Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. sixbisix → Мотосовет № 35 - Аквапланирование (Что это? Что с этим делать? Насколько опасны новые покрышки?)

Новый год в столице почти наступил! Так что самое время поздравить всех и пожелать здоровья, счастья и многих счастливых километров путешествий на двух колесах! С Наступающим!

А тем, кто встречает Новый год на сайте БайкПост, предлагаю скоротать время за чтением очередного мотосовета. Какую покрышку предпочесть: новейшей разработки или проверенную временем? Об этом и простейшей математике по аквапланированию пойдёт речь в очередном мотосовете.
Мотосовет 35.jpg



Аквапланирование возникает тогда, когда покрышка быстро катится по мокрой поверхности – так быстро, что влага не успевает отводиться от центра покрышки по каналам. В результате вода поднимает покрышку над дорогой и контакт с дорогой пропадает.

Конечно, понятие «быстро» относительно. Рисунок протектора, глубина протектора, вес мотоцикла, давление в шинах, глубина лужи и даже состав воды (например, с высоким содержанием кислорода или нет) – от всего этого зависит на какой скорости покрышка начнет аквапланирование. Абсолютно разумно считать, что любая скорость выше 97 км/час, независимо от других факторов, может считаться достаточной для возникновения аквапланирования. Однако это не значит, что скорость 89 км/час безопасна. (Формула, которая достаточно точна для определения скорости возникновения аквапланирвоания для водного слоя на дороге толщиной 5 мм, выглядит следующим образом:

Мотосовет 35- формула 1.jpg


Из формулы следует, что если давление в шине 2.38 атм, то аквапланирование может начаться на скорости 97.64 км/час. При давлении 2.7 атм аквапланирование возникнет на скорости 105.81 км/час).

Другая формула точнее, но сложнее для расчётов:

Мотосовет 35 - формула.jpg


Из этой формулы следует, что чем шире пятно контакта по отношению к его длине, тем выше нужна скорость для возникновения аквапланирования. Обращаю на это ваше внимание, т.к. это противоречит моему предположению, что чем шире покрышка, тем больше вероятность аквапланирования. Тем не менее, эта формула кажется более точной для вычисления скорости аквапланирования, но я не могу объяснить почему эта формула верна.

В любом случае, существуют два действия, которые ни в коем случае нельзя совершать при аквапланировании:

  • НЕ нажимайте на тормоза;
  • НЕ крутите руль – руль только прямо.

Хотя я не проходил тренинга по вождению при аквапланировании, я могу предположить, что единственное, что можно сделать в этой ситуации это выжать сцепления для плавного снижения скорости без рывков, которые могут возникнуть при резком повороте ручки газа.

Надеюсь, что вы понимаете общую идею, что нужно сделать в этой ситуации. Если честно, то я думаю, что если началось аквапланирование вам необходимо снижать скорость, а не стараться удержать переднее колесо прямо и для этого есть только мгновение.

Пока мы обсуждаем эту тему, я хочу поделиться своим наблюдением о покрышках. Если вы посмотрите на стоковую переднюю покрышку на всех новых, вы увидите Dunlop K177.

k177.jpg
Покрышка Dunlop K177


Если вы посмотрите на рисунок протектора, то увидите, канавки, нарезанные так, что они будут отводить воду от центра покрышки если колесо вращается в соответствии со стрелкой, нанесенной на боковине покрышки. Это очень похоже на то, что представитель Dunlop написал в последнем сообщении, посвященному теме аквапланирования.

k491.jpg
Покрышка Dunlop Elite II (K497)


Однако, если вы посмотрите на рисунок протектора передней покрышки нового Dunlop Elite II 491, то он направлен с абсолютно противоположную сторону. Без шуток, он способствует тому, чтобы вода поступала к центру покрышки. Это не самый эффективный путь в борьбе с аквапланированием! Если исходить из рисунка протектора, то обе покрышки К177 и К491 безопасны на влажной дороге. (Я надеюсь, что большинство новых дорожных мотоциклов (за исключением Honda) поставляются с покрышками подобными К491).

