Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. Yalokin → Экспедиция по геодезической дуге Струве. Часть 4


Я проснулся рано утром от того, что почувствовал на своем лице легкие капельки дождя. Они были редкими и мягкими, эти капельки, словно специально будили меня. Нет, мой шалаш был на месте, видимо это я ночью во время сна слегка высунулся вперед из-под своего укрытия. Я сладко потянулся и понял, что лучше не отлеживаться, а сразу встать и собраться, пока погода позволяет мне это сделать. Тем более, что я полностью выспался. Сон на свежем воздухе оказывает на меня поистине исцеляющее воздействие. Неважно, что было вчера, сколько сил ты потратил и насколько устал, природа словно бы обнуляет всю твою усталость, и на следующий день ты снова свеж и готов к приключениям. Вот только бы успеть собраться, пока легкая морось не сменилась серьезным осенним дождем…
Прошлой ночью я не поленился и сделал себе хороший основательный костер. Угольки сохранили свой жар до утра, поэтому мне достаточно было лишь положить туда сухих веток и раздуть его. Стоило основательно подкрепиться, ведь у меня на этот день были поистине наполеоновские планы. Впереди, судя по карте, меня ждало несколько скоростных асфальтных участков. Я, как и вчера, снова планировал ликвидировать свое отставание и поставить рекорд как по пройденному расстоянию, так и по количеству посещенных геодезических пунктов. Это были уже мои третьи утренние сборы, поэтому все движения были четкими и отработанными. Я знал, как лучше сложить и закрепить тот конкретный объем вещей, которые у меня с собой были. В этом мне помогал дождик, который то переставал идти, то вновь напоминал о себе и подгонял меня, словно бы намекая о том, что он в любую минуту готов перерасти в настоящий ливень.
Вскоре я выехал на трассу М6, затем свернул на Р5 и пересек Неман. Все было в сплошном тумане. Я практически ничего не видел, кроме дороги. Машин было мало. Все это создавало какую-то нереальную и загадочную атмосферу. Вот только мой иксёныш что-то не сильно хотел разгоняться свыше 80 км/ч. Ну и ладно, он был обвешан грузом, что явно не шло на пользу его аэродинамике. Тем более что в таком тумане ехать быстрее, пожалуй, и не стоило.
Я проехал населенный пункт Вселюб и, свернув с трассы, устремился к геодезической точке с одноименным названием. Однако стоило мне въехать в лес, как я понял, что всем моим планом по-быстрому добраться туда пришел конец и на легкую прогулку рассчитывать не стоит.

Колеи, лужи, грязь, мокрые и скользкие ветки и бревна – все это в обильном количестве находилось на моем пути. Собственно, добрая часть моего лесного участка пути из всего этого и состояла. Порой колеи были такими, что в них запросто можно было оставить мотоцикл.

Сухая обувь? О чем вы? Об этом мне уже даже можно было и не думать. Однако в этом были и свои преимущества – одной головной болью стало меньше.
Как же, все-таки, бывает красив осенний лес. Даже в самую мерзопакостную и дождливую погоду. Представляю вашему вниманию укрытую опавшими листьями лесную магистраль.

Эх, сейчас прокачусь! Однако никуда не девшиеся и скрывающиеся под листьями палки, сучья и колеи быстро остужают мой пыл. Тем более, что вскоре я вынужден свернуть на боковую дорожку, и там начинается настоящее веселье. По периодически полностью перегораживающим мне путь бревнам видно, что это дорогой никто не пользуется. Какие-то преграды я просто объезжаю по лесу, через какие-то перескакиваю, а порой мне приходится спешиваться и оттаскивать такие бревна в сторону. Очень хорошая физзарядка для организма. Тем не менее, я упорно пробираюсь вперед, пока, наконец, проложенный мною маршрут не начинает окончательно расходиться с окружающей меня реальностью. Я понимаю, что оставшийся путь мне будет лучше проделать пешком.
Оставив своего иксёныша отдыхать, я начинаю пробираться по направлению к геодезическому пункту по тому, что я считаю дорогой. Действительно, через какое-то время она начинает просматриваться среди всего этого дикого и мало ухоженного леса.

