Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. di2mot → Цепь и звезды: Когда менять?


О том, что цепь «тянется» и ее нужно периодически менять не знает разве что тот, кто не читает БайкПост. А вот на звездах предпочитают экономить.
Немного теории, немного фото, немного размышлений.

При первом рассмотрении верхней фотографии ведущая звезда «еще побегает». Но давайте рассмотрим ее внимательно.

Фото №1:

Уже видно, что правая и левая поверхности зуба различаются. А это говорит о износе звезды.
Посмотрим еще поближе и внимательно боковые поверхности зуба.

Фото №2:


Фото №3:

На фото №2 явно видна какой-то поперечный бугор на зубе, которого нет на фото №3.
Немного теории. Боковая поверхность зуба, как и у зубьев шестеренок, делается по специальной называемой «эвольвентой».
Такая форма обеспечивает безударное вхождение в зацепление зубьев и поворот их относительно друг друга без скольжения.
То есть зуб одной шестерни обкатывается, как ролик, вокруг зуба другой шестерни.
Для цепной передачи это так же справедливо, так как цепь не что иное, как «шестерня» ну очень большого, «бесконечного» диаметра. :-)
Внимательный читатель заметил, что на фото №1 приведена звезда с 13-ю зубьями.
Из курса «Детали машин» известно, что при числе зубьев меньше 14 и формировании эвольвенты на зубе, получается «подсечка» тела зуба. Это хорошо видно на фото №1.
Что получается на практике?
Пыль, песок и прочие мелкие, но твердые частички прилипают на ролики цепи и попадают между ним и зубом звезды. Конечно это приводит к истиранию поверхности ролика и зубьев звезд.
Обыденное дело для эндуро:


Отклонение поверхности зуба от эвольвенты приводит к тому, что при каждом(!) зацеплении зубом цепи происходит удар. Сначала «нано», потом «микро», затем «милли» ударчики. Так как это растянуто про времени мы у ним привыкаем и не замечаем. И любому понятно, что при ударе возрастает усилие прикладываемое к звену цепи, тем самым уменьшает срок ее жизни.
Но эти «ударчики» передаются и на шлицы вала КПП:
Фото №4:

Замена вторичного вала КПП это совсем другие деньги, силы и время. (Вариант восстановления шлицов выношу отдельно.)

И процесс износа зубьев на звездах идет в геометрической прогресси! От которого заменой только цепи не избавиться.
Старые, сношенные звезды «сжуют» новую цепь гораздо быстрее.
По этому и можно встретить посты на тему «Цепь гуанамо! У меня такая отходила всего-то пару тыщь...»
А хотелось бы узнать — сколько тысяч км «пробежали» звезды, на которые одели новую цепь.

Внимательный читатель воскликнет:
— Автор, да твою звезду уже переворачивали!
И будет прав.
Перевернуть звезду один из простых способов сэкономить. Не самый лучшие и вполне применимый, минимум в критической ситуации.
Это не исключает «поедание» звездой приводной цепи.
И думающий читатель заметит:
— Ведущая-то звезда снашивается больше, чем в ведома.

И как «мало бюджетный», со всех сторон, напрашивается вариант:
— Перевернуть ведущую при замене цепи. При следующей замени цепи — заменить и ведущую.
Конечно это для случая, когда можно «перевернуть» звезду. Не со всеми ведомыми такое возможно.

Стоимость хорошей цепи в 2-3 раз выше стоимости комплекта звезд.
(Китайцы, японки, европейки и разные модели дадут разное соотношение цены)
— Так стоит ли экономить на звездах?
Ведь на новых звездах и цепь прослужит вам дольше.

PS:
На написание этого поста толкнуло вот такое фото и вопрос «Сколько еще прослужит эта цепь?»

Со всеми вытекающими из этого…
  • di2motdi2mot
  • 28 сентября 2015 в 13:32
  • 19
  • ?