Если кто-нибудь знает почему, то я буду признателен и с удовольствием выслушаю.

Я, конечно, попытался найти ответ. Написал производителю этих покрышек письмо, в котором выразил опасения, приведённые выше.

В ответ я получил короткое письмо от компании Dunlop Tire Corporation. Я предполагаю, что вы сможете сделать несколько выводов из этой «отписки». По крайней мере одним из выводов будет то, что аквапланирование и торможение требуют различных подходов при разработке покрышек. Следовательно, можно сделать вывод, что если вы поставили на мотоцикл покрышки с новым рисунком протектора, то на мокрой дороге вы должны держать скорость, ниже той к который вы привыкли (Я уверен в этом!)

«Наши исследования и результаты тестирования передней покрышки Elite II показали, что с этим рисунком протектора удалось достигнуть оптимального соотношения между сцеплением на мокрой дороге и при торможении.»
Dunlop Tire Corporation

(Этот ответ был подписан Томом Далей)

Замечу, я не думаю, что компания Dunlop совершила ошибку при разработке протектора! По моему мнению, на самом деле эффективность торможения намного более значима, чем предотвращение аквапланирования. Это становится еще более очевидно в связи с тем, что обычно мы можем выбирать скорость при движении по мокрой дороге, но часто у нас нет выбора, если нужно быстро остановиться. Однако, мне бы хотелось от них получить более конкретный ответ, по этому вопросу.

Например (так как на основе их ответа мне остается только догадываться), я не знаю, действительно ли они имеют ввиду, что старый рисунок протектора (например, покрышка, которая ставится на новый Gold Wings лучше или хуже, чем K491 в препятствовании возникновения аквапланирования.

James R Davis Hydroplaning Issues (What is it? What to do about it? Are they making new tires less safe?)
Источник: http://msgroup.org/
Перевод: sixbisix

P.S. Перевод Мотосоветов № 33 и № 34 пока публиковаться на БП не будет, т.к. слишком уж неоднозначные они. Но если байкпостовцы выразят желание, то перевод этих мотосоветов появится и здесь. Пока с переводом можно ознакомиться в ЖЖ.
  • sixbisixsixbisix
  • Андрей
  • 31 декабря 2014 в 22:28
  • 12
  • ?

Комментарии (71)

RSS свернуть / развернуть
+5
Vitaha_N
Есть и другие покрышки с «обратной елкой», например METZELER LASER ME33, у меня стоит такая на Яве. Часто спрашивают, зачем я поставил переднюю резину задом наперед? Молча показываю на стрелку на боковине… Удивляются))))
0
qqshonok
Такая же ерунда) а вообще — сам задавался таким же вопросом. Хотя на машины например сейчас ставят иногда ассиметричный протектор — тоже вещь не очевидная
+5
leech
Обратная елка оправдана исключительно на переднем колесе. Это связанно с работой переднего колеса на торможение. И при режимах торможения обратная елка начинает работать так как надо.
0
SfNeo
Таких «знатоков» много, кто не в мототеме. Они же автомобилисты, а там рисунок стоит наоборот, чем на передней покрышке мотоцикла. :)
0
qqshonok
Мотосовет #34 для нашей страны не актуален, а # 33 имеет какой то смысл
0
Turbo_KITT
А ведь мне предстоит установка переднего Lasertec назад (не было задних такого размера). Если посмотреть, направленность у передней и у задней в одинаковую сторону — как лучше, ставить тогда по стрелке? Или поворачивать задом наперёд?
0
ant_black
когда едешь прямо, работают ламели с обеих сторон, и достаточно эффективно отводят воду, даже при том, что направлены назад, а вот в повороте работает только одна сторона, и ламели становятся как раз направленными в правильную сторону. По крайней мере мне это так видится
+1
koi
Сколько процентов времени ты ездишь под углом более 10 гадусов от вертикали?
Сколько процентов времени ты ездишь вертикально?..
… Задай себе этот вопрос и посчитай…
Какой бы наклон байка не был, угол расположения канавок протектора остаётся неизменным, и обратный (не правильный протектор) нагнетает воду под центр колеса — при выравнивании байка ты ловишь Аквапланирование (правильно называть его «гидропланирование»).
0
ant_black
странно, лично у меня бока стираются раньше, значит больше 50-ти процентов в наклоне.
0
koi
в наклоне работает сила трения, вот и стираются больше, тем более, производители изготавливают новые шины по многослойной технологии, где центр резины более твёрдый, чем бока — для лучшего держака в поворотах
0
sixbisix
В отношении как назвать. Аквапланирование и гидропланирование — синонимы. Если делать дословный перевод то, гидропланирование. В России в обиходе более распространено аквапланирование. Если по статистике употребления на страницах в интернете, то аквапланирование «побеждает» с отрывом в 30 раз.
Основываясь на этом и использовал термин аквапланирование…

