Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. Elessar → Безумный колхоз 6: мастрячим мордовки (цепи) на колёса для зимнего эндурства

  

Добрый день, друзья! Оказывается зима на дворе, Новый Год, Рождество, время чудес, новых свершений и оптимистичных планов на будущее. Мототоксикозом можно плавить льды Антарктики и Десперадо мой двухколёсный мёрзнет в гараже в -28.

Значится, обзавёлся я таки мотиком Suzuki Djebel 250 2003 года выпуска. Вот, буквально неделю назад он у меня появился, а я уже начал с ним химичить. Это ж эндуро, ё-моё! А значит можно гонять зимой!

ВСТАЛ вопрос повышения качества сцепления колёс со снегом/льдом/мёрзлой землёй. В распоряжении у меня нет второго комплекта покрышек чтобы делать ошиповку. Покупать и ждать их не хочу. Кататься хочу! Поэтому в качестве альтернативы шипам я выбрал МОРДОВКИ. Зря, как оказалось.

В этом посте я традиционно по-наркомански расскажу, что же у меня получилось из всего этого, опишу впечатления о зимних поездках и о самом мотоцикле Suzuki Djebel 250. Значит, берите чай, булочку и давайте вместе окунёмся в мир зимнего эндуризма. Не заскучаете, надеюсь. Там много всяких фотокарточек. Было бы больше времени, понаписал бы меньше, но, что уж есть.


Итак, уаперуих заранее извиняюсь за сумбурный стиль изложения. Во-вторых, активно принимаю поздравления с покупкой нового мотоцикла :-)

Ну, понеслася! Идея заиметь эндуро у меня возникла ещё пару лет назад, когда я поехал к брату в деревню. Оказалось, что я буквально вляпался в коричневые приключения. Это были 8 км ада, ужаса и пота по осенней распутице на круизере, с дурью в голове и адреналином в крови. Вдруг, кому интересно, то можете почитать тут.

  



Тогда я и подумал, что этот кусок дороги я бы хохоча проехал на эндурике. В тот раз я знатно припотел, а в последний момент даже слегка отчаялся, думал не выеду обратно. Тогда мой брат напомнил о МОРДОВКАХ. Их я сделал из какой-то пластиковой верёвки, которой обвязывают колёсики с сеном. Получилось круто. Я выехал из этих говен ни разу не упав.

  

  


Итак, какая у нас вводная. Имеем жуткий мороз на улице, -28, зуб на зуб не попадает, имеем пару вечеров свободного времени, новый мотоцикл, дюжину метров какой-то цепи из строймаркета. Ах да, ещё нам понадобится щепотка безумного энтузиазма и железный трос. Их есть у меня!

А чего у меня нет, так это второго комплекта покрышек под ошиповку, терпенья для ожидания, пока они придут, если я их всё же куплю, ну и порядочный нищеброд я. А ещё интересно, почему так мало информации по использованию мордовок на мотоциклах? Информации о ошиповке полно, а о цепях ни-ни. Теперь-то понятно почему, но пойдём по порядку.

Ну, раз уж упомянул о шипах, то давайте скомпонуем основные типы объёжения колёс:

1) Объёжение болтами М3 или М4, с шайбами и стяжкой одной или двумя гайками. Дёшево, сердито, весьма трудоёмко, материал болтов мягкий и достаточно быстро стачивается об асфальт и мёрзлый грунт.

 

2) Объёжение колёс саморезами с клеем. Саморезы вворачиваются в шашечки и снаружи торчит только шляпка. Ещё дешевле, менее трудоёмко, намного хуже «держак», если саморез выпадет, то в эту же дырочку уже не закрутишь новый, есть риск прокола камеры изнутри остриём самореза.

 

3) Аналогично, но саморезы вкручиваются изнутри покрышки остриём наружу. Опционально сверху можно понакрутить гайки с шайбами для лучшей фиксации. Чуть дороже, лучше сцепление, лучше материал саморезов.

 

4) И, наконец, вариант для настоящих мужчин. Ощетинить колесо дюбелями. А если ещё и шайбу сваркой прихватить, так вообще получится самый смак. Дороже всего, лучшее сцепление с матушкой землёй, лучший материал шипа, не стачивается, но труднее всего сделать.

