Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Honda CBR600F4i 2002 → Реле зарядки, он же реле-регулятор, на любой мотоцикл за 2 тысячи рублей (включая пару литров хорошего пива после)

Всем привет!

Сгорел у меня тут давеча РР, к счастью заряда аккума хватило, чтобы завестись с толкача и докатиться до места стоянки, но ситуация неприятная. Беглый поиск по магазинам запчастей показал какую-то безумную цифру в 12 тысяч рублей за оригинальный РР, неоригинал от P&W за 6800 и на разборках от 4 тысяч. Т.к. я принципиально не ставлю б/у детали, а даже прайс неоригинала заставлял жабу раздуваться и квакать было принято решение немного погуглить. И я нашёл решение! Под катом я расскажу как это работает, что для этого надо и какой сорт пива вам стоит попробовать, успешно завершив сборку.




Итак, есть несколько самопальных схем РР, я выбрал так называемую Ever Est, автор — Skrut. Выглядит она следующим образом:



Включает в себя:
1. ULN2003A, Матрица из семи транзисторов Дарлингтона, 500мА, DIP16
2. К10-17Б имп. 1000пФ NPO, 5%, 0805, RPE5C1H102J, Конденсатор керамический выводной
3. KBPC5006 (MB506), Диодный мост 50А 600В [KBPC], 3 шт.
4. BTA41-600BRG, Симистор 40А 600В, 50мА Standard
5. BZX55C13, Стабилитрон 13В, 5%, 0.5Вт, DO-35, 2 шт. (спаять метками друг к другу)
6. MO-50 (С2-23) 0.5 Вт, 300 Ом, 5%, Резистор металлооксидный. 4 шт.
Также понадобится радиатор, он выбирается на свой вкус. И провода — сечение рекомендовано подобрать пожирнее, я использовал 2.5 мм — это с запасом :)

Спаивается всё согласно схеме.

К несчастью, первая версия у меня успешно погорела. Залитая герметиком, пробивающим на массу до полимеризации, как выяснилось позже, и подключённая к бортсети — выбила предохранитель на 30А и весело разогрелась сама. Но как пример компоновки — пойдёт. Да и работоспособность схемы проверил заодно.



Новая версия собиралась так же, но я купил иной радиатор, т.к. предыдущие прокладывания проводов и размещение управляющей части не порадовали своей компактностью.



Это ещё бета-версия, позже я перепаял все соединения для того, чтобы контакты не поотваливались от вибраций. Проверив, я сделал из картонки выгородку и залил всё внутри герметиком-прокладкой от казанского завода синтетического каучука, прайс в автомагазине — 108 рублей за 180 грамм отменного герметика. Бутерброд получился знатный… Т.к. мне хотелось бы продавать подобные РР нужно придумывать другой способ виброизоляции, не столь сильно увеличивающий габариты.

Готовая схема показывает диапазон заряда от 13.3 при всех включенных потребителях и не более 14.2 — на любых оборотах, от ХХ до мигания лампочки отсечки. Греется умеренно, честно говоря не знаю каков был нагрев штатного реле-регулятора, но этот прилично так разогревается. Есть подозрение, что РР греется только когда работает и значит аккум подъело у меня, но это уже решу в процессе. Тест-драйв схемы был проведён — около 500 км отъездил, никаких проблем, заряд стабилен.

Итого: мы потратили где-то 1400 на все детали, включая радиатор и герметик. У нас работающая схема с идеальным зарядом. Что ещё нужно? Правильно, пиво! Шнайдер оригинал, эталон полутёмного «мутного» пива!

Ровных дорог!
  • KonditerKonditer
  • Стас
  • 29 июня 2015 в 0:29
  • 59
  • оценка: +57

Комментарии (59)

RSS свернуть / развернуть
+2
Svetloff
А есть схема с пронумерованными детальками? За подсказку плюс огромный!!!
+1
Konditer
Есть такая, всё в общем-то, понятно, только учти, что симисторы в схеме с тремя диодными мостами другие — ВТА41. Ну можно собрать то, что на этой схеме — тут трёхфазный диодный мост, он, правда, дороже.