Комментарии (81)

RSS свернуть / развернуть
+4
Jodjoom
скупой платит дважды, а дурак — постоянно. Никогда не экономил на запчастях. Не каждое же ТО замена цепи происходит. Менял всего раз за все время, когда резиночек стало не хватать на цепи.
+6
bvn2
Сломалась дверь? Меняем стену целиком
У всех разные доходы, поэтому кому-то проще поменять что-то одно. В примере автора не понятно как нужно дубасить, что бы так расфигачить цепь. По-мне винить звезду тут нельзя. Скорее всего изначально деффект был у цепи. Нормальные цепи ездят даже на таких звёздах:
+2
bvn2
* в идеале соглашусь — менять нужно разом звёзды и цепь. Но в условиях ограниченного бюджета, менять дорогие звёзды/цепь при маленькой выработке я бы не стал
0
Nikityza
не нужно дубасить чтоб такое сотворить с цепью. Эта цепь установлена на мопеде альфа (что на фото) цена ей рублей 400, она китайского производства. Тянется как хрен знает что, и умирает весьма быстро даже при нормальном обращении с ней. В принципе такой цепи хватает примерно на 3-5 тыс. км.
0
Potter_KRG
не соглашусь с мнением, но чисто за звездочку +1 в карму! )))))
+2
Rangerr
Друже, держи такую же веселую заднюю звезду! Теперь у тебя комплект :D
ps: последствия неверной установки звезды.


+5
bvn2
зачем вы пугаете людей диском от циркуляционной пилы))))))
+1
Rangerr
Блин, а это идея! )) Вторая жизнь ведомой звезды :D
+2
Aronaks
А как звезды жрут цепь, уточни пожалуйста, интересна физика процесса.
+1
di2mot
Трение между роликом и зубом. См. фото убиенной цепи. Ролики сношены снаружи, а часть — вообще на конус. Уменьшение внешнего диаметра самого ролика тоже вызывает «удары».
В нагрузке на цепь появляется «ударная» составляющая при зацеплении за зуб.
+1
Aronaks
И как при этом страдают ролики? Внутри пары ролик-втулка — смазка (цепь же мажем), внутри пары втулка-втулка — тоже смазка(сальники на цепи). То есть речь идет только об износе верхней поверхности ролика цепи. Материал ролика и звезды одинаковый? Никогда не видел квадратный ролик, или ролик изношенный частично. Эта ударная составляющая как влияет на износ? При условии отсутствия абразива в парах трения?
+1
di2mot
Никогда не видел квадратный ролик, или ролик изношенный частично.
Нижняя фотка не убедила? Я тоже ни разу не видел ролики «конусом».

Эта ударная составляющая как влияет на износ?
Она бОльше чем статическая. Это известно и школьной физики.
И усилие с зуба передается на ролик, тот давит на оську (чем больше усилие тем больше «выдавливание» смазки из этой пары). Оська ролика тянет через щеки следующее звено, которое еще не вошло в зацепление. Значит между осью и щеками тоже износ растет. Та самая, пресловутая «вытяжка» цепи. При желании в Гугляндексах найшешь фотки «вытянутой» цепи и новой, на которых явно видно УВЕЛИЧЕНИЕ расстояния между оськами роликов у старой.
Такое любят демонстрировать для цепи ГРМ. Ну а что? То же цепь, то же звезды. ;-)
+1
Aronaks
Цепь вытягивается из-за износа трущихся поверхностей. Ролик-втулка и т.д. Как ударная нагрузка влияет на такой износ? Увеличивает из-за того, что смазка быстрее выдавливается? Про шлицы на валу не спрашиваю +) Просто я пока, не понимая физику процесса, склонен согласиться zogar-zag, что звездой цепь не убешь.
0
di2mot
Как ударная нагрузка влияет на такой износ
Извини, но расписывать школьный курс физики — откровенно лень.
На уровне банальной эрудиции:
При ударе — НАГРУЗКА растет в разы. Сильно ударишь — погнется.
Крутится ролик на кривой оське будет не так, как на прямой. И щеки начнут «подклинивать» на оське.
Классика: одни звенья на изношенной цепи сами не распрямляются.
— Подумай почему так.

