джимхана — хорошо и полезно, но мало. Джимхана все же о другом. Она не предполагает внезапной опасности.
+1
maxys146
Это я к тому что обычно после джимханы начинают использовать задний тормоз. Везде. По делу и нет. Хотя не так много ситуаций вобщем-то где надо тормозом «душить» двигатель. И тормоз без сцепления не позволит ехать медленне чем ХХ на первой передаче.
0
PoorClown
Я согласен.
0
L0ckhead
а что, без джимханы задний никто не использует? У меня например задние колодки меньше живут передних, ибо 80% торможения лично у меня идет задним тормозом, ибо почти всё торможение заблаговременное. А передний я только на низких скоростях(ибо удобней), при интенсивном торможении и в экстренных торможениях использую.
+3
Ryzh
Чего-то у меня тут шаблон весь порвался напрочь.
+1
L0ckhead
А че не так то? Просто задний тормоз безопасней гораздо, ибо зад ловить проще чем перед в случае чего) и если езда спокойная, то заднего в большинстве своём хватает :)
+1
PoorClown
Есть небольшая проблема. Выбор способа торможения в зависимости от ситуации.
Едем, значит, все ништяк, птички-цветочки, ВНЕЗАПНО ОПА!!! — а мы теряемся, куда тут нажимать?! БЛЯМС!!!
0
L0ckhead
Дык оба же) я ж говорю, в экстренном я жму передний, вместе с задним.
0
PoorClown
А. Ну, тогда извините, пожалуйста.
0
maxys146
В действительно экстренном случае тело будет действовать так как привыкло, в зависимости от рефлексов, не сотавляя времени ра раздумья. И если тело првыкло обычно тормозить только задним, то в экстренной ситуации оно будет действовать так-же.
А то что имеешь в виду ты это не экстренное, а интенсивное торможение, когда есть время принять решение каким способом тормозить, но само торможение должно быть эффективнее обычного…
0
L0ckhead
Было у меня за все время реально 2 экстренных, тормозил с холодной головой обоими тормозами
0
maxys146
АБС сработала на обоих?)
0
L0ckhead
в 1 задняя трещала, во 2ом ни 1 не дрогнула.
+2
Ryzh
«В случае чего» зад срывает на раз-два, как раз, и не тормозит почти ) А вот передний тормозит и останавливает.
Я тут подумал, что в моём случае (одностволка), закрытие газа чуть ли не перекрывает по тормозному усилию задний тормоз )))
0
L0ckhead
В моем случае на 300ой нинзе движок плюс задний тормозит отлично, с абс
+3
Gans80
Так же думал, пока на V-Strome да еще и с АБСом ездил, задние колодки только и терлись (+ нехилый тормозящий эффект от движка). А потом пересел на Гуцци без АБСа и да — " зад ловить проще чем перед в случае чего" — забудь и другим не рассказывай:/, это все из детских воспоминаний покатух на «Орленках» и «Деснах». Когда у тебя на совершенно штатном, хоть и интенсивном, торможении перед внезапно осаживающим перед тобой авто сорвет в юз зад, и начнет со все увеличивающейся амплитудой мотать из стороны в сторону, поймать его получиться только поймав зацеп, читай — отпустив тормоз, что (ежели тормоз отпустить резко) закончится пинком в зад и эпичным хайсайдом… И ты все это понимаешь, жопа впередиидущей машины приближается, тормоз потихоньку отпускаешь, а зацепа все нет… И находится он только в момент, когда ты уже начинаешь входить в междурядье, мот стабилизируется, ты проскакиваешь в 2 см. от машин и после этого едешь на площадку и учишься тормозить ПЕРЕДНИМ тормозом, используя задний только в самом начале торможения и перед остановкой. Ну и при маневрировании на маленькой скорости, естессно)))
0
L0ckhead
Тут согласен, но у меня как раз Абс) потому мне задний легко ловить)
0
alexeyza
АБС не отменяет необходимости уметь правильно тормозить
0
L0ckhead
Принцип торможения мотоцикла с абс и без немного различаются. А так я конечно согласен.
+1
maxys146
Не различаются в принципе.