 

Но вернёмся к нашим сколопендрам. Значится, пошёл я в строительный магазин, тут же ко мне подскочил помогала и давай всячески меня обхаживать. Пытался выведать на кой чёрт мне нужна цепь, какой грузоподъёмности, короткозвенная или длиннозвенная, оцинкованная или закалённая. Но когда я сказал, что цепь мне нужна для мотоцикла, он как-то сразу поник и помолчал секунд 15. «Это на колёса, чтобы зимой ездить» уточнил я. Это его заинтересовало и в итоге мы выбрали с ним короткозвенную оцинкованную цепь 5мм толщины. Пожелав удачи, он напутственно шлёпнул меня по плечу.

Ах, да! Перед этим всем делом я думал о «рисунке протектора» сплетаемого из цепи. С высоты своего невежества я рассуждал так: какова функция заднего колеса? Толкать мотоцикл вперёд. В какой плоскости необходимо максимальное сцепление? В продольной. Т.е. максимально эффективно заднее колесо будет работать, если к нему приделать поперечные пластины, как у корабля с приводом на гребное колесо. А что с цепью? Т.е. нам нужно сделать поперечные мотки цепи вокруг покрышки.
Но такой подход хорош только в продольной плоскости. Т.е. мотоцикл хорошо будет ехать вперёд, будет грести колесом словно безумный кабан, но в поперечной плоскости он будет неустойчив. Будет таскать зад мотоцикла вправо-влево, грубо говоря. На деле так и случилось.

А с передним колёсиком что? А то же самое, только его функция — задание направления для движения мотоцикла. Как заставить его делать это? Тут переднее колесо должно быть устойчиво против поперечного сдвига на земле. Какую форму протектора необходимо сделать, чтобы я не грохнулся в коричневую жижу уже через метр езды? Нужны продольные борозды, канавки. Значит и цепь на колесо нужно уложить таким образом, чтобы руль у меня не подламывался при переезде снежной колеи. Тут у меня ещё возникла идея ввинтить в звенья цепи болты, так чтобы они образовали шипы.

Конечно же, вся эта демагогия справедлива для мягкого покрытия типа снега/песка/грязи/манной каши. Но я в своих рассуждениях опростоволосился. Сейчас я уже понял это. Беда в том, что укатанный снег почти равен льду, особенно после оттепели. А звенья цепи относительно гладкие и не втыкаются в поверхность.

Я тут, вооружившись писчими инструментами и пергаментом, нарисовал вот такие рисунки протекторов:
  


Ну, в общем, попытался я прикинуть на глаз, как я буду плести всё это дело из цепи и погрустнел. Я весьма рукожоп, поэтому сложные конструкции отбросил сразу. Да и погонять я хочу побыстрей!
Остановился на простых вариантах: для переднего колеса вторая схема цепи слева, а для заднего поперечные кольца из цепи с шагом в 11 см, по второй справа схеме цепи.
Почему мне взбрендило делать кольца именно с шагом в 11 см? А потому что в протекторе покрышки есть какие-то неведомые канавки, куда хорошо укладываются звенья и не торчат враскаряку, не задевая ни маятник, ни приводную цепь.
Итого, на заднее колесо требуется 18 колец длиной 21см. Значит, нам потребуется 21*18=3,78 метра цепи.

Ещё нам нужен трос, прочный, как эльфийская тетива. Я взял линейку и измерил расстояния от центра колеса до места, где будет заканчиваться поперечное кольцо цепи. Получилось 29 см. Посчитаем длину троса: L=2*пи*R = 2*3.14*28=1.76 метра троса.
А ведь трос должен быть с обоих сторон колеса, значит его длина удваивается.

Начнём возиться с цепью. Отсчитываем 10 звеньев и нарезаем колбаски. Всего надо 18 штук. Мои расчёты меня подвели и не хватило одной колбаски. Пришлось мастрячить её из распиленных звеньев.
  

Когда с цепью закончили, начинаем работать с эльфийской тетивой. Необходимо сделать две петли на концах троса, чтобы вставить их в болт для натяжки всей конструкции. Для этого в строительных магазина продаётся хомут для канатов. Стоит 4 пиастра, выглядит вот так:
  

А, вот ещё что. Трос я использую диаметром 3мм и стоимостью в 11 тенгэ за метр.
Ну так вот, делаем две заготовки троса для обоих сторон колеса, накладываем цепные колбаски и крепим их скотчем к покрышке чтоб не вывалились. Потом я таким же образом приклеил трос по контуру колеса, чтобы уж точно определить необходимую длину. Знаю я свои расчёты…

Попытался перекусить трос плоскогубцами, как Джеки Чан в фильме Полицейская История 2. Чуть все кости не сломал в руке.
  


