Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. Yalokin → Экспедиция по геодезической дуге Струве. Часть 3


Утро выдалось пасмурным и туманным. Мой иксёныш долго не хотел заводиться. Кто-то скажет, что это не логично и не правильно, но я отправился в поездку с уже практически не работающим аккумулятором. В дороге он, конечно, подзаряжался, но если мотоцикл заглушить, то заряд держался лишь 5-20 минут, как повезет. После этого мотоцикл снова приходилось заводить кик-стартером. Давно было бы уже пора купить себе новый аккумулятор, но я упрямо откладываю это дело до следующего сезона. Мотоцикл я все же завел и очень хорошо согрелся при этом. Надо было отдышаться…
Я взял фотоаппарат и вышел на край леса, чтобы сделать еще пару дальних снимков находившегося рядом со мной пункта геодезической дуги.

Он утопал в тумане, но судьба его была предрешена. Больше я задерживаться здесь не планировал, поэтому какая бы ни была погода, я все равно поехал бы дальше по маршруту.

Сказано – сделано. Я вернулся к своему иксёнышу, который успел хорошо прогреться за это время, и уже через пару минут был у геодезической вышки.

Знак имел вмятину в верхней части.

Интересно, кем и зачем она была сделана? Может это следствие падения?
Как бы там ни было, я двинулся дальше. Если не считать дополнительно проведенные в шалаше сутки, теперь мое отставание от графика составляло всего один пункт дуги. Соответственно, я рассчитывал ликвидировать его, а может даже и создать некоторый отрыв. Для этого мне нужно было поскорее добраться к очередному геодезическому пункту Виднополь. От него меня отделяло порядка 25 километров. Я рассчитывал преодолеть это расстояние (по проселочным, грунтовым и лесным дорожкам) за полчаса, но суровая реальность внесла свои неизбежные коррективы. Я проехал мимо деревни Луды и свернул в поле. Здесь был какой-то загон для скота. Петляя между установленными в земле столбиками с временами натянутой между ними проволокой, я старался выехать к тропинке, которая была отмечена мною на карте.
К слову, у меня уже был опыт встречи с такой вот оградой. Я летел тогда в сумерках по грунтовой дорожке под Минском, по которой проезжал уже не один раз за последние несколько лет, и она никогда не была ничем перегорожена. Но в тот раз я успел заметить впереди себе столбики с натянутой между ними перегородкой. Я начал резко тормозить, но понял, что абсолютно не успеваю это сделать. Быстро поменяв свое решение на противоположное, я открутил ручку газа, в надежде прорвать это ограждение. К моему счастью, между столбиками был натянут шпагат, который я потом несколько минут раскручивал со своего заднего колеса и звезды. Повторять подобный опыт не хотелось, поэтому я внимательно всматривался вперед.
Наконец, участок с рукотворными препятствиями был преодолен, и я даже выехал на некое подобие дорожки. Но как-то она мне не нравилась. Я ехал и пытался понять почему. Вдруг неожиданно я понял, что еду по какой-то заросшей вырубке, ибо то слева, то справа от переднего колеса мелькали едва заметные в траве пни.

Как обычно, пока ты не знаешь об опасности, ты ведешь себя увереннее, но стоит заметить ее, и поступь твоя становится не такой твердой. Я стал ехать медленнее и чуть больше вилять. Закончилось же все тем, что я просто уперся в лес, который виднеется впереди на фото. Дорожка или по крайней мере ее видимость обрывалась и нигде не продолжалась. Я даже слез с мотоцикла и прошелся пешком, чтобы попытаться найти в лесу хоть какую-нибудь тропку. Ничего подобного. Возвращаться не хотелось. В этом случае у меня был только один вариант – уйти чуть в сторону и проломиться через перелесок, за которым виднелось поле. Ну а почему бы и нет? Благодаря своим предыдущим поездкам с друзьями, у меня имелся обширный опыт такого проламывания сквозь заросшие участки леса, кусты и траву, за которой можно было что-то видеть, лишь привстав на подножках. Поэтому вскоре я уже стоял на краю поля, на котором виднелся тракторный след (а ездить по полям с посевами я категорически не люблю и не считаю это правильным).