Тем не менее, эта дорожка снова потихоньку теряется и растворяется среди бурелома. Мне не остается ничего иного, как ломиться напролом. Периодически у меня возникают ощущения, что я все же иду по какой-то тропке, однако я даже не знаю, радоваться этому или нет, ибо она скорее похожа на звериную. В дополнение ко всему я замечаю, что у меня болит лодыжка. Видимо, я повредил ее во время одного из падений. Порой вроде иду нормально, порой приходится несколько ковылять. Начинает усиливаться дождь, а я периодически останавливаюсь, чтобы вслушаться в окружающую меня обстановку. Ведь я тут незваный гость, мало ли, как к этому отнесутся здешние хозяева. Дождь идет такой, что практически невозможно спрятать от него объектив фотоаппарата, но я все равно решаю сделать себе лесное селфи на память.

Это я, где-то посреди заросшей лесной полянки. Где-то там в лесу за спиной остался мой иксёныш, и, соответственно, оттуда я и пришел.
Шаг за шагом я приближаюсь к своей цели и вскоре выхожу на небольшой расчищенный участок, на котором стоит искомый мною знак.

Дорогой ты мой, знал бы ты, как долго я до тебя шел. Я подхожу поближе и вижу, что к нему прикреплена какая-то бумажка. Так, посмотрим, что это у нас.

Написано, что какой-то ВалероС навел здесь порядок. Теперь понятно, почему это место выглядит относительно расчищенным. Вдруг у меня проскакивает мысль, а вдруг ВалероС – это какой-то цирковой медведь, которого отпустили на волю в здешних краях. Но я быстро гоню ее от себя прочь. Надо бы отметиться возле данной вышки самому.

Моя победно вскинутая рука здесь очень даже к месту. Я не знаю, что будет впереди, но пока это оказался самый труднодоступный для меня пункт. Ура! Я сделал это, и вот моя заслуженная минута славы. Когда же шум воображаемых аплодисментов утих, а невидимые прожектора погасли, мне не оставалось ничего иного, как двинутся в обратный путь.
Петляя и преодолев пешком по этому лесу в общей сложности порядка полутора километров, я увидел за деревьями черный силуэт своего двухколесного друга. Ну, здравствуй, дорогой, вези меня… нет, не домой, а, для начала, из этого мокрого безобразия.
Везет то меня иксёныш, но куда ехать решаю я. Для начала пробую проехать по проложенному мною маршруту, но выезжаю по нему на какую-то относительно свежую, но уже заросшую травой вырубку. Колеи, пни и плохая видимость того, что у тебя впереди под колесом. Метров через пятьдесят понимаю, что это неоправданный риск. Бросаю взгляд на часы и осознаю, что, как бы я этого не хотел, но лучше будет, если я просто вернусь на трассу той же дорогой, что и приехал.
И вот я снова на трассе и в объятиях тумана. Впереди меня ждет дорога на Новогрудок. Когда я подъезжал к нему в прошлом году, мне открывались замечательные далекие виды с окружающих высот. Я предвкушал это еще тогда, когда планировал маршрут. Но теперь все скрыто в тумане. Ничего не поделаешь, се ля ви.
Я свернул с трассы перед городом у деревни Слуховичи, а дальше начался эндуро-участок, которого я не то чтобы очень и хотел. Сначала шла обычная нормальная грязь, весьма обильная, но такая знакомая и не страшная. Когда же мне оставалось, наверное, метров 500 до выезда на трассу, грязь сменилась противной и скользкой глиной. Естественно, я не преминул этим воспользоваться, чтобы хорошо на ней растянуться.
Припав разок к земле и поняв, с чем имею дело, я стал ехать гораздо осторожнее, однако это не помешало мне упасть на этом участке еще раз и, наверное, раза 3-4 становиться поперек дороги, чудом устояв на ногах. При малейшем касании ручки газа заднее колесо срывалось в пробуксовку с заносом и стремилось обогнать меня. Да, давно я так не радовался асфальту. А где же фото, спросите вы? Тут уж извините, было как-то не до них.
Я был совсем недалеко от геодезического пункта Пуцевичи, но мой Росинант наотрез отказался ехать дальше и остановился, отчаянно пофыркивая. Ну а разве ж он не Росинант, а я не Дон Кихот?