Не просто так для шестеренок придумали эту эвольвенту.
— Ну а четакова (однослово)?
Пусть долбются друг о друга. Все равно потом же где-нить всё таки зацепяся друг за друга…
:-)
0
Aronaks
Пример с гнутой осью некорректен. Ударная нагрузка из-за разного шага звезды и цепи влияет на износ самой цепи от слова никак. Ролик тверже звезды. Звезда износиться — ролик — нет. Поэтому про износ цепи на изношенных звездах наверное лучше убрать из статьи. Или объяснить, как же ударная нагрузка из-за разности шага убивает цепь.
+1
di2mot
Ударная нагрузка из-за разного шага звезды и цепи влияет на износ самой цепи от слова никак.
Можно было бы спросить «Доказательства в студию!», но не буду… :-)
Позволю себе остаться при своем мнении, подкрепленным учебником для ВУЗов по курсу «Детали машин» для специальности «инженер-механик».
Любопытствующим, кто хочет разобраться в этом, отошлю к этому первоисточнику.
Благо это все разработано и проработано со времен еще Эйлера.
0
Aronaks
Так может вставить сюда абзац из учебника? Если запилил пост, то наверное стоит и доказательства быть готовым предоставить? Как же ударная нагрузка влияет на износ ролика цепи.
+1
di2mot
— Абзац?
Дружище… Этот раздел курса так и называется «Цепные передачи» с тучей картинок, формул и прочего, чем набиты учебники. А БайкПост не место где постят учебники.
Высказал то, что считаю необходимым и достаточным, как для доказательства в математике. Всё что глубже — подавляющему большинству просто не интересно.
Кто-то воспримет и сделает для себя выводы, кто-то будет кататься на таких звездах, как первая фотка в каментах.
— Вольному воля, а спасенным — рай. :-)
+1
Aronaks
Кто воспримет и будет менять звезду с первой фотки на новую — наверное еще и масло в 3 раза чаще мануального меняет. У богатых свои причуды.
0
di2mot
У хорошего механика и мот всегда на 100%.
А те кто зезды и цепь доводит до указанного состояния и мало меняют раз 5 лет.
Ибо фигле менять? Оно же есть и даже жиденькое! :-)
+5
Aronaks
Ну нет +) Последняя фотка, первая фотка в комментах — это крайность. А первая фотка в посте — отличная звезда, еще ездить и ездить и ездить.
+4
zogar-zag
Теоретически трения между роликом и зубом быть почти не должно, при условии, что ролик не заклинивший.
По моему «вина» растянутой цепи в износе звезд куда больше, чем «вина» убитых шестерен в износе цепи. Не знаю, как это по научному, но у растянутой цепи шаг роликов отличается от шага звезд (особенно ведущей), а отличие шага и ведет к ускоренному износу.
+1
di2mot
А у изношенной звезды 0 расстояние между боковыми поверхностями соседних зубьев тоже становится больше шага цепи. Так какая разница — где именно «увеличился шаг», у цепи или звезды…
+1
zogar-zag
У ведущей звезды количество зубьев чуть больше десяти, а у цепи звеньев больше сотни, вот в этом и разница.
Забыл написать, пост отличный, заставляет шевелить извилинами :-)
+3
Andsah
  • Andsah
  • 28 сентября 2015 в 14:04
Хорошие размышления, правильные.
+1
taifit
Лень, а то бы мог написать про то, как плохо не менять фильтр при замене масла. )
0
Andsah
А на одном из моих мопедов фильтр меняется через одну смену масла. )
0
YourRain
а у меня в мопеде нет маслофильтра. только сеточка грубой очистки. чтожетеперьделать :(
+5
taifit
  • taifit
  • 28 сентября 2015 в 14:10
Зачем все эти рассуждения, если в мануале ясно прописано менять разом цепь и обе звезды?
+1
Andsah
Я в принципе такой же зануда как ты, иногда вопрошающий под настроение в темах про всякую хрернь типа флакончиков с присадками и смены колодок, но по мне так это несколько другое.
Камрад взял на себя труд объяснить механику процесса тем кто считает что если зубья ещё есть то и звезда нормальная.
Видел недавно мопед звёзды которого пережили многое, возможно не одну цепь, так в какой то момент задняя звезда начала стремительно лысеть при нормальной цепи.
0
zogar-zag
Мануалы начинают читать когда уже поздно становится :-)
0
cember
  • cember
  • 28 сентября 2015 в 14:57
коротко и ясно! хороший пост.
а меня все мучает мысль — что мешает конструкторам совместить ось ведущей звезды и маятника?
в таком случае основная проблема цепи уйдет в небытие!
0
di2mot
В BMW это делали, и не только они… Почему не прижилось — это отдельный долгий спор.
0
Aronaks
А какая основная проблема цепи уйдет в небытие?
0
zogar-zag
BMW G450X.
0
zogar-zag
Основная проблема цепи — подверженность ее агрессивным условиям внешней среды. Были раньше некоторые мотоциклы в которых цепь находилась в кожухе, пишут, что у таких мотоциклов ресурс цепи был побольше, чем у открытой при прочих равных.
0
di2mot
Что значит «некоторые»? ;-)
Это Ява.