0
Patronche
В этой схеме ведь диоды пропускают полуволны напрямую в аккумулятор? Смотрим слева приходит в какой-нить фазе 60 плюсовых вольт и сразу на аккум. Как это работает?
0
Patronche
И еще, мож кто шарит — RC фильтр здесь настроен на мегагерцы — так и должно быть? А вся нижняя полоса в цепь? Вроде это ненормально…
+2
faddist88
Во-первых эта схема работает с АКБ, который как раз сглаживает пульсации.
Во-вторых когда приходит много энергии стабилитрон открывается и симисторы замкают все фазы на +. Получается «короткое замыкание», но из-за маленькой длительности по времени и большой индуктивности обмоток генератора ничего не сгорает. При этом вся лишняя энергия преобразуется в тепло и рассеивается на радиаторе.
0
Kamerunec
есть еще один вариант схемы, просто не могу сдесь вставить.
0
Konditer
Да их уйма.
+1
omfg11
а зачем такие мощные/дорогие мосты?
+1
Konditer
Потому что Ever Est ))
Я паял по схеме — не более. Плюс во всем известном магазине эти мосты не такие уж и дорогие.
0
Sniper-vlz
А ещё надо автор схемы скинуть на пиво вятский квас.
0
YSV
  • YSV
  • 29 июня 2015 в 3:18
Автору зачет за работу, всегда приятно сделать что-то самому. Но вот в коммерческом плане идея не очень, тк у кетайских продавцов регуляторы по 13,5 долларов с доставкой.
0
Yarra
Ну, если атвор сможет выдать хотя бы такую же цену, то будет в выигрыше.
+1
Konditer
Да, китай в плане цены решает. Но себе я рискнул поставить самопальный и не рискнул поставить китайчатину)
+3
faddist88
У кЕтайских продавцов и товары кЕтайский:
Всегда у таких РР нет запаса надежности: все элементы подобраны на пределе или даже хуже, чем должны стоять — а это значит, что сгореть такой РР может либо сразу, либо очень быстро.
Всегда такие РР собраны по кЕтайски: пайка хреновая, термопаста дерьмовая.
Часто такие РР сделаны по кЕтайским нано-технологиям: 3-я фаза отбрасывается — ведь тогда нужно использовать меньше компонентов.
Иногда такие РР имеют только вид РР: берут радиатор, ставят на него разъем с контактами и заливают все герметиком, забывая накидать саму схему.

Именно поэтому я себе собирал сам :)
0
YSV
У кетайцев есть все в плане электроники и не только -есть очень качественные и недешевые вещи, которые может использовать Хонда на конвейере, а есть такое, что удивляешься, как оно вообще работает :) В данном случае я привел ценник с Ебай, там откровенного мусора у серьезных продавцов нет.
0
Michael13
Купил один такой РР за 4000. Вроде хороший, заявлено, что запас прочности и мощности выше, чем у родного. В итоге через месяц перестал нормально работать — через пол часа езды перегревается и на 5000 оборотах выдает всего 13.3 вольта при включенном дальнем свете. А на холостых, да еще если вентилятор включится — проседает ниже заряда аккумулятора.
0
YSV
Не повезло, однако :) Кстати, такое же может приключиться и с самосбором, ибо качество компонентов тоже не всегда стабильно, иногда попадается откровенный брак или подделка от кетайских же братьев по разуму :)
0
Konditer
Конечно может. Но самосбор дешевле в два раза как минимум :)
0
YSV
Дешевле чего, регулятора за 4 р. — да, регулятора за 13,5$ — нет ;)
0
Konditer
Самый дешман что я нашёл у нас — 2300, видимо это тот самый за 13.5 с наценкой продавца. Вот убей не понимаю зачем брать откровенное говнецо.
0
YSV
Любит наш народ всякое г… о :))) © С.Шнуров
0
faddist88
В Китае есть и качественные товары, но цены на них выше чем на кЕтакские товары, а именно про такие РР я и писал.
Качественные симисторы, диодный мост и радиатор даже в Китае будут стоить дороже 13,5 долларов, поэтому за эту цену РР долго не проработает.
Возможно баксов за 70 РР будет качественным, а возможно не очень — как повезет.

ЗЫ Ибей не панацея против Китайцев: мне присылали товары не соотв. описанием, а один раз вообще кинули на 20 долларов (забыл открыть диспут в 40-ка дневный срок).
0
YSV
Ну, для себя, с учетом 10-летнего опыта покупок на ебай, я сделал вывод — надо брать или оригинал, или серьезный бренд, если не хочешь проблем в самый неподходящий момент. В противном случае — лотерея, шансов 80/20. Если купить у нас в магазине, то в лучшем случае 50/50, и это без учета, что море подделки.
0
megathrone
У меня дешевое китайское РР (ну как дешевое, 1500р, не помню по какому курсу брал, это либо 50, либо 25 долларов) сгорело через неделю юзания. А скрутовское два сезона уже работает, выжило даже когда коротнула проводка.
+1
XapoH
Когда сгорит — расовыряй. Будешь удивлён :)
Там от отсутствия контакта силовых элементов с радиатором, до отсутствия одной фазы вообще (ну а чо? У некоторых мопедов с завода третья подключается только вместе со светом. Значит можно и без нее, а из 2х сэкономленных можно и третье такое же реле сделать. Опять же — дёшево)
Хотя может кто-то(!) и нормально стал делать…
здесь был ататат

