Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. MotoVita → Мото-марафон по Сербии в июне 2015.

В ожидании наступающего сезона перебираю прошлогодние фотографии. Было множество отличных мотомоментов, но сейчас мне хочется рассказать о моем первом мото-путешествии, правда не за рулем, а пассажиром. В замечательной компании гостей из Словении, мы за несколько дней посетили многие известные достопримечательности Сербии и проехали больше 1000 км из Белграда, через Златибор и Увац на юг до Нови Пазара, затем вернулись до Ягодины, оттуда путь лежал до Неготина и через Джердапское Ущелье снова в Белград. 6 дней и 10 мотоциклов.

В качестве фотографа-эквилибриста я проделала большую часть пути в седле мотоцикла, снимая на ходу окрестные красоты. В этом рассказе хочу поделиться частью того, что нам довелось увидеть. За рулем мотоцикла очень сложно любоваться пейзажами, все внимание сосредоточено на дороге. Пассажир же может спокойно наслаждаться природой, солнышком, свежим ветром и скоростью. Итак, много фото и немногим меньше букв и в конце видео об этой поездке.





Первый день прошел довольно сумбурно. Встреча гостей, посещение музея истории Югославии в Белграде, небольшой пробег до Авалы, где находится наш мото-сервис, и развлечение в гараже с системой диагностики и тд. Никто никуда не торопился, хорошая компания, кофе, разговоры о мотоциклах. Только мысль о том, что нам еще предстоит неблизкий путь до Златибора, заставила двинуться в дорогу. Правда, подъемом на гору Авала и осмотром комплекса в Тополе пришлось пожертвовать в пользу человеческого общения и литров кофе. Неторопливая поездка мимо садов, в которых зрели многочисленные яблоки, персики и нектарины. В августе-сентябре вкусными, спелыми фруктами из пригорода Белграда были завалены все рынки. Тогда же они только набирали силу. Далеко после полудня мы въехали в Овчар-Кабларское ущелье и мимо Овчар Бани, знаменитой своими лечебными источниками, и городом Ужице, живописно расположенного среди гор, и, наконец, попали в пределы западной Сербии.

На следующее утро, переночевав на вилле в Златиборе, вся колонна выдвинулась в знаменитое этно-село Эмира Кустурицы Мокра Гора. Знаменитый режиссер облюбовал склоны горы Шарган во время съемок фильм “Жизнь как чудо”. На фото – путь к Мокрой Горе.



После завершения работы над фильмом, Кустурица занялся созданием этно-музея под открытым небом, собирая по Сербии и Боснии древние избушки, традиционные для региона на границе двух стран. Каждый сруб был разобран по бревнышку, реставрирован и снова собран на новом месте. Так возник целый комплекс. Другое его название Дрвенград или Мечавник.



Один из самых интересных аттракционов, пожалуй, во всей Европе, а не только в Сербии, – это Шарганская Восьмерка (Шарганска Осмица). Кустурица совместно с министерством железных дорог Сербии восстановил уникальную узкоколейную дорогу, которая когда-то связывала Белград, Сараево и Дубровник и была ключевой артерий всего региона.





Для начала ХХ века, а дорога построена именно тогда, это было уникальное инженерное сооружение. Ширина колеи всего 750 мм. Если взглянуть на дорогу сверху, то станет понятно, откуда такое название. Пути проложены по склонам Шаргана в форме восьмерки. По рельсам и сегодня бегают оригинальные вагончики начала прошлого века, из окон которых открываются великолепные пейзажи.





Паровозик неторопливо курсирует два (а летом в пик сезона три) раза в день от станции Мокра Гора до станции Шарган Витаси. На обратном пути делает небольшие остановки на смотровых площадках и достопримечательностях. Одна из них – “Дом Луки”, главного героя фильма “Жизнь как чудо”. Станция Голубичи была специально построена для съемок, если заглянуть в окно, то видно, что это бутафория.