За этим полем оказалось еще одно, только уже не просто со следом от трактора, а какой-то дорожкой сельскохозяйственного назначения. Водители работающей там техники лишь провожали меня слегка удивленным взглядом.
Вернувшись на свой маршрут, я ехал вперед, зная, что там меня ждет еще одно испытание, а именно протекающая впереди речушка без моста. Факт ее протекания был хорошо виден на карте, ну а уж какой там был брод, и был ли он вообще – это мне было неизвестно. К счастью, все оказалось не так уж и плохо, под слоем воды просматривалось дно, поэтому я без лишних сентиментальностей в виде замеров глубины с ходу форсировал ее и был таков.

Но не успел я проехать и нескольких минут, как меня ждал сюрприз. Я ехал по дорожке, а слева и справа от меня раскинулось поле. И вот в этом самом поле без каких-либо видимых признаков нахождения поблизости населенного пункта стоял памятник, причем достаточно ухоженный.

С момента моего выезда от предыдущего геодезического пункта прошел почти час, а я проехал хорошо если половину пути до следующей остановки. Надо было спешить. Спешил я решительно до тех пор, пока через 10 минут не уперся в заградительный шлагбаум на въезде в лесной массив.

Наверное, вы уже догадываетесь, что я сделал дальше. Правильно, я слез с мотоцикла и пошел смотреть, с какой стороны мне его лучше объехать. Оценив ситуацию, я решил сделать это слева и, едва не завалившись со своим иксёнышем в росшую у реки траву, успешно преодолел данное препятствие. А далее я совершил достаточно скоростную поездку через этот весьма красивый и почему-то закрытый для посещения лес.

На выезде я успел заметить какую-то табличку, что-то говорящую про охотничье хозяйство. Ай, наверное, это мне показалось…
За лесом мне предстояло в очередной раз свернуть в поле. Оно не было перепаханным, не было засеянным. Такие поля я люблю. По ним можно лететь и представлять себя средневековым всадником, скачущим (ну да, я тоже порой скакал, кочки то никто не отменял) на своем лихом коне за удачей. Удача мне тоже не помешала бы, я приблизился к отметке геодезического знака на карте практически на расстояние 100 метров, но его нигде не было видно. Впереди лишь островки леса и поле.

И позади меня тоже поле, пустынное и безмятежное (да, именно от того виднеющегося вдали леса я по нему сюда и приехал).

Но все оказалось гораздо проще. Стоило мне проехать немного вперед, как справа от себя я заметил притаившийся за деревьями геодезический знак.

Он тоже слегка помят, но обкопан и по большей части цел.

Вот и мое победное фото рядом с ним. Ура! Еще один пунктик программы выполнен.

А что же мой иксёныш? Стоит себе припаркован в перепаханном поле.

Можно было прикопать его заднее колесо, но я решил поставить его на подножку.