В тумане передо мной грозно и величественно размахивала своими лопастями современная ветряная мельница. При этом стоило отъехать чуть дальше, как она окончательно скрылась в тумане, оставив после себя лишь мерный растекающийся по всей округе гул. Ну а дальше все стандартно: немножко грязи, немножко песочка, немножко езды по полю, и вот я уже добрался до очередной геодезической точки.

Точка обкопана, но внутри царит бардак. Какие-то деревянные палки в роли ограждения (ну не геодезической вышки же).

В данный момент я властелин этого холма.

А туман вокруг создает абсолютно сюрреалистическую картину. Все мировосприятие ужимается буквально до нескольких десятков метров. Ты словно путешествуешь в каком-то своем измерении. И в этом, как ни странно, есть своя романтика – романтика одинокого странника.

Дороги местного значения достаточно пустынны. В тумане они вообще безлюдны. Поэтому я без особых приключений и остановок добираюсь до заправки в Новоельне. Отдаю кассиру карточку и прошу снять деньги по факту, ибо хочу заправиться под завязку. Однако от кассира следует неожиданный вопрос, хватит ли у меня на карточке денег. Елки-палки, это ж насколько у меня должен быть грязный и взъерошенный вид, чтобы люди начали сомневаться, хватит ли у меня денег на оплату несчастного десятка литров топлива (а больше в бак моего иксёныша при всем желании не влезет). Да, по всей видимости, я уже окончательно выпал из цивилизованного мира. Ну ничего, зато я свой среди полей, лесов, болот и пустырей…
Дождь продолжает накрапывать, но хотя бы туман потихоньку отступает, и моему взору открывается небольшая красивая и уютная Новосёлковская ГЭС мощностью 200 кВт.

Я уже устал бороться с каплями от дождя на объективе, но зато фотографии этого дня лучше передают те условия, в которых я оказался. Я сворачиваю в сторону прямо за электростанцией и устремляюсь к геодезическому пункту Тарасовцы. На этот раз мне не нужно плутать по лесам, ибо данный пункт находится на краю поля. Но до него я успеваю еще раз остановиться, чтобы в очередной раз запечатлеть для себя на память наши прекрасные белорусские просторы.

После целого утра в тумане они мне кажутся поистине огромными. Я несусь вперед, брызги весело разлетаются из-под колес и, преодолев несколько подъемов и очередное поле, я оставляю своего иксёныша стоять на подножке.

Меня снова встречает лишь один желтый столбик с табличкой.

Все заросло травой, никакой надстройки не видно, есть только обкопанный холмик со столбиком.

Оставив за собой поля, я сворачиваю на лесную дорожку и снова устремляюсь вперед. Меня ждут Липичанская пуща и Неман. При этом я настолько увлекаюсь ездой, что умудряюсь более чем на километр проскочить нужный мне поворот.
Проходит почти час с момента моей остановки у предыдущего геодезического знака, как происходит нечто знаменательное и долгожданное. Сквозь облака прорываются лучи солнца, и я начинаю видеть кусочки чистого неба. Такой момент нельзя упустить. Я останавливаюсь прямо там, где еду, на какой-то проселочной дороге, и беру в руки фотоаппарат.

Мой дальнейший путь лежит через Желудок. Нет, я не пою сейчас дифирамбы богу обжорства и чревоугодия. Это такой населенный пункт. В нем я останавливаюсь у Костела вознесения Девы Марии.