Пообедав и покатавшись по окрестностям, вернулись на Златибор. На следующий день нам предстоял серьезный марш-бросок на юг.

Для разнообразия, проснулись рано, позавтракали традиционным для Сербии буреком (слоеный пирог с мясом, сыром или зеленью), запивая его йогуртом. Учитывая, что порция – это четвертина большого круглого бурека, такой дозы калорий хватает на полдня минимум.

От Златибора выехали на трассу, которая ведет на Подгорицу, в Черногорию. До моря рукой подать. Но в этот раз ограничились голубыми озерами Сербии. Златарским и Съеничким, которые образовались после строительства плотин на реке Увац. В этих краях производятся самые знаменитые сербские сыры, названные в честь регионов Златарский и Сьеничкий. Но описывать еду словами – дело неблагодарное. Лучше один раз попробовать.



До Златарского озера дорогая идеальная. Новое шоссе, плавно изгибается между холмами и селами. От чистейшего воздуха кружится голова и заваливается горизонт.



Первая остановка на дамбе на Златарском озере. Передохнуть, сделать фотографии и поехать в заповедник каньона реки Увац на Сьеничко озеро.



Чтобы попасть в заповедник, нам пришлось свернуть в сторону от основной магистрали. Проселочная асфальтовая дорога петляет между селами и лугами, где щиплют экологически чистую траву флегматичные рыжие экологически чистые коровы. Они дают экологически чистое молоко, из которого, сами понимаете, делается экологически чистый и вкусный молодой сыр. Настоящая сельская пастораль.





Конь живой удивляется табуну коней железных.



На въезде в заповедник, небольшая пауза на смотровой площадке, откуда открывается захватывающий вид на дамбу внизу.



И с другим объективом поближе. Воронка контролирует уровень воды. Тогда еще много воды было, а когда я снова туда попала уже в сентябре, воронка больше напоминала гриб-волнушку.



Спуск с дамбы.



Не только сыром знаменито озеро. В заповеднике обитает одна из крупнейших в Европе популяций белоголового сипа, огромного стервятника Griffon Vulture. Размах крыльев достигает 3 метров. Интересно, что исчезающая популяция редких птиц была спасена силами местных крестьян. Тогда и по сегодняшний день они привозят павшую скотину в заповедник на корм падальщикам. На сербском сип забавно называется “белоглави суп”.



Еще одна знаменитая достопримечательность края – меандры реки Увац. Река проложила змееподобное русло через известняковые породы, а по ее берегам сокрыты многочисленные пещеры. На изгибы Увца можно полюбоваться с нескольких труднодостигаемых смотровых площадок. В тот раз мы не стали плавать по меандрам, а фото сделано в другой поездке.



Из заповедника дорога нас вывела на просторы плато Пештер. Целый день двигаясь на юг, мы тем не менее приехали в самый холодный регион Сербии. Плато Пештер и Сьеничкий округ называют “Сербской Сибирью”. Зимой температура может опускаться до -30 градусов, да и в другое время года в среднем на несколько градусов ниже, чем везде.



Чем дальше на юг двигаешься, тем сильнее заметны отличия в укладе жизни. Исторически Косово и Рашка были местом возникновения первого сербского государства в ХI веке и сербской православной церкви. Спустя 60 лет после знаменитой Косовской битвы, Сербия пала перед наступающей Османской империей. Владычество турков продолжалось около четырех веков вплоть до второй половины XIX века. И даже, когда Белград перешел в руки сербов, юг Сербии и большая часть Боснии все еще были турецкими, и турки не стеснялись в средствах угнетения православных. Многие не выдержали давления и приняли ислам в обмен на жизнь. Боснийцы, грубо говоря, это сербы, ставшие мусульманами. Влияние турецкой культуры сразу бросается в глаза, стоит только спуститься с Пештера. Минареты мечетей заменяют кресты церквей. Как только попадаешь в один из южных городов, кажется, что это уголок Турции. Хаос на улицах, женщины в хиджабах, голоса муэдзинов. Кто первый просигналил, тот и прав.
Конечно же, меняется и традиционная кухня. На смену поросенку приходит барашек. Мы остановились на обед в городе Нови Пазар. Поездка на мотоцикле до центра города стоила пары седых волос. Поворотники? Нет, не слышал. Светофор? Забудь. Умудрились даже не растерять никого. Обедали в маленькой уличной кафешке на пешеходной улице. Из меню – чевапи из баранины. По нашему, люля-кебаб. К нежнейшему мясу с гриля гарниром прилагается репчатый лук и молотая паприка, печеный острый перчик и кислое овечье молоко. Ум отъесть можно!