А как его поставить на подножку в рыхлую землю в поле? Это вам не спортбайк запарковать на асфальте. Но тоже, не так уж и сложно. Наклоняете мотоцикл вместе с подножкой, делаете ямку в грунте, затем подкладываете туда мелкие камушки, потом еще и еще. Вот у вас уже и готов прочный фундамент, на который можно опереть своего друга и спокойно идти заниматься своими делами.
А дел у меня много, на участок маршрута, на который я отводил себе полчаса, пришлось затратить в 3 раза больше времени. Мне хочется задержаться здесь, побыть в тишине полей, но нельзя. Я возвращаюсь тем же полем к деревне, проезжаю километров 10 по грунтовке и выезжаю на асфальт. Ну вот, может мои берцы хоть немного обсохнут на скорости. Они конечно не мокрые насквозь, но сырость и влага чувствуются. Ха-ха, наивный глупец, кто ты такой, чтобы загадывать наперед, что будет?
Мой следующий геодезический пункт Ивье находится прямо в центре лесного массива перед одноименным городом. По карте к этому пункту ведет лесная дорожка, а там еще пару сотен метров пешком (а может и доехать удастся) и порядок. На съезде с асфальте в лес меня встречают несколько припаркованных у обочины машин и целая серия луж на дорожке. Я начинаю объезжать первую большую лужу, зачем-то останавливаюсь на ее краю, чтобы обдумать, как лучше объехать следующую, и не замечаю, как мотоцикл начинает клониться вправо. А опереться то там не на что. Там лужа. Беда. Но думать уже поздно, этим надо было заниматься раньше. Мне остается лишь выставить правую ногу и плюхнуться ею в эту самую лужу. При этом мотоцикл достаточно сильно наклоняется, и моя правая боковая сумка также не избегает этой участи. Ну вот надо же, на ровном месте и такое. Почти на ровном.
Я выбираюсь из этой лужи, и несусь по дорожке к своей лесной точке. Доеду, там буду разбираться. Приехав же на место, обнаруживаю, что никаких съездов или тропок к геодезическому знаку нет. Поэтому, дабы не оставлять своего иксёныша на виду, загоняю его насколько это возможно (а то ж еще и обратно его выкатывать) в лес и начинаю осматривать сумку. Внутри ничего промочиться не успело, все же я мотоцикл достаточно быстро вернул в вертикальное положение, однако водозащитный чехол сумки как-то странно провис. Это естественно, он же набрал воды из лужи. Теперь он грязный снаружи и изнутри тоже. Снимаю перчатки, выливаю воду из чехла. Теперь мои руки тоже не чище. Рву траву и пытаюсь вытереть все это безобразие. Все вокруг сырое, мотоцикл и сумки грязные, я тоже грязный и мокрый. Ну и черт с ним, зато я близко от своей очередной цели. Снимаю навигатор с мотоцикла и устремляюсь в гущу леса.
Я иду и пытаюсь высмотреть в лесу геодезическую вышку, но нигде не вижу ее. Оно и немудрено, ее попросту нет. Вместо нее я нахожу лишь место, где она стояла.

Ошибиться здесь невозможно. Это точно такой же обкопанный холмик, который я видел и на всех предыдущих точках.

А вот куда подевалась вышка? Этого мне здесь никто не скажет. Может разве дятлы, которые активно стучат тут по деревьям? Но, увы, азбуку Морзе и их язык я не знаю, так что как есть, так есть.

Я пробираюсь обратно к моему иксёнышу. Прогулка по сырому лесу не добавила мне сухости. Но это даже и к лучшему. Теперь мне можно не объезжать встречающиеся на пути лужицы, можно смело ступать в высокую траву и продираться сквозь заросли. Мне вообще теперь все можно. Я сам себе хозяин. Я в экспедиции.
После леса меня снова ждет скоростной асфальтный участок. Я несусь по нему, пока моему взору не открывается Костел святого Казимира в Липнишках, окончательно достроенный в 1927 году в стиле неоготики. Он облицован гранитом и входит в десятку самых красивых храмов Гродненщины.

Но Дуга Струве еще более древняя. Вернемся к ней. Мне предстояло найти пункт Даукны, и по карте все выглядело легко. Съезд с асфальта, метров 400 по лесной дорожке, и дело в шляпе. Но и тут все оказалось не так просто.
Во-первых, я не утерпел и срезал часть пути через поле. Затем постарался вернуться на маршрут и найти хотя бы один из двух отмеченных мною съездов, но ни один из них на самом деле не существовал. Я еще раз посмотрел карту и решил прорваться к геодезическому пункту со стороны расположенного рядом карьера. Въезд запрещен? Где это написано? На табличке? Да неужели? Не может быть. Я не умею читать. Разучился. Временно.

Я дал круг по карьеру, но его окружал густой лес без какого-либо намека на тропинки. Вот мой след в доказательство.