Вот здесь еще дискуссия была по аквапланированию.
http://bikepost.ru/qa/post/3417/Gidroplanirovanie.html
здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

+7
di2mot
Гражданская резина должна быть с правильным протектором...
Metzeler Enduro 3 Sahara — наше всё. :-)
А не эти «ниточки» рисунка, в которые ни как не помещается объем вытесняемой воды.
+1
zhesin
Получше Сахары будет ТКС80 :)
это асфальтная резина
+1
di2mot
Это не те ли самые ТэкСы, что в асфальтах еле-еле 5000 верст ходют? ;-)
А если это типа «шашечками померкатцо», то bobas-а еще ни кто не переплюнул.

(тынц)
+1
zhesin
Брехня про 5 тыс. Личный опыт, фото с резиной после 10 000

После этого еще 1700 проехал пока ожидал новую заднюю шину, а передок еще покатается.
0
PoOlegovich
Если память не подводит — обратный наклон ламмелей нужен для того чтоб переднее колесо отводило влагу ЗА пятно контакта, а не гнало волну ПЕРЕД ним. НА заднем колесе работает по другому — там векторы приложения силы имеют противоположное направление переднему колесу и влага, по идее, выдавливается эффективнее вперёд.
0
Res
заднее колесо уже идет почти без воды, которую разбросало переднее
+1
sixbisix
Отличная статейка! А то я долго думал, а чего-это разнонаправленный рисунок у передней и задней покрышки.
0
Wicked_Garry
По правде
Я проголосовал € за старый добрый Power Pure

А по теме
Да. разный направление ламелей из за различных способов отвода воды из под пятна контакта между передним и задним колесом
+3
verykilled
Сточил несколько Michelin Pilot Road 3, сейчас стоит 4ая. НИ РАЗУ не было намека на аквапланирование.
Специально тестировал иногда на лужах в колее на скорости 120 км\час (выше очково :) ). Ездил под ливнями стеной в дальняках. Все идеально.
0
LAKKI
У меня на байке Michelin Pilot Road 4, на данный момент самые суперские покрышки для любых видов дорог…
По мокрой дождевой дороге как по рельсам…
+1
cember
дык на роаде 4 столько ламелей, что наверное и зимой можно ездить )))
+4
Res
  • Res
  • 1 января 2015 в 14:25
везде и всюду при ГРАЖДАНСКОЙ езде рекомендуют ездить по мокрому с бОльшей осторожностью, чем по суху
так что для спорт-трассы, где нет глубоких луж, оно все работает
а на обычных дорогах: не знаешь броду — не суйся в воду
0
Juvenile