Этот костел был изначально построен аж в 1490 году из дерева, а затем перестроен в 1894 году из камня в стиле позднего классицизма.

Более пяти веков назад здесь, должно быть, также останавливались путники. Возможно, что и на том самом месте, где сейчас нахожусь я. Но не только этим костелом знамениты данные места. Стоит проехать один километр, как ты въезжаешь в родовое имение князей Святополк-Четвертинских. Оно представлено дворцом и парковым ансамблем. Я объехал его по кругу, но нормального входа так и не нашел. Зато мне довелось проехаться по одной весьма интересной тропинке.

Тратить время на этот дворцовый комплекс не хотелось, но уж больно интересно стало мне, почему это все входы туда перекрыты. В итоге я нашел дырку в заборе (не правда ли, очень распространенный метод проникновения на закрытые объекты) и совершил небольшую прогулку по парку, а также сделал снимок дворца, построенного знаменитым итальянским архитектором Маркони в 1907 году. Знали бы Четвертинские, какие глобальные события последуют далее, вряд ли бы они захотели вкладывать средства в здешнюю недвижимость.

Устраивать разборки со сторожем или еще кем-нибудь не хотелось, да и иксёныш мой стоял на открытом месте совсем один, поэтому я не стал искушать судьбу и вернулся обратно тем же путем. Не прошло и десяти минут, как я уже подъезжал к очередному геодезическому пункту Лопаты.

Это один из тех пяти пунктов, которые включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, и, пожалуй, один из самых ухоженных. У дороги установлен соответствующий указатель.

Имеется гранитный обелиск и сам геодезический знак. Также установлен и информационный щит.

Стоит отдать должное нашим великим потомкам, которые осуществили огромный фронт работ и создали эту дугу.

Пункт посещен, дело сделано. Теперь же мне предстояло снова вернуться на другой берег Немана (а вообще за все время поездки мне пришлось пересечь эту реку 4 раза). Четвертый день моих странствий начинал потихоньку клониться к вечеру, а я проехал всего лишь где-то половину дуги и сейчас продолжал удаляться от своего дома. Моя экспедиция грозила затянуться дольше запланированного. В размышлениях об этом я подъехал к населенному пункту Липичино, где мое внимание привлекло красивое, но давно заброшенное строение.

Облицовка камнем – это круто. Совсем не то, что современная обшивка сайдингом или какой-либо дешевой бутафорией. Жаль, что у этого здания не нашлось своего заботливого хозяина. Сейчас Липичино ничем особым не выделяется, но, по всей видимости, ранее это была не простая деревня. Ведь ее именем названа достаточно крупная Липичанская пуща, к которой от деревни ведет вот такая старинная мощеная дорожка.

Это вам не какая-то грунтовка или грейдер. Как раз то, что надо для моей подвески. Несусь во весь опор, и тут мои краеведческие изыски прерывает мысль о том, что мне необходимо пополнить запасы своей питьевой воды. Заезжать на заправку или в магазин не хочется, поэтому я планирую решить этот вопрос у колодца в ближайшей деревне. Не успеваю я обдумать все это, как вижу перед собой указатель – святой источник. Вот это да. Чудеса, да и только. Еду туда, куда направлен указатель, и через десять минут возвращаюсь довольный с пополненными запасами. Теперь я не умру от жажды. Жаль только не сделал никаких фотографий, но время, время в этой экспедиции было ко мне беспощадно.
Вскоре я добираюсь до еще одного очень интересного местечка под названием Деречин. На въезде в этот населенный пункт стоит интересный монумент.

Он был установлен во время Северной войны в честь шведских воинов. Но прочитать об этом на самом монументе невозможно — время не пощадило его. Сам же Деречин знаменит тем, что это было имение известнейшего рода Сапегов. Здесь можно было частенько встретить английских и французских аристократов, а Деречин называли «малым Версалем».
Я специально отклоняюсь от маршрута, чтобы заехать и посмотреть на местную церковь и костел, которые виднеются издали. Сначала я подъезжаю к Спасо-Преображенской церкви, построенной в 1865 году в византийском стиле.