Я вернулся обратно и попытал счастья еще с одной стороны. На этот раз удалось подобраться поближе, но уходящая в лес тропинка постепенно в нем же и растворилась. Я заехал в горочку настолько, насколько мне это было удобно, и оставил своего иксёныша отдыхать в промокшем осеннем лесу.


А сам же снова отправился пешком на поиски. Минут через десять мои старания были вознаграждены. Я нашел столбик, возвещающий о том, что это место охраняется государством.

Подойдя поближе, я обнаружил, что под охраной находится совсем не геодезическая вышка, а дырка в земле.

Да, тут есть о чем призадуматься.

Отойдя чуть в сторону, я обнаружил достаточно большой металлический цилиндр, торчащий из земли.

Вот вам очередная загадка. Что это за объект в лесу и какового его предназначение?

От него вглубь леса уходила какая-то дорожка. Я объехал это место с трех сторон, а видимо надо было с четвертой. Ну, не всегда же должно везти. И это, в принципе, радует, значит я не дурак. Возвращаюсь на своем иксёныше на асфальт и двигаюсь дальше, а когда проезжаю агрогородок Дворище, то натыкаюсь на старинную водяную мельницу.

Она была построена в конце XIX века и функционировала еще даже после Второй мировой войны. Хотя сейчас это строение выглядит разрушенным и заброшенным.

Не успев толком отъехать от мельницы замечаю рядом с дорогой еще одно строение, выполненное в том же стиле.

Тоже без крыши и с трещинами в стенах.

Видимо, здесь раньше было чье-то имение. Но времени на тонкости и детали нет, уже 14 часов и мне остается лишь 3 часа на активные действия, потом нужно будет становиться на ночлег. Однако я не могу не остановиться и не заснять те великолепные места, по которым я проезжаю.

Осенняя пора чудесна. Вот стоят уже полностью готовые к зиме деревья, они сбросили все свои листья и ждут снега. Рядом с ними еще горят золотом те, кто не готов так быстро расстаться со своей красотой. А через дорогу от них лежит зеленое поле, как будто и нет никакой осени, это просто позднее лето такое.
Вскоре я добираюсь к деревне Бернути под Лидой, преодолеваю грязевой участок и в очередной раз въезжаю в лесной массив. Ух ты, а дорога то идет совсем рядом с крутым обрывом. Да и геодезический пункт Черники должен быть где-то здесь. Пора остановиться. Я слезаю с иксёныша, вооружаюсь навигатором и отправляюсь на поиски указанного пункта. Это что это получается? Навигатор показывает мне, что нужно спускаться прямо в обрыв. Эх, ну раз надо, значит надо. Стараюсь двигаться осторожно, чтобы только не начать скользить вниз. Так, с этим справились. Что дальше? А дальше нужно подняться на противоположный склон. Туда идет какая-то тропка. Уже хорошо. Забираюсь туда и не могу не сделать пару снимков.


Все то же буйство красок. Ну а также можно оценить высоту и крутизну склонов. Никаких геодезических вышек не видно, поэтому я пытаюсь определить точное место строго по навигатору, но что-то он не сильно хочет показывать мое точное местоположение. Все перемещения отображаются на нем как будто рывками, поэтому я решаю загрузить другую программу. Она работает лучше, но показывает, что мне нужно вернуться несколько в обратном направлении. Что ж, слушаюсь и повинуюсь. Подхожу к краю очередного обрыва и мне открывается следующая картина.

Куски бетона и железа. Ага, да и сами обрывы больше похожи на искусственные. Вспоминаю, что где-то под Лидой стояли наши ракетные части. Может я на одной из бывших стартовых позиций?
Я увеличиваю масштаб и продвигаюсь все ближе к заветной метке на экране. Снова нужно залазить на крутой склон. Весьма крутой.