А-а-а! Я же ещё и мотоцикл домой затащил! Ну не удержался я. Зато вот сегодня спал просто великолепно. Ночью проснулся, под боком сопит девушка, а напротив, около стенки в полумраке вырисовывается грозный, но неясный силуэт Джебеля. Я как дурак улыбался в ночи.
  


Но, всё-таки пришлось вытащить мотоцикл обратно в гараж, не то рисковал промять пол дома цепями. Получил бы по лбу.
Вытащил, значит, начал натягивать мордовку и выяснился неприятный казус. Оказывается, длинный болт натяжки корёжится вбок в следствии того, что петля троса изогнута под углом и болт начинает топорщиться.
Потом, я заменил болты на вот такие штуки:
  

Но испытать уж очень хотелось, поэтому проволокой стянул этот болт к тросу, дабы не торчал и вприпрыжку помчался испытывать.
  


На улицу-то вышел… СВЯТОЙ ВИССАРИОН! +1 градус тепла. Недавно же было — 29. Снег укатанный и скользкий. Ладно, завёл и поехал. Ну, что сказать? По прямой едет отлично. Я шибко сильно-то не газовал. Во-первых, я впервые оседлал эндуро. Во-вторых, я впервые ехал по снегу. В-третьих, на переднем колесе нет цепей.
Кое-как получилось развернуться, ибо передок неистово скользит и выехать, даже из маленькой снежной колеи, большая проблема. Конечно же и передний тормоз не работал совсем, а вот задний отлично тормозил.

Короче, я свалился. Да так, что погнул руль. Тут я подивился запасу ругательств и даже выучил несколько новых. Ну это ж надо! Новый мотоцикл испортить. В первую неделю. В не сезон. Зимой. Об снег. Долбанный я Варфоломей…

Тут вспомнился аналогичный случай двухгодичной давности. Только-только приехал новенький Десперадо. Стоит, блестит, сверкает. Я бегаю вокруг, пускаю слюни и сдуваю с него пылинки. И чтобы красота Деспера стала абсолютной, я решил стереть аукционный номер, написанный на пластиковом ветровичке. Взял тряпочку, ацетончик и… РАСТВОРИЛ К ЧЕРТЯМ СОБАЧИМ ПЛАСТИК! Он из прозрачного стал мутным пятном. Я испугался, стал тереть ещё сильней, а оно стало разъедать ещё активней. Вот я тогда ругался…
Помните фильм с Мистером Бином? Где он случайно чихнул на картину в музее, потом попытался оттереть сопельки тряпочкой, а в тряпочку вытекла ручка, поэтому картина стала синей, потом Бин начал тереть с помощью какого-то средства и в результате у него получилось всё тоже, что и у меня.

Ладно, недостатки учтём, систему натяжки троса переделаем, передние цепи уже будут лучше.
Кстати, о передних цепях. Получилось вот так:
  


Получилось-то получилось, но не получилось. Поперечные звенья, те которые карабкаются к ободу, норовят задеть резиновый пыльник амортизатора. Вот ведь гадина! А я так старался пилить цепь, а потом соединять её обратно.

Ну да ладно, накинул цепь на колесо, выровнял, подтянул гайки на болтах и стал натягивать цепь продольными болтами натяжки. Хорошо получилось, ничего не задевает и на вид держится крепко. Даже очень. Но, всё же как-то ссыкотно. А если поперечными силами цепь соскользнёт с колеса?
Придётся городить оттяжки. Накусал, значит, куски троса по 38см, продел их в звенья и стянул под ободом хомутом для каната. И таких штук надо аж 18. Далее, продел сквозь них ещё кусок каната, который будет стягивать их вместе.
Согласен, такая конструкция хужее, чем по тросу с обоих сторон колеса. Но цепь и так отлично держится на колесе, так что посмотрим. Думаю, на ходу не развалится.
  


Выехал второй раз. О! Стало намного, намного лучше. В повороты входить теперь не страшно вообще. Ну, без фанатизма если. По рыхлому снегу идёт хорошо, немного рыскает зад. Продольные снежные колеи всё же надо поаккуратнее проезжать, особенно оледенелые.
Неплохо в целом. На асфальте лучше конечно, на шипах тоже лучше, наверное. Ну, что ж, что сделано то сделано.

Фотокарточек ездунства нет, извиняйте. Катаюсь в основном после работы и уже темно, да и страшновато брать с собой фотик. Упаду и разобью ведь.