Затем я останавливаюсь у Костела вознесения Девы Марии, построенного из красного кирпича в начале XX века.

На этих двух фотографиях хорошо заметно сходство наружных стен из камня по периметру. Да и вообще, у нас нет конфликта религий, а подобные объекты зачастую находятся по соседству друг с другом. Пускай мы и дальше будем точно также жить в мире и согласии.
Выехав из Деречина, я направляюсь на поиски геодезического пункта Золотеево. Ищу пункт, а нахожу местную свалку или, официально, полигон бытовых отходов.

Заезжаю туда и жалею об этом, ибо приходится очень аккуратно следить за тем, чтобы не проколоть чем-нибудь колесо. Я слезаю с иксёныша и начинаю поиски (конечно же геодезического знака, а то по моему внешнему виду можно много что подумать). У меня еще теплится надежда, а вдруг. Но все мои надежды рушатся, когда я подхожу к краю искусственно вырытого котлована.

Геодезический пункт должен был быть здесь. Он был, но уже никому ничего не должен. Его просто выкопали. Оставлять себе фото на память на фоне мусора как-то не хочется, поэтому я просто уезжаю отсюда.
Во время движения мое внимание привлекает большая стая птиц, которая кружит где-то вдали над лесом, образуя собой огромную воронку, наподобие той, из «Ночного дозора». Пока я достаю фотоаппарат, воронка успевает потерять свою форму, и мне остается лишь сделать пару кадров беспорядочно летающего воронья над лесом.


Однако, поверьте, эта воронка была там. Достаточно необычное зрелище. Я его запомнил.
Мой дальнейший путь лежит через Зельву. У меня есть небольшой зуб на этот городской поселок. В школьные годы я занимался гандболом. На своих первых республиканских детско-юношеских спортивных соревнованиях я со своей командой занял первое место. На следующий же год на очередных соревнованиях судьба свела нас с командой из Зельвы, которой мы в напряженнейшей борьбе уступили всего лишь одно очко, что сразу же лишило нас возможности бороться за первую тройку. Давняя история. Посмотрим, как встретит меня Зельва в этот раз.
Первое, что бросается в глаза – это огромный памятник погибшим партизанам на холме.

Я немного покружил вокруг него в надежде найти туда заезд с боковой или тыльной стороны, но так и не обнаружил подходящего места, а уже спереди заезжать на такое место никак нельзя. В этом случае только пешком. Но пешком долго. Поэтому как-нибудь в другой раз.
А пока парочка фотографий Троицкого костела, построенного в начале XX века в неороманском (а по некоторым источникам в неоготическом) стиле. Вот вам и в неоготическом.

Вот вам и в неороманском.

Все, хватит с меня Зельвы. Я зла не помню. Мы в расчете. Впереди меня ждет геодезический пункт Дзергели. Где-то там, за кукурузным полем.

На этот раз вышка на месте.

Фото на память.

Иксёныш, друг мой, не обижайся, тебя я тоже сфотографирую.

А тем временем на часах половина шестого. Нужно срочно искать себе место для ночлега. Эх, даже нет времени попробовать подняться на ту большую вышку, что виднеется на фото у меня за спиной. Ну ничего, чай не последний раз в этих краях. Я выезжаю на маршрут и буквально через пару километров натыкаюсь на подходящий с виду для ночевки лесок, размерами где-то 500 на 300 метров. Зачем-то объезжаю его весь и все равно возвращаюсь к тому месту, которое приметил себе изначально.
Уже начинало темнеть, вовсю гулял ветер, в летящая с неба морось порой превращалась в маленькие такие то ли снежинки, то ли льдинки. Поэтому я решил, что мой шалаш должен иметь достаточно компактное внутреннее пространство. Я по-быстрому вырубил себе несущую перекладину, привязал ее к растущим на нужном мне расстоянии друг от друга деревьям, закрепил на этой перекладине две плащ-палатки и зафиксировал их снизу с помощью маленького бревнышка и найденных мною поблизости камней.

