Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Honda CBR500R 2013 → Первые потери в процессе ремонта CBR500

Рано или поздно мотоциклы падают. При этом редкое падение происходит без последствий, требующих замены той или иной запасной части.
Самыми страдающими являются поворотники и рычаги сцепления и переднего тормоза.

Вот и меня постигла эта учесть. Если с поворотниками более менее разобрались. Нужно клеить, т.к. при следующем падении хоть сломается в том же месте :-)

С рычагом тормоза, сломавшимся в аварии я столкнулся впервые.

IMG_3939.JPG
Вот в такую $ согнулся рычаг тормоза от поцелуя с голубым Ниссаном.


Полез я по интернетам выяснять, как это дело можно исправить. Ведь не шутка — новый у официалов подорожал до 3000 рублей!


С одной стороны поиски были долгими, но относительно безрезультатными. Ссылки приводить не буду, но все сводится к трём выводам:

1. Править можно. Для правки можно греть, а можно и не греть.
2. Править нельзя. При нагреве и деформациях рычаг теряет свои свойства и либо ломается при правке, либо ломается в самое неподходящее время.
3. Править можно, но строго соблюдая методику. Сначала греем до 600 градусов, медленно остужаем… правим… После пары абзацев понял, что это методика не для меня.

Подготовил инструменты:

IMG_3955.JPG
Тиски, газовый балон, горелка, пасатижи — простой набор для операции с неизвестным исходом
(еще перчатки были сварщика для защиты от ожогов)


Сначала потренировался на "кошках". В качестве подопытной была выбрана планка из "алюминия", купленная по случаю в одном из строительных магазинов.

Нагреваем, и гнем… Туда, сюда… туда, сюда. От удовольствия и счастья остановился только раз на 5-6.

IMG_3953.JPG
Результат на  подопытной "кошке" предвещал победу над сколиозом рычага тормоза!


Успехом я был одушевлен! Кнется легко! Не ломается.

С этими радостными мыслями обратился к химику на работе, чтобы узнать детали. Химик просветил, что все что похоже на алюминий, не алюминий вовсе, а различные сплавы. Будет гнуться или нет заранее определить будет сложно и самое правильное это попробовать гнуть на горячую. Если гнется — повезло. Нет — бежать в магазин за новой деталью.

После этого решил потренироваться на рычаге тормоза от CBR500. Новый рычаг заказан, так что риски относительно невелики.

Исходно имеем рычаг, который деформирован в двух плоскостях:

IMG_3939.JPG
Рис. 1. Загнут кончик рычага

IMG_3938.JPG
Рис. 2. Еще вот такая деформация. Изначально он был прямым.


Операция началась. Сначала попытался сделать рычаг прямым. Грел долго… очень долго… увы результата особого добиться не получилось. Одной рукой выправить деформацию на Рис. 2 не получилось.

Приступил к деформации более простой Рис. 1.



Счастью не было предела! После нагрева рычаг становился податливым и достаточно легко менял свою форму. Поправил и… обнаружил небольшую трещину в месте правки.

После охлаждения с приложением относительно небольших усилий руками рычаг разделился и моему вздору предстала вот такая картинка:

IMG_3941.JPG
Более светлая часть — где производился нагрев. Более темная — с той стороны возникла трещина.
Как оказалось это не особенности литья рычага, а всего навсего — темное — разрыв металла по горчему, а светлая часть — разлом холодного металла.


IMG_3951.JPG
Более наглядно место излома можно определить по линейке. Постарался выдержать расположение рычага относительно линейки такоеже как на фотографиях до исправления


Пока для себя сделал несколько выводов:

1. Химик оказался прав — не все "люминиевое" можно исправить под нагревом. Все зависит от состава из которого деталь сделана. Узнать свойства материала можно только опытным путём.
2. При нагревании структура рычагов (вероятно только из некоторых материалов) необратимо меняется. В лучшую или худшую сторону не известно.
3. Возможно стоит прогревать более тщательно, но тогда структура может измениться окончательно с неизвестными последствиями.

Сегодня (05.04.2015) еще попробывал различные варианты правки рычага. К сожалению вывод неутешительный — рычаг от CBR500RA правке подлежат лишь очень граниченно:

1. На холодную не гнётся совсем, а сразу ломается! Гнется на холодную только в том месте где совсем металла мало (собственно там и загнулся при аварии).

2. Странно, но плачевность результатов изгиба различна при изгибании разных направлениях. Точнее результат всегда один и тот-же появление видимых трещин, но появляются они то раньше то позднее.