Теперь, пройдусь немного по мотоциклу. Тут нужен отдельный развёрнутый пост, а я и так тут награфоманил уже, ну да ладно. Первое впечатление от Джебеля, когда его распаковал: «Блин, что ж он такой большой?».
  

Я-то думал эндурик маленький будет, ан нет! Огромный, гадина!
Сел и руки сразу удобно легли на руль. Сразу порадовало то, что ручки резиновые, а не железные, как у Десперадо. Не будут прокручиваться в руках.
Седло жестковатое, но с этим я разберусь. Или сошью что-нибудь мягкое или сделаю попу более мягкой.
Зато обеими ступнями твёрдо встал на землю. Пружинит мотоцикл знатно.
Затолкал девушку на седло за собой. Она у меня компактная, говорит, что удобно. Надеюсь, жаловаться не будет, а если будет, то получит у меня!
Пора заводить! Ну, завёл в первый раз я его у себя в комнате. Ну очень хотелось. Завёлся буквально сполтычка. Я даже удивился. Всё-таки толи аккумулятор дохленький, толи я его плохо зарядил, но хорошо заводить одновременно нажимая кнопку пуска двигателя и дёргая кик.
А когда катался порадовал неожиданно басовитый и брутальный звук, если газануть, как следует.
Сразу чувствуется недостаток крутящего момента на холостых и чуть выше оборотах. Если на Десперадо можно свободно трогаться с холостых, то тут ни-ни. А ещё, нейтраль ловится хуже. Может, потому что масло плохое?
Очень порадовала фара. Светит, как звезда.

Насчёт эндурства зимой. Да это ж офигенно! Нет, действительно. Сделать шипы/цепи и можно не закрывать сезон вообще! Ничуть не холодно, как я боялся. А если ездить чуть быстрее, чем пешеход, то становится жарко.
Ну, я сам живу в весьма провинциальной местности, чему несказанно рад, и у меня тут не так много асфальта. Так это ж тоже офигенно! Такое раздолье для покатушек. А ещё широченная река под боком. Хотя, на неё я заехать не рискнул. Лёд толстый, вообще-то, но цепи плохо на нём держат.
Короче, кататься есть где. Правда люди смотрят, как на сумасшедшего, но мои глазки спрятаны за шлемом, так что мне пофиг.
У нас тут есть отличная лыжня в лесу. Широкая, с утоптанным лыжниками снегом, с множеством ответвлений в лесу, с горочками и холмиками. Очень хочу сунуться туда погонять. Но боюсь, что особо лыжные лыжники меня догонят и засунут палку в… за то что порчу их лыжню. Но, блин, охота же!

Итак, подведём итоги. Плюсы и минусы мордовок:
+ просто изготовить
+ не портится покрышка т.е. можно использовать один комплект для зимы и лета
+ хорошее сцепление на мягком грунте
+ классно смотрится

- плохое сцепление со льдом/хорошо укатанным снегом
— дебалансировка колеса (хотя, неактуально при малых скоростях)
— риск слёта цепи при движении
— немалый вес (для заднего колеса вес — 1,7кг, для переднего — 2,5кг)

На этом всё, пожалуй. Главный вывод — не слушайте меня и делайте шипы из дюбелей, как нормальные белые люди.

Будьте здоровы, друзья.
  • ElessarElessar
  • Дмитрий
  • 22 января 2015 в 17:53
  • 6
  • ?

Комментарии (26)

RSS свернуть / развернуть
+2
Spayn
  • Spayn
  • 22 января 2015 в 19:27
Конкретно заморочился :) уважуха
здесь был ататат