Ах да, я совсем забыл один маленький нюанс. Учитывая сильный ветер, я специально расположил свое укрытие по ветру, соединив концы плащ-палаток между собой и заткнув оставшееся снизу отверстие еловыми ветками и листьями.

И я ответственно заявляю, что в ту ночь у меня была самая классная и запоминающаяся ночевка за всю мою экспедицию. Когда все бытовые вопросы были решены, когда был надежно установлен мой иксёныш, разведен огонь, приготовлен и съеден ужин, выпито кофе, когда я силой воли заставил себя отойти от костра, у которого мне так уютно сиделось, и заползти в свою берлогу, то мне еще долго не спалось. Я лежал и слушал музыку ветра. Как я уже говорил, его порывы были достаточно сильными. Все происходило так. Порой ветер затихал. Затем я начинал ощущать его приближение по далекому гулу и шелесту, доносившемуся до меня из дальней рощи, которая находилась на поле через дорогу от меня. Я лежал и ждал. И вот ветер добирался и до окружающих меня деревьев. Их верхушки гулко отзывались на его напористые порывы, и вскоре весь мой лесной уголок шумел и играл свою осеннюю мелодию. При этом я очень точно угадал с ориентацией своего шалаша: мне внутрь ничего не задувало, но в то же время я ясно ощущал силу природной стихии. Я понимал, что если завтра все сложится удачно, то это может быть моя последняя ночевка в экспедиции. О нет, я не хотел терять и мгновения тех ощущений, но постепенно проваливался в сладкий, тягучий и обволакивающий меня теплом сон…
  • YalokinYalokin
  • Николай
  • 24 ноября 2015 в 14:07
  • 4
  • ?

Комментарии (10)

RSS свернуть / развернуть
0
MOTOPPP
Отлично.
Не понимаю я, когда хрюкая лезут в жижу и радостно говнюкаются в ней с ног до головы.
Но вот такое здравое вездеходство и ночевьё со снежинками — достойное занятие.
Первые фотки вроде как из «Сталкера».
Медведей там нет? А то:
Вы не подскажете, как пройти в библиотеку?
+1
Yalokin
Ну, иногда и просто поговнякаться можно. Это хороший опыт для таких поездок. А медведи где-то ж у нас есть, но ко мне никто не подходил. Наверное, читальный сезон закончился )))
0
MOTOPPP
Разделяю гряземесов на тех, кто в грязи из-за дороги, которая ведёт к какой-то цели, и тех, кто валяется в грязи ради валяния в грязи. Есть такие и на двух, и на четырёх колесах. Первые по делу угваздываются, остальные как-то так… Несерьёзно.
0
MOTOPPP
В виде тренировки — да, наверное надо иногда.
0
Diehard
Смотрю четвертый отчет и думаю — как же у вас там чисто, даже в лесу чистота! Вот если бы не фото с полигона, вообще бы подумал, что у вас мусора в природе не существует. Спасибо за отчеты. Читаю взахлеб.
0
zogar-zag
Для таких путешествий на объектив прямо просится бленда (даже на мыльницу можно самодельную бленду смастерить при желании).
Атмосфера путешествия передана отлично.
0
Yalokin
А бленда, кстати, есть. Только она у меня что-то без дела дома лежит. Надо будет в следующий раз брать, а то я думал, что она только от солнца.
0
zogar-zag
От осадков тоже помогает, главное, чтобы сам аппарат осадков не боялся.
+1
Ivan_Sunych
почти готов продолжить весной по Эстонии и Финке ))))
0
Yalokin
А кто по Украине и другим странам готов поддержать? Потом было бы интересно всем обменяться впечатлениями.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Yalokin, Экспедиция по геодезической дуге Струве. Часть 4