Да и сейчас делают.
0
zogar-zag
Не знал, я читал про Панонию лохматых годов.
0
PanzerK
На всех совках поголовно цепь в кожухе. С ним вторая крайность возникает — людям лень лазить смазывать и цепь так же быстро уходит в небытье…
-2
zogar-zag
Ни одного советского мотоцикла с кожухом цепи не видел.
0
PanzerK
Чётким пацанчикам он не нужен как правило, а с завода всё поголовно шло с кожухами.
0
di2mot

здесь был ататат

0
ImrDuke
Минск М-106 был. Там цепь так же в кожухе.
-1
zogar-zag
Рядом с бывшим местом жительства несколько месяцев стоял «Минск», кожуха у него не было, хотя конечно не поручусь, что хозяин его не снял.
0
ImrDuke
Минск М-106 1973г.в.
0
Razdolbai
в 1990-м у меня был нулевый Минск — кожух стоял
я его снял, а так же срезал металлическую защиту над перьями вилки
0
Zepp
Вы их в заводском исполнение видимо не встречали. Практически у всех советских мотов были кожухи цепи, про Явы-Чз уже сказано, у ПС-а не было, но там цепь уже расходник.
0
zogar-zag
Когда на улицах мотоциклы советского производства ездили массово я в силу возраста ими не интересовался.
0
Figgyfox
При открытии газа задняя подвеска на таком будет складываться.
+5
deemask
На последнем фото, ролики приняли форму конуса вследствии разрыва и раскрытия. Это не значит, что ролик сточен под конус.
+1
PanzerK
Чистота залог здоровья…
+2
streeturchin
последнее фото надо в учебники…
здесь был ататат

0
Antique
Вчера менял цепь и звезды товарищу на монстре 900
Его звезды пребывали вот в таком состоянии, цепь в еще более плачевном состоянии чем на фото.