здесь был ататат

+1
MaximRa
Как вариант, не рассматривал лыжу вместо переднего колеса изготовить? (Это если по снегу в лесу, например).
+1
Igoron
в таком случае и на зад гусеницу надо)
для ктм есть такие киты
+1
MaximRa
Киты китами, а моральное удовлетворение от того, что сделал сам своими руками?
0
Igoron
Задолбаешься гусеницу колхозить и лыжу)
0
MaximRa
А кто говорит про гусеницу?)
Я имел ввиду лыжу, хотя...))
0
Elessar
Хм… Это ещё более безумная идея. Мне нравится.
0
MaximRa
Лыжу только не плоскую, а конусом, вроде как разрезает снег?
+1
RollingRomch
Где-то видел статью, про ошиповку мотоциклетных колёс мотоциклетной цепью, правда речь шла об Урале с коляской и на современные покрышки для эндуро такой способ не прокатит, цепь одевается на не накачанное колесо и вставляется в канавку по центру, затем колесо накачивается, и цепь уже не соскакивает, но есть риск проворота, автор писал, что таким же макаром можно использовать цепь от бензопилы (!!!!!). Извиняйте — фоток нет, но есть Урал на ходу, и теперь появилось желание попробовать, так что… Лови плюс. Поздравляю с покупкой!
+2
shevspb
По-моему, это все полумеры и дикий колхоз. Даже нарезанная пятера от петрошины будет получше цепей. Да, на льду скользковато. Но я на твердогрунтовом геомаксе мх71 по свежезамерзшему льду ездил — и ничо, можно, если аккуратно. Главное — переднее колесо не терять))
Но с шипами гораздо кайфовее. А чего только лед стоит? Открывать газ перед поворотом и входить в него с заносом задней оси — это ли не кайф? летом это делать сложнее на дохлом мопеде, да и банально практически негде. А зимой раздолье — реки, озера…

А по лыжне не надо. Эндурить надо там, где никому не помешаешь.
0
SToPPy
поздравляю с покупкой! Но я все же зашиповал болтами;)
+6
kroha
  • kroha
  • 22 января 2015 в 22:31
Для снега вот=)
+1
YourRain
Такой кит дороже джебеля автора стоит, если покупать. А делать самостоятельно — далеко не каждый такое потянет.
+7
ingener46
Поздравляю с покупкой!
Цепи не супер вариант но пойдёт )))
НЕ ЛЕЗЬ!!! на лыжню любой спорт достоин уважения! палкой не ткнут а проволочку натянуть могут!
0
Elessar
Благодарю за поздравления.
Знаю, что на лыжню лезть ненадо. Я сам лыжник, так что сам бунтую, когда снегоходы гоняют по лыжне и портят всё.
Но, блин, охота же!
0
gerontiy
Дмитрий, ты молодец! Поздравляю с покупкой и желаю тебе ровных дорог на «деспере» и ни разу не ровных на «джебеле»))) Удачи бро!
0
SpeedSG77
Дмитрий, мои поздравления с покупкой!
Читать тебя мегаприятно! графомань и дальше :-)))
0
and000
Интересный опыт. Спасибо.
0
Zergeus
я вот думаю. в большинстве своем люди бы зимой катали просто по дорогам. а там страшен только лед. нужен какойто чехол на колесо их высокопрочной не скользящей ткани. спустил колесо и натянул. а потом накачал.

и шоб дёшево
+2
hrenov_drumm
Поздравляю с джебелем :) Только дооборудовать не забудь.
Для лучшей проходимости рекомендуется колеса приспускать до 0.8-0.9атм, но это только если буксатор в колесе есть, а то провернет покрышку.
Но шипы все же лучше, кмк, чем цепи.
+2
GW86
  • GW86
  • 24 января 2015 в 21:30
Искрение поздравления! В толпе эндуристов пополнение:) Мой личный опыт был такой: берется старая Ижевская цепь, нарезаем звенья по месту, выбиваем втулки, в них продеваем трос с виниловой оболочкой, около 2.5мм.Для фиксации цепей на месте, вяжем узелки перед и после.Монтируем с маленькими натяжителями из 2хкусочков уголка и болтом М6.И более ранний опыт на Иже: мерим колесо в обхвате(тоесть покрышка с ободом), нарезаем цепь и болтами стягиваем, не забывая подложить резинки для защиты обода. Извиняюсь, но фото не делал, давно было.Оба варианта отлично показали себя по рыхлым поверхностям и льду, асфальт категорически противопоказан.Особое удовольствие доставляли по снежной целине до 40см.Есть идея сделать гусеницу на основе ЗИП Бурана, ориентировочный бюджет 600уе за все.
0
Elessar
Спасибо. Тоже первоначальной идеей было воспользоваться старыми цепями, но потом понял, что совкоциклов не было ивзять их неоткуда. А так идея интересная, но я всё е теперь намерен сделать шипы.

Гусеница тоже замечательная идея, но реализовать самому будет сложновато.
0
cember
у гусениц есть косяц — падучий мотоцикл. очень требователен к навыкам пилота
0
gaidamak
А у нас плюс два сегодня я по городу по катался тоже, даже встретил одного на яве
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Elessar, Безумный колхоз 6: мастрячим мордовки (цепи) на колёса для зимнего эндурства