При нагреве изогнул рыча вот в такую форму:
IMG_3957.JPG
Трещины появились быстро при изгибе к рулю


IMG_3960.JPG
Мелкая трещина при изгибе от руля


Углы изгиба примерно одинаковые. При этом если гнуть рычаг в сторону грипсы руля, то трещины появляются быстро, а вот если гнуть от руля, то трещины появляются позже. С чем это связано не знаю, плацебо эффект не исключаю.

Еще немного покопавшись в интернетах обнаружил несколько советов (верные или нет на практике не проверял):
1. Нужно не перегреть — правильная температура (вероятно в некоторых случаях) является температура плавления мыла.

2. Гнуть лучше не пасатижами, а трубой или накидным гаечным ключом.

IMG_3963.JPG
Примерно так гнуть намного удобнее.


3. Есть производители, которые изготавливают рычаги с возможностью правки, т.е. материал таков, что без нагрева, но с приложением определенных усилий рычаг можно несколько раз вернуть в первоначальное положение.

Теперь начинаю варить пластик… надеюсь, результат будет более обнадёживающим :-)

P.S. Приму в дар сломанные рычаги для практики и экспериментов! :-)
P.P.S. В связи с юбилейным 50-м постом принимаю поздравления и пожелания ;-)
  • sixbisixsixbisix
  • Андрей
  • 4 апреля 2015 в 21:26
  • 2
  • ?

Комментарии (59)

RSS свернуть / развернуть
+3
Yaroslav2007
закажи китайский рычаги с алиэкспресса, а пока с этим.
0
sixbisix
Уже заказан, вместе с другими запчастями, фирменный за 900 рублей :-)
+1
Vitaha_N
Рычаг рычагу рознь. Прав твой химик, при кажущейся одинаковости сплавы и их свойства могут быть совершенно разными. Когда то равнял рычаги с Явы, загнутые в похожий крючок. Зажал в тиски и просто на холодную выправил — они мягкие как алюминиевые ложки ))) В любом случае эксперимент лишним не будет
0
Rianon
В советское время на цветмете не экономили :(
+1
Kagi
  • Kagi
  • 4 апреля 2015 в 21:59
Мне как раз такие обрубленные (даже побольше) более удобны. Т.к. сцепу и тормоз я выжимаю 2 пальцами. И чтобы не мешались остальные — такой короткий куда удобнее. Но эта имха
+2
KeshaBamos
в похожей ситуации сходил в сервис радиаторов где аргоном с флюсом и матами половинки сварили вместе, еще час напильника и наждака и рычаг как новый =)
0
sixbisix
Хорошая мысль! Только вот в Москве наверное услуги сварщика будут стоить около 300-500 рублей (если не хороший знакомый) за сварку этого элемента. А тут уже рукой подать до покупки нового под заказ.
+2
KeshaBamos
300 и пол дня — в разгар сезона время имеет значение =)
0
sixbisix
Про разгар сезона никто не спорит! Тут каждое мгновение на счету!
0
AnakreoN
Аргон же по длине шва платят…
0
sixbisix
Если шов короткий, то дешевле определенной суммы не сделают :-( Если не подарят конечно :-)
+2
Marklar
Недогрел.
Надо было получше погреть, они правятся без таких усилий, как на видео.
0
sixbisix
Да тоже чувствую, что не догрел. Когда прогрел посильнее он как пластилин стал. Только беспокоит одно — изменение структуры — не станет ли он совсем хрупким и не рассыпится ли в порошок.
0
sixbisix
Т.е. в самом начале начал выпрямлять не прогрев до конца. Потом пошло намного лучше, но все равно судя по срезу прогрел не до конца :-(
+1
Vitaha_N
Кстати, судя по фото места излома нагрев производился только с одной стороны, возможно равномерный прогрев по кругу дал бы совершенно другой результат
0
sixbisix
Да это точно была моя ошибка. Поэтому и структура такая неравномерная стала. Трещина была как раз на той стороне, где не прогревал.
+1
Nacked
Поздравляю с юбилеем и желаю не ломаться самому и никому ничего не ломать! )
0
sixbisix
Спасибо!
0
IceRider
Какие-то ты сложные способы ремонта выбираешь. Теперь у тебя нормальный короткий рычаг, вместо гипертрофированного длинного. Варить пластик? Клей его. Или, в худший случаях, паяй.
0
sixbisix
Тут главное процесс :-). Рычаг короткий как запасной останется, а вот попробывать выправить очень хотелось.
Пластик сварить — тоже попробывать желание есть. По большому счёту по отношению к пластику сварить=запаять. Так что будем варить.

