Блог им. koven66 → Турция 2015. Часть 10 - Арарат

Утро в сирийском кафе было по-настоящему спартанским: на улице, прямо скажем, не месяц май — почти мороз, и все мотоциклы в инее, туалет типа армейского, и вода только холодная, у ряда умывальников выстроились, как на водопой, несколько дальнобоев с полотенцами и зубными щетками. Все прелести кочевой жизни в одном флаконе.

Сколько было градусов ниже ноля, я не знаю, но то, что ниже — это точно. Я достал с самого дна кофров давно забытые и замятые теплые подстежки и перчатки, подогрев включил в положение «греть до локтя».

Первую половину дня ехали в тумане и холоде, пролетал то ли снег, то ли град, и лишь где-то совсем вдалеке в проблесках свинцовых облаков можно было увидеть очертания деревьев и гор. Причем эти облака были не над нами, а на нашем уровне или даже ниже, они как-будто заполняли собой все низины в ландшафте, и было ощущение заснеженных башкирских холмов. Потом уже я увидел в навигаторе, что мы едем на высоте около 2000 метров над уровнем моря — того самого Средиземного моря, которое еще вчера утром обдавало нас теплым ветром и баловало раскаленным солнцем.

К обеду солнце победило и нехотя выползло из-за гор. Теплом оно нас не одарило, но на душе все равно сразу потеплело.

Теперь мы уже могли насладиться настоящими горными пейзажами. А они здесь просто безумно красивые. Кругом пасутся стада, погоняемые пастухами с собаками, то тут, то там появляются деревеньки, и почти никакой цивилизации в виде кафе или АЗС.

Горы на горизонте плавно перешли в перевалы

Иногда даже были города. Как они тут живут? Холод собачий, и не растет ничего, хотя вроде кусками землю возделывают. А ведь у нас на таких высотах только типа экстрим-достопримечательности, куда только на квадре или снежке можно добраться. А тут дороги, дома, города. Средняя высота движения была 1500-1800 метров.

Я наконец нашел в Турции именно то, что искал. Не скажу что прямо альпинист, но горы — это достойная цель путешествия. Чувствуешь себя среди этих многовековых махин совсем маленьким и беззащитным.

К вечеру подъехали к городку Догубаязит, рядом с которым покоится в облаках Арарат.

Городок Догубаязит — это последний наш турецкий город. Арарат в облаках. В городке почти индийский хаос. Только останавливаешься и создаешь пробку из ротозеев. В общем именно то, что я искал.
Протиснувшись по узким улочкам поднялись на гору к дворцу какого-то паши. С него открылся вид на окрестности.

Дворец оказался очень колоритным: по центру хамам, по бокам многочисленные гаремы, везде резные камни.

Заночевали чуть ниже в мотеле, там впервые за все путешествие по Турции попробовали по совету хозяина водку раки.
Познакомились с мотоциклистом из Германии — он в одиночку пошел на Иран, марку мотоцикла не помню, но она была какая-то древняя и сейчас уже наверное не существующая. Он рассказал свои планы, и мне очень захотелось в будущем посетить Иран, ведь там есть города, которым уже около 5 тысяч лет, и там проходил со своими военными армадами Македонский, и там был царь Дарий. И для русского человека там сейчас должно быть не так дорого, как в других странах.

Долго сидели в кафе и обсуждали пройденное. Было как-то легко и очень грустно, ведь завтра мы уедем из этой прекрасной страны. И, конечно, мы тогда еще не знали, что в конце 2015 года так кардинально поменяются российско-турецкие отношения. Если бы знали, то расставание было бы еще хуже.

Утро порадовало солнцем и почти теплом. Дорога вдоль Армянской границы (а переходов с Турцией нет) через Карс на Вале, как лебединая песня Турции, просто заворожила: перевал за перевалом, серпантин поднимается вверх, открывая бесконечный вид на горные долины, и снова срывается вниз.

По дороге удивлялся иранским фурам — они как-то заползают в эти горы, пыхтят, но лезут.

Турецкую границу проскочили за пару минут. Боялись, что на полицейском контроле припомнят штрафы батюшке и Ринату, но пронесло — видимо не успели дойти.

А вот на Грузинской стороне поторчали около часа. Вернее прошли, но долго ждали возвращения паспортов. Все время ожидания уже на грузинской стороне душевно разговаривали с пограничниками. Оказалось, что в эти дни Ночные Волки во главе с Хирургом попали в какой-то скандал в Тбилиси, и сейчас досконально проверяют всех мотоциклистов из России, потом мы встретили на дороге несколько мотоколонн с московскими номерами, сопровождаемых огромными пикапами.

Офицер на границе поделился, что Грузия всегда рада нам, и нет никаких препон на границе, но вот в Россию грузин просто так не пускают, а ведь там у них много родственников живых и захороненных на русской стороне. Подъехали на АЗС с кафе — тут же нас окружили мужики и давай просить и даже требовать поговорить с ними на русском языке, по которому они так истосковались (по их словам). Я долго стоял с ними и слушал, говорили в основном они, и говорили о тоске по России.

В кафе мы основательно поели. Эх, не могу вспоминать эти хачапури и чахохбили — слюни сразу текут. Вот умеют в Грузии готовить — и вкусно, и много. Хозяин кафе порекомендовал нам местные сорта вин, и мы основательно затарились бутылками, правда боялись, что на границе могут отобрать, а так бы еще набрали. К слову, на границе досмотра не было никакого, и если бы это знать, то можно было бы цистерну прихватить.

