Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. romanikitin → Honda DN-01: дело в объеме!

Для начала — кто не знает, что такое DN-01.



Это мотоцикл (далеко не первый в мире, как бы не хотелось обратного японскому концерну) с автоматической коробкой передач.
Ну, так его именуют. На самом деле трансмиссия Honda HFT не имеет решительного никакого отношения ни к традиционным автомобильным АКПП, ни к скутерным клиноременным вариаторам. В мотоцикле установлена крайне редкая в гражданской технике гидрообъемная трансмиссия.

Что это за зверь?
Давайте сначала посмотрим видео (однажды его уже пуляли тут, ну да лишним не будет), а потом я попытаюсь на пальцах рассказать, что такое ГОТ и с чем ее едят.

Видео: «Наши тесты: Honda DN-01».



А теперь — ОБЪЕМ!!!

Гидрообъемную трансмиссию можно представить как «расширенную» гидромагистраль обычного дискового тормоза. Нажимаем на поршень с одной стороны — и поршень с другой стороны начинает движение, поскольку почти несжимаемая жидкость передает давление через гидролинию. Теперь добавляем в нашу систему поршней еще парочку-другую перепускных клапанов, а также обратный канал для сцеживания жидкости обратно в «первый» поршень, и вуа-ля, готова трансмиссия!



ГОТ состоит из трех основных узлов:
1) Насосный (на схеме выше «Р»);
2) Рабочий («M»);
3) Система управления потоком жидкости (система клапанов и золотников, на схеме не обозначена).

Давайте же рассмотрим каждый из них по отдельности.

Одним из наиболее популярных насосных механизмов является аксиально-поршневой (axial-rotary pump), болеее формально называемый аксиально-плунжерной гидромашиной. Изобретен тыщщу лет назад и представляет собой весьма производительный, хорошо управляемый агрегат, общую схему которого можно посмотреть на этой старой картинке:



Я думаю, технически подкованные читатели уже поняли, где порылась собака. Наклонный диск насосной секции, на котором сферическими шарнирами закреплены штоки плунжеров (прецизионных гидроцилиндров), при вращении вала приводит эти плунжеры поочередно в движение. В результате этого плунжеры по-очереди, через систему клапанов выталкивают жидкость в гидролинию. Дальше она идет от насоса на гидромотор, который в общем случае устроен зеркально: поступающая под давлением жидкость давит на поршни плунжерных пар и дальше поступательное движение поршней преобразуется во вращательное движение вала.

Очень наглядно о принципах этой передачи рассказывает Википедия (кликайте, не бойтесь!).

Несложно догадаться, что регулируя наклон диска, можно изменять производительность гидромашины. Больше угол — больше активный ход поршней, больше жидкости пошло в мотор, больше производительность. Меньше наклон диска — производительность падает. Ставим его строго перпендикулярно валу — и потока жидкости вообще нет, ведь поршни в плунжерных парах поступательно не двигаются и жидкость не выталкивают.

Есть вариации подобных гидромашин. Например, наклонной шайбы со сферическими шарнирами может и не быть, а вместо нее наклоняется сам корпус устройства:



Но понятно (в т. ч. и из описания), что такая «жесткая» конструкция не обеспечивает регулировки производительности через изменение хода поршней, только через изменения частоты вращения вала.

А что будет, если объединить в одном устройстве «классические» аксиально-плунжерный насос и такой же гидромотор, а углом наклона диска регулировать производительность?

Получится вот что:



Ну, то есть вы уже поняли, да? Управляя углом текущего положения шайбы, мы можем менять не только производительность гидромашины, но и даже направление движения! Достаточно оттащить шайбу в противоположное направление, и насос с гидромотором поменяются местами: мотоцикл поедет назад!

Собственно, так и устроена Honda Human Friendly Transmission — аксиально-плунжерная гидромашина, выполняющая в мотоцикле роль трансмиссии.


Общий вид Honda HFT



Разрез, из которого очевидна конструкция устройства


Как видите, никакого соседства с АКПП (турбинно-реакторный гидротрансформатор + пакет планетарных пеередач с управлением фрикционами), ни с CVT (клинорменным вариатором + центробежное сцепление).

Комментарии (38)

RSS свернуть / развернуть
0
kim
  • kim
  • 18 января в 20:36
Залей фотки на fastpic.ru или другой хостинг
0
romanikitin
А что, не кажет? У меня все быстро и без глюков...
Ща попытаюсь.
0
kim
Нет, не показывает.
0
romanikitin
А у меня наглухо виснет Фастпик на процессе заливки картинок на сервер при операциях в Хроме.