После сытного обеда, зарядив аккумулятор камеры, мы выехали в сторону Крагуевца. Практически без остановок по, можно сказать, самым сакральным местам для любого серба. Рашка, Ибар, мимо монастырей Студеница и Жича, загруженной Ибарской магистралью. Только сделали небольшую паузу напротив древней крепости Маглич. Точное время постройки неизвестно, возможно еще во времена Византии, а возможно в XII веке сербским королем Стефаном Первовенчанным. В средние века крепость над Ибром охраняла старый караванный путь из Косова Поля в северную Сербию.



Под вечер этого длинного дня мы благополучно приехали в город Ягодина, где и заночевали. Следующий день был посвящен ленивым покатушкам по местам “боевой славы” одного из друзей. Он в свое время, когда Словения входила в состав Югославии, служил в Крагуевце. Заодно заехали сфотографироваться на фоне проходной автозавода “Застава”, где теперь производятся Фиаты.



Заметно, что вернулись в центральную Сербию. Огромный крест на въезде в Крагуевац.



Конечно же, ни одна встреча друзей не обходится без неторопливых разговоров за чашечкой “кафы”. В безколесном случае, еще и рюмочкой ракии, но мы ограничились кофе.



Настроение немного подпортил моросящий дождик, который перерос в ливень и накрыл нас на обратном пути в Ягодину. А там нас ждал дружеский ужин и традиционный поросенок, запеченный на вертеле. Но я не буду показывать фотографии веселья =)
На следующий день мне пришлось вернуться в Белград, а все остальные продолжили поездку на другой край страны на границу с Румынией. Граница проходит по середине Дуная. Гордая река зажата суровыми скалами Джердапского ущелья и на дне своих вод хранит тайны человеческих племен неолита, построек римских императоров и руины сербских крепостей. После строительства Джердапской ГЭС в 60-е годы, множество исторических объектов было затоплено. Фотографий не будет, но та часть путешествия вошла в видео.

  • MotoVitaMotoVita
  • Вита Пироцкая
  • 28 февраля в 21:58
  • 5
  • ?

Комментарии (10)

RSS свернуть / развернуть
+4
LIJamaH
Потрясающе красивые места! Кажется, в моем списке стран, обязательных к посещению, появилась еще одна )
0
MotoVita
И не одна, а все Балканы =)
+2
Greykin
Хорошо то как… Возникло желание сесть за руль и поехать. Спасибо, Вита, за пост!
0
MotoVita
Пожалуйста =)
Еще немного потерпеть, а там и лето =)
+2
Kroha_88
Суперские кадры!!! Вот за это почет вторым номерам=)) Отличное путешествие, про Сербию читаю впервые с точки зрения мото-трипа…
0
MotoVita
Спасибо!
Тут есть, где покататься, правда, вижу, что многие мотоциклисты проезжают Сербию по автостраде, поскорее к морю добраться. А это значит, ничего не увидеть.
0
felvis
ну каак же, ребятушки, там же до черногории было рукой подать :)
в прямом смысле слова
0
MotoVita
Да как-то цели не было. А так, все рядом.
+1
savaeg
Очень интересные фото месности, особенно речушка в горах.
0
MotoVita
Спасибо. Очень сложно было отобрать фотографии. Много разных интересных есть =) На пять постов хватит.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. MotoVita, Мото-марафон по Сербии в июне 2015.