ABS пластик разве можно клеить?
0
Vitaha_N
Опять же пластик пластику рознь. Какой то клеится, какой то нет. Клеил другу обломанные элементы крепления на передний пластик Suzuki Bandit 600S, и на него же поворотники, один корпус поворотника так вообще склеил из обломков двух разных — успешно
0
IceRider
Вот насчет ABS не скажу, а свой родной я вполне спокойно клеил простым набором для ремонта бамперов — стекловолокно + смола.
0
sixbisix
ABS стеклотканью и смолой незя — плохо держится и со временем от тряски отслаивается. По поводу клейки термопластиков найти ничего не мог подходящего.
+1
VoFFkA
ABS отлично клеется Дихлорэтаном.
0
sixbisix
Спасибо за подсказку! Начал изучать этот вопрос, т.к. со сваркой некоторых отломков возникали технологические проблемы! Там оказался целый мирок химии!
0
djafar737
за два пятьсот купи короткие складные курки и (не дай Бог) падай сколько хочешь!)))))))
а это только аргоном варить! и то сломается не на шве, а рядом ((((
0
del34
  • del34
  • 4 апреля 2015 в 23:30
Ну а что такого, напильником подровнял и всё.
Главное глазом не упасть на него.
0
biohazard
1. Что согнуто ударом, разгибается только ударом, без нагревов или охлаждений
2. Курки удобнее, и для городской езды правильнее
© навеяно горьким опытом
0
zogar-zag
Мне кажется продольный изгиб можно было выправить без нагрева, а «крючок» вообще не трогать, тем более, что заказан новый рычаг.
0
k1r1a
у мен вышел тот же результат при минимуме затрат времени и ресрсов, я просто вставил трубу в завернутый кончик, и плавно потянул на себя, он очень легко и быстро остлся в трубке, и перестал мешат выжимать сцепку, пок так и катаю) новые буду заказыать)))))
0
X-RR
  • X-RR
  • 5 апреля 2015 в 1:22
Я выравнивал с помощью рук и тисков, в одной плоскости (которая у тебя на рис.1) выровнял.
0
LoocDog
выравнивал на своей каве рычаг сцепления, на холодную, до сих пор нормально ниче не сломалось.
0
BlackBOLT
Складные ручки точно также разваливаются при падении как и не складные, но складные они ощутимо дороже. Защита рычагов нужна, скобы алюминиевые на руль, как у ендуристов. А если лопухи еще поставить, так и в холодную погоду от ветра защищать будут.
0
sixbisix
Присматриваюсь к алюминиевой защите на руль, но не на все моты она есть. Сейчас появляются не дуги, а «Г» образные защитные скобы. А ветровики на ручки уже куплены — без них мокрую погоду, да и в прохладу очень неприятно!
0
VoFFkA
Если у тебя руль из трубы, а не клипоны, то можно будет поставить любую защиту рук с титановой вставкой. В торец руля крепится один конец защиьы с помощью анкера, другой конец крепится на руль креплением из двухполовин ближе к креплению руля.
+1
VoFFkA
Рычаг не был критично помят, чтобы его править.
0
sixbisix
Согласен, тут был спортивный интерес: можно или нельзя выправить.
здесь был ататат

0
sixbisix
Уже поздно :-( Рычажок разделился на четыре маленьких кусочка в процессе экспериментов :-)
+1
SSony
  • SSony
  • 5 апреля 2015 в 13:22
ожидаемо… у меня на китайце тоже отломился кусок после правки. До продажи так и ездил. Если до Минска не приедет, советую так и сделать)))
0
sixbisix
У меня рычаг заказан вместе с поворотником и лапкой тормоза. Так что жду все вместе, а этот рычаг пущен на эксперименты.
0
SSony
Ну раз все вместе, тогда можно и на эксперименты. Согласен. Будем шаманов тогда просить, чтоб нашаманили своевременную доставку и безпроблемный монтаж всего и вся на свои места!
здесь был ататат

0
sixbisix
Для получения ответа и была принесена жертва в виде погнутого рычага. К сожалению до этого ответа на вопрос о возможности правки нигде ответа не нашел, вот и решил экспериментировать.

Фрезерованые рычаги должны иметь неплохой запас по восстановлению в исходное состояние. восстанавливаться.

Теперь буду искать ответ на вопрос: можно ли восстановить пластик в домашних условиях? :-)
0
SpeedSG77
Мои поздравления с полтинничком :-))))
0
sixbisix
Спасибо! А ты уже к «вековому» рубежу подбираешься! :-)
+1
XapoH
  • XapoH
  • 5 апреля 2015 в 19:24
родные «хоновские» и «сузуки» разгибал подобным методом (по одному, соотвественно) только так. Причём не «сам додумался», а подсказал чел, который зарабатывает масло на свой хлеб именно ремонтом мотов (среди прочего). Только для разгибания использовал полуметровый кусок трубы — одеваешь его до места, которое нухно разогнуть и слегка начинаешь тянуть «куда надо». Пока не почувствуешь «пружинистось». После этого (удеоживая) греешь нужное место, «плюс сантиметров 5 в обе стороны». Когда достаточно нагреется, то труба «сама пойдёт». Один стоит уже два сезона и хоть бы что. Второй лежит «про запас» :)
ЗЫ. Чел предупреждал, что делать нужно осторожно («с чуйвством»© ) и помогает обычно только один раз. Потом ломается.
0
sixbisix
Может раньше из другого состава эти рычаги делали?