0
Bumblebeer
PoorClown
Это серьезно или шутка: Упражнение следует повторять много раз — полчаса минимум, чтобы мозги забились и перешли от осознанного выбора маршрута уклонения к неосознанному.
Если серьезно, то какой эффект?
+2
ilving
Наработка рефлекса. Когда сначала предпринимаешь правильное действие, а потом задумываешься или пугаешься
+2
PoorClown
Ну да.
Вся идея — загнать мозг в режим адаптации, в который он входит при перегрузке. Он начинает адаптироваться, меняться. И ради разгрузки себя переводит часть действий в неосознанные, в рефлексы.
0
alexeyza
Судя по тем книгам, что я прочёл о работе мозга — неосознанными действия становятся после хорошего сна. Тут скорее дело в наработке мышечной памяти.
здесь был ататат

0
Gans80
За пост спасибо, в избранное скинул. Что-то из приведенного делал и знаю, что-то было в новинку, надо попробовать, причем в первую голову для восстановления навыков у любимой, а то за зиму все выветрилось напрочь))) А вообще — лучше всего в начале сезона упороть в какой-нибудь дальнячок вдали от крупных городов и с петлястыми дорожками, в ту же Грузию, например. И потом посмеяться над тем, как ехал «туда» и как по тем же дорогам катишь «назад»…
+9
Paha81
Надо Радиста переименовать в Мазахиста. Думаю так точнее будет. Да и у Садиста с Мазахистом все должно быстрее получится. ;)
+3
miho-911
Пост очень полезный. На площадке надо выходить из зоны комфорта. На площадке ты должен работать и потеть, тогда на дороге будет легче.

Хочу добавить одно: надо все же больше ездить по реальным дорогам. По любым дорогам, в городе или по трассе. Но надо ездить.

Если вы мотоциклист выходного дня в солнечную погодку, то очень сложно накатать необходимый опыт. Описанная стресс-площадка только частично поможет.
0
PoorClown
В целом, расчет на то, что человек ездит, но периодически тренируется.
+10
aperturer
Сначала надо обязательно сделать разминку!
+1
z106a
очень классная статья. Но когда читал, прямо представлял площадку джимханы. Тут тебе и баланс и торможения в самый не подходящий момент и куча товарищей на любой вкус отвлекающих внимание, и за каждым надо следить иначе либо догонят тебя, либо ты догонишь впереди идущего. Кто был на московских площадках знает, что там едут, как правило, колесо в колесо )
0
fobic
В избранное. Давно ждал подобной статьи.
+1
Som-oz
Протрезветь бы..(( авось бы понял тогда)
0
DevilmaN
Неплохой тренинг для наработки простых но жизненно необходимых рефлексов в условиях плотного городского трафика. Очень нужная статья. Мне, как диванщику, проще, у меня ноги свободны полностью, почти ничего не отвлекает от дорожной обстановки, но все равно утащу в избранное, глядишь и над своим бегемотом поиздеваюсь как-нибудь… :)
0
hrenov_drumm
На чем основаны рекомендации?
0
zogar-zag
Пост основан на личном опыте или переработка чужого?
+1
PoorClown
Книги, размышления, куча экспериментов. Тренируюсь сам таким образом, мои друзья тренируются вместе со мной, другие люди тренируются с нами. Соответственно, это все — сумма теоретических знаний, наблюдений, книжного опыта других людей, практики тренировок и помощи другим.
Это основа, базовый курс для всех, кто самостоятельно сдал практический экзамен в ГАИ. Начало пути, так сказать.
0
zogar-zag
Если хотя бы один человек начнет тренировки, значит писал не зря :-)
0
PoorClown
Ага.
Будем надеяться. :-)
0
ArcticFox
Такой СМ-кружок прямо :)
Упражнений пиши ещё. Работает. Частично совпадает с моим комплексом.
0
Antique
плюсов меньше чем добавлений в избранное)
0
PoorClown
А я за плюсами не гоняюсь. Мне они вообще как-то до лампочки. Я олдовый мэн, по мне аська и плоские форумы 90-х годов.
+1
PoorClown
+4
z18xer
спасибо, но лень )
+3
evlamp
Если у кого-нибудь есть еще какие-нибудь интересные упражнения — делитесь, пожалуйста, в комментариях.