0
karlson32
Схема надежная, сам поял по ней год назад, работает норм, только стабилитроны покупал несколько разных и перед заливкой эпоксидкой выбирал какой лучше подходит. До осени думаю сделать новое покомпактнее, чтоб встало на родные крепления.
0
Konditer
А как будешь делать компактней? На трёхфазном мосту?
0
karlson32
компактней за счет другого радиатора, шире но тоньше, и возможно ножки у диодного моста чуть подрежу ножки, мост такой же KBPC5006 (MB506), год назад брал запчастей сразу на два реле. семисторы ставил BTA41-800BRG, Симистор 40А 800В, 50мА Standard [TOP-3].
P.S. раньше (немогу найти наверно закрыли) был сайт мотоэлектрика, там было много схем реле в том числе и эта, и как обьяснял Skrut который ее придумал, что эта схема больше подходит для мотоциклов от литра, а под меньшую кубатуру была тоже проверенная схема но немного проще, на одном мосту, к сожалению картинок ее у меня нету.
0
Konditer
Да, мотоэлектро не работает.
Схема на одному мосту — это на трёхфазном. Он подороже, а так — те же яйца, вроде как. В начале комментариев как раз схема именно на такой тип
0
Dyn
  • Dyn
  • 26 февраля 2016 в 14:54
Не работает. Надоел и не был продлен. Если очень надо что то по нему — пишите мне днтр@mail.ru
0
XapoH
ну, во-первых, есть трёхфазные мосты (на 40 ампре, вроде). Т.е. ровно на 2 «коробочки» меньне. А во-вторых — ник то не мешает изменить компоновку. К примеру — на «большой» части радиатора мост, а на «уголке» — симисторы. Горизонтально «друг за дружкой». В результате имеем внутреннюю ширину для деталей — ширина моста+6-7мм. Глубину — ширина тиристора + 4-5мм. Длину — три симистора друг-за дружкой (у крайних ноги в разные стороны, а у среднего — в нахлёст на один из крайних.
Кромк того, никто не запрещает разнести мост и «силу»: мост к раме в любом месте (лишь бы термоконтакт был надёжный. Хоть к картеру). От него 3 провода (можно даже через кондовый разъём) на симисторы с управлением: их тоже можно чуть ли не на корпус сажать.
0
Motochemist
Реально не понял зачем ставить такие мосты? Даже для питания сварочных инверторов нужен 1 КВРС3510-КВРС3506. Надо сразу от электровоза брать. А так схема хорошая, если номиналы другие подобрать.
0
erteg
А почему герметик, а не эпоксидка? Подложку между диодами и радиатором можно из тонкого стекла
0
YSV
В процессе обкатки и доводки лучше герметик, а в серийном образце — эпоксидка, что бы меньше ковырялись :)
0
Konditer
А потому что эпоксидку в мелкой фасовке не нашёл, а покупал кило ни к чему — раз. Даёт усадку, боялся оторвать элементы — два. Но в целом можно попробовать в следующий раз и эпоксидкой. Вообще я думаю всё это счастье сделать на плате попробовать.
0
Vikenty
мысль и решение здравое!!! но вот нормальной принципиальной схемы не хватает! можно схемку с номиналами выложить?
0
Vikenty
ооо, пардонте! проглядел сообщение.
0
Shurik4000
Konditer
Можете подсказать почему на схеме указан один стабилитрон диод Зенера, а в статье вы пишите что:
BZX55C13, Стабилитрон 13В, 5%, 0.5Вт, DO-35, 2 шт. (спаять метками друг к другу)
. Объясните суть, почему нельзя один поставить как по схеме и на что влияет установка второго???
Ниже набросал частичную схему
0
Dyn
  • Dyn
  • 26 февраля 2016 в 14:52
Дело в том что стабилитрона на пол Ватта номиналом на 14В нет. Есть более мощные, но у них ток стабилизации выше. Это не очень хорошо. Поэтому берется два стабилитрона 13В 0.5Вт и ставятся встречно. Таким образом один работает в номинале 13В, а другой просто добавляет еще 0.7В как простой кремневый диод.
0
zbender
Себе впаял «BZX55C14, Стабилитрон 14В, 5%, 0.5Вт, DO-35». Вроде бы, по параметрам подходит… Скинул в лс ссылку, где брал.
0
Dyn
Значит мир меняется. До недавнего времени и когда придумывалась схема такого стабилитрона не было. В любом случае — не заливайте схему. Поставьте на мотоцикл и проверьте как она работает и какое напряжение обеспечивает.