Если помогает только один раз, то точно микротрещины после правки появляются и ручка становится менее прочной.

Без появления видимых трещин у меня разогнуть немного получилось, но до исходного состояния увы без трещин не дотянул.
0
XapoH
ИМХО — рычаг лопнуть мог в трёх случаях:1. Уже была микротрещина (уже образрвалась при падении); 2. Было приложено слишком большое усилие при недостаточном прогреве; 3. Сам рычаг из силумина (но тут бы он сразу сломался, а не загнулся).
Когда я свои разгибал, но в начале рычаг ачинал иди совсем по чуть-чуть (казалось, что отломаю), но после нескольких секунд доппрогрева было ощущение, что он из пластилина. Один рычаг я даже перегнул — пришлось «по горячему» немного возвращать назад.
«Мои» ручки родом из 88-го, а «хондовская» была из второй половины 90-х.
А вообще я не думаю, что тут материал виноват — что согнулось, то можно и разогнуть. Это лишь вопрос технологии.

ЗЫ. кста, вспомнил — «догибал» и тетий.Ещё советский. На «ураллей-днеперсон» — у владельца оказалась маленькая ладонь и он до тормоза нормально не дотягивался пальцами. Даже трижды грели и гнули и ничего. Правда там гнули у «корня».
Всё только разгибал трубой, постепенно и грел пропановой «паяльной лампой» («спец» мне говорил, что чем по-серьёзнее (резаком) можно легко расплавить. А вот такая «паялка» — самое оно. Сама горелка, по ходу, похожа на твою.)
0
sixbisix
Да, ощущение пластилиновости было. Причем четко заметна разница.
Это был первый опыт, поэтому вполне вероятно, что «технология» выпрямления была нарушена :-)
0
Rianon
Интересно, а трубогибом наверное будет легче и более безопасней?
+1
XapoH
ни разу. Сломается на раз. Там очень аккуратным нужно быть. Мало того — хорошо представлять в какои месте гнуть. Точнее — прилагать «силы».
У меня был практически такой же (уронил стоячий мот через месяц после покупки) — вполне даже разогнулось. Езжу до сих пор.
Я взял трубу такого диаметра, что бы «шарик» был внутри трубы, а одна стенка опиралась чуть выше середины загиба (если не ошибаюсь, «дюймовая» подошла). Потом, по мере разгибания перемещал трубу «по миллиметрам» так, что бы к концу край трубы был уже нижезагиба (ближе к креплению).
Ну а потом дал остыть и покрасил :)
Тут главное не торопиться и не переусердствовать с «силой» — каждый раз конец (полуметровой) трубы у меня смещался на сантиметр-два. Скинул, посмотрел, одел, снова подогнул. Не забывая постоянно подогревать.
+1
sixbisix
Не не получится точно. Тут нужно чувствовать рукой податливость металла. Трубогиб этого чувства не даст, да и грубоват он для такой тонкой работы.
0
del_x6
Ломал ручку тормоза в ДТП. Был весьма удивлен, когда в ближайшем мотомагазине мне подобрали ручку от чоппера Кавасаки или ХД, необычайной блестючести и длины :) Встала как родная, только пришлось подклеить пластинку, чтобы лягушка стоп-сигнала нажималась нормально
0
RideBike
отпилил, обточил и нет проблем)
0
borz_88
Я намерено обе ручки обломал, так удобнее даже и смотрится лучше
+1
aspirin
sixbisix
почему рычаг нормально не прогрел — и ежу понятно, что на холодную он поломается.
это тебе еще в мотошколе должны были объяснить, т.к. там половина мотов с погнутыми рычагами катается.
0
sixbisix
Может горИлка нужный градус не обеспечивала :-) Буду еще экспериментировать.

Пока склоняюсь к мнению, что это не руки кривые и не пламя недостаточно горячее, а металл такой малогнущийся у нынешних стоковых рычагов. По весу очень похоже, что силумин :-(
0
aspirin
ручки никогда из чистого алюминия не делали.
А как по весу ты определил, что силумин, а не алюминий? плотность то у них одинаковая :)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Honda CBR500R 2013, Первые потери в процессе ремонта CBR500