Сейчас подключу ишака. Минуточку…
0
romanikitin
Поправил.
+5
Wanderer35
Спасибо автор, не знал, думал там классическая акпп.
+1
cember
Офигеть… Раньше не задумывался, думал обычная акп!
+3
honda750
HFT БЛОК € 6,385.47 Стоимость. Нет не всего мотоцикла, а одного только блока.
+1
romanikitin
Так прецизионная же гидравлика! ;)
0
Xander86
Спасибо! Очень доходчиво объяснили принцип работы!
В свое время в журнале мото было, но не так понятно))
+2
Aerotiran
€ 6,385.47
Японцы оборзели совсем,
гидронасос и гидромотор, в сборе с распределителем от трактора «Беларусь», в 10 раз дешевле стоит.
+1
Mad_Jek
можно на базе твоего насоса и движка от Урала собрать конкурента для Хонды.
+1
Boss1w
Спасибо автор! Как владелец подобного мотоцикла искренне не понимаю, почему хонда прекратила выпуск как ДэЭнКи, так и развитие этого типа коробок вообще. Кардан + Human Friendly Transmission = чудовищная надежность, ресурс и удобство.
+2
Joga
Катался. Не поворачивает, не тормозит. Не рулится. Угол наклона настолько критично мал, что любой поворот активно вложенный, заканчиваетсся скрежетом подножек. Про внешний вид говорить не будем. Дело личное. Если уже речь идёт об автомате, то есть у Хонды Интегра и серия NC… Они, кстати, не сняты с производства. Такие дела. Ничего личного.
+2
spamer80
Пытаться ездить на круизёре со скрежетом подножек и торможением в пол — это где-то за гранью добра и зла)
У интегр и прочего цепь. Единственный карданник в семействе -кросстурер 1200.
+1
zogar-zag
Хондовцы на замену сделали NM4, а большие ресурсы товаров у производителей сейчас не в моде.
0
Rusus
то на один не мог денег накопить ))) теперь мечта раздвояица ))
+2
aba
nm4 вживую никакой. кухонный ящик на колёсах
0
zogar-zag
А я бы взял покататься :-)
0
aba
чёт мне кажется что едет он ещё хуже чем выглядит :)
0
zogar-zag
Кто его знает, как он едет, я его только на картинках видел :-)
здесь был ататат

0
aba
самый штырь в том что в реальности у него стыки между пластиком — кривые и огромные (можно палец просунуть):



а краска на руле — в пупырку. как будто взяли ржавую трубу и покрасили чёрной краской

лично мне не зашёл, хоть я и любитель «максискутеров». очень небрежно задизайнен
0
mr_zorg
Не знаю сколько нои хотят за ЭТО, но ЯП не сел на него, каким бы технически совершенным сей чудо-агрегат ни был… как и на DN-ку.
+1
romanikitin
Ну чо, нормальный байк для судьи Дрэдда. ;)
Вот почти похожи на оригинал.
0
Vitzley
Зря на дээнку не повесили кофры в стоке, как на девилль. Ну явно же туристический мот.
0
Rusus
Да есть там кофры ток видемо на этом нету а так как положено два боковых и один средний правдо не очень то и вместительные но плавки шорты и майки для моря увезет ))
0
mayborn
Штаны у типа в ролике не толерантные.
+1
Aydinka
Понял что не понял )
+3
spamer80
Шёл 2016 год, мотоцикл перестали производить то ли в 2011, то ли 12, коробку больше никуда так и не поставили, и только отдельные извращенцы по-прежнему пробовали заниматься некрофилией в особо циничной форме)
Бгг.
0
romanikitin
Извращенцы — это кто?
+2
spamer80
Странные люди, которые покупают странные агрегаты и копаются в них)
0
Giristis
Говорят, что до 100 он чуть ли не за 10сек разгоняется
0
spamer80
6.8, если быть точным. По факту, например вулкан моего друга уезжает от него только первые пару секунд. А больше ни с кем не откручивал, так, чтобы можно было оценить объективно, потому что не люблю.
0
Giristis
Глянул справочник, 0-60mph за 7.41с, для мотоцикла довольно скромный показатель
0
spamer80
Это если на драге гоняешься, наверно норм)
0
bacha
Это конечно только моё мнение, но не красивый мотоцикл.
0
FreeRider637
Неремонтопригодная приблуда, доверия мало к ней.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. romanikitin, Honda DN-01: дело в объеме!