Хорошо, что здесь есть за что зацепиться. От дерева к дереву карабкаюсь по склону и выбираюсь наверх. Отчаянно пытаюсь найти хоть что-нибудь напоминающее обкопанные места установки геодезических вышек, которые я видел ранее. Но нет, ничего похожего здесь нет. Скорее всего когда-то геодезический знак находился поблизости от того места, где начинается обрыв, и его попросту выкопали при формировании искусственного котлована. Делать нечего, фотографируюсь рядом.

А на обратном пути я делаю следующую фотографию.

Нет, я не сошел с ума, и это не мои штаны. Люди, если кто-то их потерял или забыл где оставил, обращайтесь, я дам точные координаты.
Далее я составил свой маршрут так, чтобы проехаться через Лиду. Во-первых, там я собирался заправиться. Во-вторых, я никогда не был в Лиде. В-третьих, мне хотелось хотя бы одним глазком по-быстрому взглянуть на Лидский замок.
В результате я сфотографировал северную стену замка.

А также сделал серию снимков со стороны Замкового озера.


Ловись рыбка большая и маленькая.

После Лиды я совершил скоростной перегон по грунтовке на 10 километров, чтобы остановиться у Костела Святого Михаила Архангела в деревне Белогруда, построенного в 1908 году в неороманском стиле.

А еще спустя минут 20 я снова припрятал своего иксёныша возле дорожки и пробирался по лесу в поисках очередного геодезического пункта Фальковщизна. Поверьте мне, если бы все эти пункты находились где-нибудь совсем рядом возле дорог или в легко доступных местах, то это было бы совсем не так интересно. Я помню каждый лес, по которому мне пришлось бродить, и все они по-своему разные. Дикая природа и человек в ней, поначалу совсем чужой, но постепенно вливающийся в нее, перенимающий ее ритм жизни и потихоньку перестающий выглядеть как чужеродный элемент. Это поистине интересный и захватывающий процесс.
Сначала я увидел меж деревьев желтый столбик с табличкой.

Вот это да, государство охраняет этот геодезический знак и не дремлет. Быть может, и я сейчас тоже нахожусь по его охраной? Можно несколько расслабиться…
На этот раз охраняется не дырка в земле, а выступающий из нее бетонный столбик.


Вот, позвольте я лично покажу вам его.


В отличном расположении духа я возвращался к своему иксёнышу. Меня смущал лишь тот факт, что до времени, когда следовало переходить к подготовке места ночевки, оставалось всего полчаса. Ну и ладно, полчаса, это ж целых тридцать минут. Еще можно столько успеть, ого-го…
Я выехал из леса прямо к линии электропередач. Обычно возле таких линий идет специальная дорога для их обслуживания. Иногда она полностью зарастает. Но в этот раз мне повезло, вдоль линии шла песчаная полоса. Отлично, это ж просто шоссе. Могло быть гораздо хуже.

Весело пробуксовывая на особо песчаных или затопленных участках, я помчался по направлению к трассе. Да, асфальтированные участки тоже нужны. Они вносят определенное разнообразие и позволяют затем получать более полное удовольствие от тех мест, которые находятся вдали от автомобильных магистралей.
Я даже и не заметил, как приехал в Докудово. Здесь я остановился, чтобы сфотографировать Церковь Рождества Святой Богородицы, построенную из булыжного камня в 1867 году.

А еще через несколько минут я поймал в объектив своего фотоаппарата и сам геодезический пункт Докудово.

Постойте, там же кто-то есть. Неужели, этот человек тоже идет по дуге Струве, как и я?

Ага, оборудование. Да эта вышка, кажись, используется по своему прямому назначению.

Поле чем-то засеяно. Оставляю мотоцикл и иду пешком. Так, посмотрим, что тут у нас.

Все ясно. Могу вам четко доложить, что вот таким вот образом осуществляется трассировка будущих линий электропередач от нашей строящейся АЭС.

А вот и человек, который непосредственно причастен к нашему светлому, как я надеюсь, атомному будущему.

Похоже, что это мой последний пункт на сегодня. Если замахнуться на большее, то придется ночевать под елкой. Вдалеке взлетает большая стая птиц, и я успеваю ее сфотографировать. Не все же пейзажной съемкой мне заниматься.