На самом деле эти стабилитроны имеют довольно большой разброс по номиналу. И довольно часто он выходит за рамки заявленных пяти процентов. Чинаброзерс изготовлейшн. Поэтому сначала проверьте результат работы, потом заливайте.
0
XapoH
там есть ещё схема с многооборотной «крутилкой» — стаб чуть поболе (на 15 вольт), и можно выставлять любое желаемое напряжение (в делитель ставится один резистор в пол номинала от схемы, а вместо второго — подстроечник. многооборотный и вибростойкий). Хочешь — 13.8 вольта, а хочешь — 14.5
А ежели внутрь вкорячить РЭС49 (для извращенцев — полевик) с резистором и вывести провод, то можно задействовать «световую» проводку: при включении оного включается реле и подключает шунтирующий резистор, который на пол вольта задирает напряжение. Т.е. 14.2-14.4 можно получить что с нагрузкой, что без.
0
Dyn
Там есть — это где?
+1
XapoH
в этих ваших интернетах.
если по схеме скрута — поц ставится между стабом и резистором (который меняется на другой — меньшего номинала). К «бегунку» от поца — 1й вывод мелкосхемы. Номиналы на вскидку не помню, но могу предположить что цепь «сущестующиу_резистор — потенциометр» должна иметь сопротивление окол 350 ом. Т.е. резистор вместо 300 ставим 250 и поц на 100 ом.
0
Dyn
Не наших, а ваших.
Номинал вы не можете помнить навскидку, Скрут не предлогал схему с uln2003 делать регулируемой. По нескольким причинам.
Но если всё таки сделать то о чем вы пишите, то регулироваться схема будет от напряжения номинала стабилитрона примерно и выше. То есть ставить стабилитрон на 15В несколько не разумно. Кроме того, там вроде конденсатор еще…
0
XapoH
конденсатор остаётся там же — на «первой» ноге мелкосхемы. И схема была не самого скрута, а уже чья-то её модификацияю Правда пока нйти не могу (может дома, в архиве каком?)
Зато нашёлся вариант «скрут»+оптопара (ссылка не проходит — electroforpeople на блогспоте)
0
Dyn
Странно всё это
Схема — там.
Автор — кто то
Номиналы — не помню, но кажется 15 В стабилитрон
Конденсатор на месте — номинал побоку.
О чем разговор — не понятно…
+1
zalex
Еще вариант 1N5244B
FAIRCHILD SEMICONDUCTOR Zener Single Diode, 14 V, 500 mW, DO-35, 5 %, 2 Pins, 200 °C
0
Vittal86
В этом посте все хорошо описано, кроме того, куда паять провода с разъемами. Может это что-то само собой разумеющееся, но мне как человеку, который плохо разбирается в электрике, тяжело это определить. Кто может, помогите советом))
0
bobinventor
Ребята, дайте схему. Желательно принципиальную.
Фотка в этом посте не грузится. Буду очень признателен!
0
Dyn
схема которая делалась в той статье вот
0
0
YOURsheff
А можно ли 2 стабилитрона использовать на 10в и 4,3? Напряжение же будет такое же? От 13 до 14,3?
0
YOURsheff
Такие 10В(1N4740A )+ 4,3В(1N4731A )
0
FancaR
Можно, но именно в это напряжение Вы всё равно не попадёте скорее всего. Если уж очень хочется подобрать какое-то определённое напряжение, то нужно брать несколько пар стабилитронов (можно диод к стабилитрону). Но на практике в этом нет никакого смысла. В оригиналь
0
FancaR
ной статье Скрутта (автор схемы Scrutt) упоминается включение с диодом. Так же, как упомянуто в статье топик-стартера, данный стабилизатор греется. Это происходит без нагрузки — когда симмисторы открыты и шунтируют генератор, ток через кристалл максимальный. Поэтому не рекомендуется ставить светодиодные лампы и прочее, если радиатор хилый и\или не хочется греть эту штуку.
0
YOURsheff
Радиатор большой, а я думал, что от подключения будут потери и выйдет в районе 14-14,2…
а не попаду, в смысле будет больше напряжение?
0
nikanorM
Вставлю пять копеек. Категорически не рекомендуется соединять впраллель диоды. Либо добавлять балластные резисторы, что сильно увеличивает падение напряжения и количество выделяемого тепла, либо ставить одиночные более мощные диоды.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Honda CBR600F4i 2002, Реле зарядки, он же реле-регулятор, на любой мотоцикл за 2 тысячи рублей (включая пару литров хорошего пива после)