К слову о ресурсе звезд. В прошлом году поменял цепь и звезды (DID+Supersprox), звезды чувствуют себя прекрасно (завтра могу фотки кинуть), цепь подтягивал за все время раза 3-4, проехал на этом комплекте уже 23 тыс.
+1
VKODmitry
Вместе с фото, как часто мыл, чем, чем смазывал, пожалуйста:)
0
vasiliy451
Поддержу!
+2
Antique
фото пока не сделал, сегодня погода совсем не летная, завтра обязательно сделаю. в прошлом сезоне мыл раза 2 наверное, в этом 1 раз, мыл керосином, смазывал поначалу смазками в баллоне, потом жаба сказала «хватит» и я перешел на трансмиссионку, смазываю каждые 500-700 км и после дождя. обычно смазываю очень обильно в 2-3 прохода, чтобы маслом вымыло грязь, жду минут 5, завожу на передаче, чтобы распределилось равномерно по сальникам и лишнее вылетело, глушу, вытираю насухо и все.
0
VKODmitry
Вот и я про то ж. С таким способом цепь всегда чистая.Ни тебе песка, ни тебе заляпанных дисков и маятника.
0
Antique
ну когда торопишься или в пути и времени ждать нет, еду сразу, частично конечно попадает на диск, но все реально отмыть. масленку с трансмиссионкой всегда с собой вожу)
0
dyadyawanya
дорого. отработки чтоли нету?)) я серьёзно.
0
Antique
как и обещал, цепляю фото.
на пинах есть немного ржавчины, под дождь попал недавно( исправлю на днях
0
RefigeR
Один важный момент: ударные нагрузки надо бы делить на количество зубьев, одновременно находящихся в зацеплении. Соответственно, задняя звезда изнашивается в 3-4 раза меньше
0
zogar-zag
Ещё за счет упругости цепи ударные нагрузки гасятся и до задней звезды доходят не в полной мере.
0
nikolka
Вопрос/размышление на тему «А что если?».
Вот к примеру, что бы продлить жизнь цепи можно её постоянно смазывать? Т.е. сделать скотойлер и цепь живёт гораздо дольше.
Сделал кожух, сделал скотойлер, цепь почти вечная?
Единственный минус, срача много от масла.
0
zogar-zag
Ты забываешь, о пластичности металла, т.е. цепь все-таки будет растягиваться и подъедать звезды, но конечно гораздо меньше.
0
dyadyawanya
зависит ещё от того, как откручивать газулю.
0
Rean
Сделал кожух, сделал скотойлер, цепь почти вечная?
если сделать кожух, то основной смысл скотойлера теряется (постоянно смывать пыль с цепи), нужна просто максимально липучая, не засыхающая смазка.
На совковых мотоциклах (Юпитер, планета, восход, минск, ява) устанавливались кожухи и цепи ходили долго, а ведь это были безсальниковые цепи и рекомендованной смазке подвергались редко. К тому же эксплуатировались вдали от асфальта.
Скотойлер без кожуха — это уже хорошо для цепи и звезд. Конечно же простой автосмазчик, подающий смазку по времени, неизбежно будет либо делать много маслосрача, либо недостаточно смазывать. А вот смазчики, учитывающие выбег, могут и цепь в смазке держать и лишнего не лить.
0
nikolka
А на современный спорт байк никто не делает кожухов? Ни разу не видел статьи/фото
+1
PanzerK
А смысл? Да и мало чего весёлого когда в жёстком кожухе рвётся цепь… колесо в 99 случаев из 100 уйдёт в блокировку. Кожух на совки ставился исключительно в связи с эксплуатацией на грунтовых дорогах, в первых совках (копиях немецких мотоциклов) кожухов на цепях не было, появился он уже в ходе доработки данных моделей и выпуске 2го поколения советских послевоенных мотоциклов.
0
nikolka
Я о этом тоже подумал. Гиганты как Нонда, Ямаха наверное пробовали кожухи делать, и отказались от этого.
Получается самый оптимальный вариант, скотойлер?
0
dyadyawanya
а так она рвётся и лупит по спине)). а если серьёзно, то много случаев блокировки колеса из-за порваной цепи. а рвётся она из-за изношенных звёзд.
+9
Urals
  • Urals
  • 28 сентября 2015 в 23:45
Любят в комментах поспорить, а на самом деле обе стороны правы. Изношенная цепь сильнее износит новые звезды, чем поюзанные звезды новую качественную цепь( как писали выше изза разницы в количестве изнашиваемых поверхностей и несоответствия межцентровых расстояний), однако отрицать что взаимный износ присутвует и прогрессирует в связи с износом того или иного узла — троллинг! )
0
Anarhist
Спасибо di2mot за то что элементарные истины расписал по крупицам, приятно знать механику процесса. Молодец что находишь время для просвещения масс. А на тех кто спорит с физикой внимания не обращай, когда было доказано что земля круглая, еще долгое время оставались несогласные.
+1
Aronaks
Ага, и переднюю звезду с первой фото тоже бы поменял? Для справки, она такой становиться после 1000 км даже на новой цепи. И плевать хотел производитель на все эти изыскания, если зубцы не саблевидной формы. Вывод прост — менять звезды при саблевидной форме зубцов. Цепь — при критическом растяжении. Так же цепь и задняя звезда переживают 2 передних звезды. Следуйте мануалу, и будет счастье.
+1
liverpul01
Не вопрос, что мануал пишут для дураков, ТРУъ мужчины предпочитают свои знания, но все же полностью поддержу ТС.
0
Sniper-vlz
Я философию замены звезд и цепи вижу вот так:
На одну цепь и одну ведомую звезду менять 3 ведущих. Причём «в хлам» переднюю звезду убивать нельзя, а менять по мере износа определенным образом.
Т.е. если видно, что на ведущей зубья стали хуже чем на задке — меняю ведущую на новую.
Как только зубья на передке и задке поравняются, ставлю ещё одну новую звезду на передок.
И потом просто меняю звёзды на передке по очереди. По мере износа задней звезды вытягивается и цепь. И так до момента, когда цепь по мануалу надо менять. Далее обновляю цепь вместе с обеими звездами.
Главное — держать цепь(ролики) и шлицы вторичного вала чистыми, чтобы не было абразивной масляно-песочно-пылевой пасты.
0
Rean
сколько у тебя обычно выхаживают ведущие звезды и сколько в общем цепь?
0
Sniper-vlz
Я ещё молодой-зелёный, всего лишь 4-й сезон у меня. Мотоциклы меняются быстрее чем комплекты звёзд-цепи по кругу.
Концепцию выработал на основе чтения форумов и здравого смысла.
Надеюсь, что при преимущественно безгрязевой эксплуатации DRZ, цепь пройдет тысяч 20-25.
0
MOTOPPP
Название поста не соответствует содержимому.
Название про «когда», а текст про «как» и большей частью даже про «почему».
Про «когду» мне, например, мануал чётко говорит — при растяжении цепи до 319,4 мм между 21 втулкой цепи.
Также чётко и про совместную замену:
«Never fit a new chain on old sprockets» и наоборот,
«renew the chain and sprockets as a set»
0
kish
  • kish
  • 14 октября 2015 в 19:45
на трансальп в начале сезона прикрутил новые звезды, новая цепь (всё оригинал)!13000 км проехали, раз подтянул, мазал чем попало, но от души:).цепь в чистом виде, как новая.полагаю с такой динамикой износа 40-50 т км проходит без проблем, а потом уже и не жалко всё скопом поменять.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. di2mot, Цепь и звезды: Когда менять?