Как я планировал ранее, Грузию мы оставили на обратную дорогу, но все здесь было настолько интересным и вкусным, что грешно было проскочить ее по-быстрому. Решили оставить ее на будущее. Проскочили все ходом: и Боржоми и Тбилиси и много еще знакомых и не очень названий. Помню, как я радовался свинке, перебегающей дорогу — ни в Дагестане, ни в Азербайджане, ни в Турции мы не могли ее видеть.

Не могу без тоски писать про конец нашей поездки, дорога обратно всегда грустнее, а после стольких впечатлений — в сотни раз.

Поэтому неуклюже сверну свой рассказ (может в старости допишу в мемуарах концовку), но напоследок порадую грузинским видами, ради которых хочу вернуться туда

p.s. И вот так оно дома — 10 мая :)

p.p.s. Очень и очень грустно от современных разногласий между разными странами, еще больнее от политики, переходящей в реальные войны. На сегодняшний день вряд ли получится повторить такой трип. Вернее уверен, что можно, но сколько крови выпьют на границе. Сколько различных условностей на одном континенте: украинцы сейчас вряд ли гоняют также свободно в Крым, мы — в Турцию, я уж молчу про конфликты между Арменией и Турцией, и Азербайджаном и Арменией, в Сирию то же сейчас вряд ли.
Верю только, что люди во всех странах одинаково люди. И не видел за все время ни разу никаких недобрых взглядов и плохого отношения. Всем мир.

Ссылки на другие части:

Часть 1. Ралли «Золото Кагана». Астрахань.

Часть 2. Крым

Часть 3. Дагестан

Часть 4. Азербайджан, Грузия.

Часть 5. Берег Турецкий (до Стамбула).

Часть 6. Стамбул-Константинополь-Царь-Град

Часть 7. Прекрасная Турция

Часть 8. Горная Турция

Часть 9. Каппадокия
  • koven66koven66
  • Евгений Ковтунов
  • 11 февраля 2016 в 6:27

Wanderer35
Спасибо за красивые кадры и отличный слог, путешествовать будем всегда, политики могут лишь корректировать наши маршруты.

koven66
Про казахские и узбекские границы знаю не по-наслышке. Позже выложу отчетик…
Понятно, что грузинам и туркам на границе пофиг, а вот нашим потом совсем нет — разговаривал с людьми, кто ездил: все говорят про дикий нервотреп по несколько часов.
А тут мотоциклист, да еще и с бородой — точно непросто будет
Anton123
В смысле нашим? Я еду в Грузию, на границе говорю, что в гости к друзьям.
И обратно из Грузии… А турецких штампов у меня в паспорте страниц пять. Единой базы нет. Наши даже и не заметят, что я куда-то выезжал. А заметят — какая им разница?
koven66
на днях семья Торлуолу из Самсуна (я о них писал в части перед Стамбулом) в очередной раз приехали в Россию. Рассказали о многочасовом пристрастном допросе нашими погранцами в Кольцово. Изъяли у них все, что можно изъять (турецкие сигареты например).
Anton123
Так наши издеваются над ними.
А если наш вернулся, смысл его дергать?
Даже и не заметят, что был в Турции.
koven66
К сожалению, уверен, что не так все просто. Сам не пробовал, но читал много про нынешние перегибы.

koven66
Согласен, есть у меня приятель с Еката Дан. Вот он в военном сопровождении и Иран, и Пакистан по дороге в Индию прошел, и даже Бирму потом прошел один из первых или первым в мире на мотцикле. Вард тоже много может интересного про такие поездки рассказать (всем миром их вынимали из плена).
Но у нас все как-то попроще… и побыстрее. За майские праздники надо многим успеть
Anton123
Главное, чтобы турки не ввели войска в Сирию. Тогда неизбежны жертвы от наших авиа-налетов. И отношения тогда к нам будет как к врагам.
koven66
Всегда мечтал покататься в таком режиме, но все никак не получается: все гоним и торопимся. За несколько дней хотим посмотреть все и вся
bob248
Народ, политика и власть как лебедь, рак и щука, и когда не будет так? Спасибо за рассказ.В Грузии был и тоже снова хочу.Всем Удачи в путешествиях!
Anaks
  • Anaks
  • 11 февраля 2016 в 14:58
Как будто сам с Вами побывал, огромное спасибо за увлекательное путешествие
Div
  • Div
  • 26 февраля 2016 в 16:50
Все части читаются легко, разве что в 10 показалось, как устал от своей текстовки сам афтор… яркие фотографии придают повествованию ощущение он-лайн и сопричастности к такому трипу))) Молодчаги… А вот о тенере очень противоречивые отзывы на форуме, что впрочем афтар не стал скрывать в профиле… признаться, теперь отношусь к своей идеи приобрести тенеру вторым мотом с опаской… Удачи и осторожности в новом сезоне ))))
ont1
  • ont1
  • 3 декабря 2016 в 23:23
Прочитал все части, залпом…
Отличный рассказ, тоже захотелось, так прихватить.
Молодцы, что так удачно съездили..!!!
Турция, как хорошо ты о ней рассказал…
Удачи на дорогах!!! А нам, новых, душевных историй..!!))