На эту тему есть замечательная книга «Максимальный контроль: приручение тяжелого мотоцикла», автор Пэт Хан. Один хороший человек перевел ее на русский язык и выложил на сайте… впрочем, это вы легко найдете сами :) Книга полностью состоит из упражнений, подобных описанным в посте.
0
PoorClown
Спасибо.
Знаю. Читал. Делал выписки.
0
SpeedSG77
Отличная книжка… Периодически отрабатываю упражнения по ней…
0
PoorClown
Упражнения на высокой скорости интересны кому-нибудь?
Я даже не знаю, выкладывать их или нет — они требуют достаточно уверенного владения мотоциклом и для новичка могут быть опасны. По-настоящему опасны. Максимум, что я по этому поводу могу сделать — это описать критерии допуска к упражнениям. А нести моральную ответственность за чьи-то травмы и ущерб — я не хочу.
0
serjlavrov
Бро, конечно, опиши упражнения про высокую скорость. Как минимум прочесть будет интересно.
Пост хорош, упражнения некоторые известны и полезны, но, часто руки не доходят до них. А тут приятная напоминалка.
0
HotGuy
про скорость безусловно надо, потому что развивается она очень легко, и что делать с поворотом, в который влетаешь быстрее, чем на первый взгляд можешь проехать, не возможно узнать, кроме как однажды не оказавшись в этой ситуации
0
sergeymtv
И не надо нести ответственность. Выкладывай с предупреждением новичкам (да и не только) в самом начале.
0
PoorClown
Выложил экспериментальный пост. Слежу за реакцией читателей.
0
vegach
Садизм, радизм ) Лучше по джимхане покатать, там всего хватает )
+1
PoorClown
Нет. Джимхана — это хорошо, но мало. Давайте вы будете ехать по джимхановой трассе, а у симпатичной зрительницы убежит собачка и кинется вам под колеса, да не спереди, а сзади-сбоку?
0
ilving
Вряд ли на джимхане я увижу мелкую псину, бегущую ко мне сзади-сбоку. Так что начало знакомства с симпатичной зрительницей будет… хм… немного скомкано )
+5
PoorClown
Скомкано-то скомкано, зато потом — вместе в ветеринарку, «не плачь, маленькая, ее вылечат», потом «ты проголодалась, пойдем в ресторан», потом «уже поздно, оставайся», потом кольца, фата, пеленки, бигуди, «где ты шлялся всю ночь?!», «задолбали твои мотоциклы», походы налево, развод, воскресный папа, алименты, стакан воды, понесли…
0
ilving
Что-то мне кажется что в таком контексте к цепочке начиная от «поздно уже, оставайся» моя жена отнесется несколько отрицательно
+3
PoorClown
Значит, вы уже прошли свой путь до середины ;-)
0
Gans80
Какая очаровательная история))) За исключением вступительной части все так и было))) Круг пройден, сейчас на второй виток захожу))) И да, в этот раз пункт «задолбали твои мотоциклы» исключается, ибо оба мотоциклисты))))
0
Xela
Мда… Непредсказуемо-движущееся мелкое препятствие в виде собачки — это засада! ))) Месяц назад я грохнул свой мот, будучи в правом повороте, когда такая вот «радость» сбоку бросилась под переднее колесо «знакомиться». Ни на выпрямить, ни на уйти времени не было. Щенок свой удар получил, но остался цел и невредим.))) А мот мой, конечно, покоцался...(((
0
vegach
Всегда будет присутствовать фактор внезапности, даже опытные инструктора разбиваются, увы(
Ни в коем случае не хочу сказать, что не нужно тренироваться, напротив тренировка весьма полезна, но собака все-равно сцуко бросится под колеса внезапно и выбежит из ниоткуда и никакого времени на выравнивание мотоцикла и правильное торможение не хватит. Да и порой вырулить-объехать будет гораздо эффективнее, чем оттормозиться, лично я считаю, что торможение это вообще последний способ избежать проблем, гораздо чаще мне помогает газ и руль )
0
ArcticFox
3 секунды до 100 имеют свои плюсы.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. PoorClown, Бокс по переписке