Где же мне сегодня ночевать? Может выехать к берегу Немана? Нет, так можно и до темноты провозиться с выбором места. Поэтому я решаю остановиться в ближайшем лесном массиве. Я проезжаю пару километров вперед по дороге и сворачиваю на идущую вдоль леса полевую дорожку, а затем, после непродолжительной рекогносцировки, выбираю себе небольшую полянку. Теперь пора задуматься над тем, какого рода шалаш я себе буду делать.
А вообще, что тут долго думать. Взгляд мой падает на небольшое деревце, и я тут же представляю, как все должно выглядеть. Нагибаем, примеряем, замеряем, обтесываем себе подходящий колышек, фиксируем всю конструкцию, накидываем брезент и плащ-палатку, дополнительно закрепляем и их тоже – вуаля, все готово.

Вот для чего нужен колышек. Это основной элемент моей конструкции. Если я его слабо закрепил, то весь мой шалаш ночью взлетит в воздух, и я рискую увидеть звезды.

Хотя, какие звезды, по прогнозу впереди одни дожди…
Темнело, я развел костер, сытно поужинал и вскоре сидел возле него с чашечкой кофе, приятно вспоминая все события минувшего дня и строя планы на день завтрашний. Все хорошо, все отлично. Как говорил герой Олега Куваева из романа «Территория» Сергей Баклаков: «Нет никаких пределов, и нет никаких границ. Идет нормальная вечная жизнь».
  • YalokinYalokin
  • Николай
  • 19 ноября 2015 в 14:04
  • 4
  • ?

Комментарии (14)

RSS свернуть / развернуть
+6
Bruterbrod
Читаю уже 3 часть в захлеб, очень интересно пишете, отлично фотографируете! Спасибо Вам и удачи!
0
fvadim
какой знакомы жёлтый чемоданчик :)
дядька ходит с gps-приёмником, на штативе антенна приёмника. при необходимости, точность определения координат- миллиметры.
ну и ещё раз напишу — там где нет мачты, там столбы и есть те самые пункты триангуляции.
0
zogar-zag
Все-таки ездить одному это совсем не то, что с компанией.
Сам себе хозяин.
0
Serega_Klin
Металлический цилиндр, это и есть пункт триангуляции! В центре его номер ГУГК 8481. Кто-то его вытащил из земли.
0
Yalokin
Прикольно. Может начали эту точку в порядок приводить, да потом все так и оставили.
0
Ivan_Sunych
Первый рассказ, который тянет на мой Оскар )))). Настоящий ПУТЬ!
0
Yalokin
После таких слов как-то сложно даже садиться за следующую часть. По событийному наполнению все дни интересными были, надо вот только теперь, чтобы и их описание соответствовало взятой планке.
0
TORBEEV
Очень интересно. Ещё раз спасибо.
Но когда будет завершение«Вокруг Беларуси зв 14 дней.»? Специально ничего в тех 9 днях не писал. Но вот спросил....:))))))
0
Yalokin
Вернусь к этом после дуги уже и тоже обязательно закончу.
0
Zver1963
Спасибо автору. Хорошо написано, читать легко и фото нормальные, особенно фото шалашей. Детство напомнили.
0
TimSpirit
Молодец. Интересно читать!
Повторю своего коллегу: все пирамиды(надстройки) это только внешнее оформление знака, самая важная часть это пятка, забетонированная в земле. Надстройки очень часто распиливают местные жители на металлолом.
Недавно вот на такой триангуляции был, для понимания масштаба, смотрите на столб ЛЭП. Надстройка самая правая.
здесь был ататат

0
TimSpirit
Не сразу получилось картинку вставить, боролся с планшетом.
0
ptz84
  • ptz84
  • 25 ноября 2015 в 10:10
а самое приятное это ямки с пяткой, весной или осенью, заполненные водой, особенно в конце осени, когда вода в лёд превращается…
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Yalokin, Экспедиция по геодезической дуге Струве. Часть 3