Товарищи, ведь не трудно же глаза опустить на пятно контакта и понять, что обратное направление ламелей перед контактом с асфальтом рассекает и отводит воду на переднем колесе… Это специфика именно мотоциклетного колесса из-за его овальной формы. С задник колесом все иначе (возможно переднее уже осекает воду для него, возможно это связано с приводом на заднее колесо, но ламели на нем классически расположены)
Michelin Pilot Road 3 проверенная временем отличная резина, которая держит дорогу в дождь! Инженеры такой компании не зря свой хлеб едят :)
+2
di2mot
Не надо путать ихние асфальты, для которых разрабатывается резина, и наши, с лужами до 5 см в продавленной асфальте колее. В которых авты аквапланируют на брюхе вне зависимости от рисунка протектора. :-)
0
Juvenile
Я по колее не езжу)) Аквапланирование словил на мотоцикле только 1 раз, когда дождь лил как из ведра и по ТТК все стекало к тоннелю под Кутузой… Но мотик был легкая 600ка и резина Данлоп (при чем скорость около 60 ехал). На Мишлене и тяжелом спорттуристе 1300 за 2 года никаких намеков на аквапланирование, в дождь держак отличный!
0
di2mot
А я специально сунулся во время грозы в залитую колею. Что бы знать что реально может резина и мот.
0
Juvenile
И как?) На какой скорости?
Кроссовая резина шашечками вообще хорошо держит, я в Тайланде под дождем на CRF250L катался и был приятно удивлен :)
0
di2mot
На Сахаре 3 без разницы: сухой, мокрый и залитый (со слоем воды) асфальт. Не просто так ТрансАльп-клубе она стала «стандартом». ;-) И она не кроссовая резина ни разу.
-10
koi
Т.е. вы плевали на законы Гидродинамики!..
Т.е. если к вам на улице подойдёт бомж и скажет что он президент страны — то вы поверите?!..
Гм…
0
UnkNowN
Помимо Гидродинамики, есть еще законы физики))))
-3
koi
А Закон Гидродинамики это и есть закон физики!.. =))))))
-7
koi
Т.е. вы верите рекламе… что Сникерс удаляет голод, а Марс добавляет сил?!..
+1
UnkNowN
Совсем заминусили. Зачем? Человеку же свойственно заблуждаться)))
+3
leech
Спросите у людей из спецподразделений. Они на «сникерсах» неделями выживают причем не в самых простых условиях.
0
cross_tver
Не только спецподразделения, но и альпинисты, может и не неделями, но точно «не в самых простых условиях». Хреново правда, когда они (батончики) замерзают в рюкзаках в самый не подходящий момент ;)
0
SfNeo
Что то мне подсказывает, что ламели на заднем колесе нарисованы именно потому, что заднее колесо разгоняет мотоцикл, оно ведущее. А переднее — ну вы в курсе, всё наоборот. :)
0
sambuka
Поддерживаю! Задний баллон прошел 20 000 за сезон, и в дожди я ловил гидроплан. только на разделительной полосе МКАДа!
+3
MOTOPPP
Почитал этого товарища, James R Davis.
Такое впечатление, что это Дарья Донцова от мототемы.
Болтун и демагог.
Вот он увидел не туда направленный протектор, и всё — писец всей шинной промышленности, спаситель разоблачае!
«я удивился, почему протектор так направлен и спросил производителя.»
«отписка» и т.д.
У него, блин, что — своя испытательная лаборатория и полигон, свои научные кадры и миллионные инвестиции в разработку резины?

Если он ни разу не шлёпнулся за 44 года, откуда он знает об аквапланировании? Из интернета?
0
UnkNowN
Во во. Вот зачем такие бредовые советы перепечатывать то? Автор этих советов откровенно не в теме и даже не пытается в нее вникнуть похоже.
+2
sixbisix
Лично с James R Davis не знаком. Поэтому «шлепался» или нет сказать не могу :-)

Его послужной список, в том числе в мото-теме, опубликован тут: http://www.msgroup.org/expert.aspx/ Согласно этому списку кое-какой опыт он имеет — был сертифицированным MSF мотоинструктором.

В отношении стиля изложения — это типичный стиль изложения в такого рода публикациях на территории США. Причем он характерен не только для мото-темы. Для нашего восприятия не совсем привычно и конечно «воды» иногда многовато. Цель этих мотосоветов не досконально ответить на вопрос (этот стиль характерен для Росси), а дать конкретные рекомендации по безопасности иногда не сильно загружая читателя подробностями и объясняя причинно-следственные связи (это американский стиль). Вроде поставленной цели автор мотосоветов достиг.
+3
MOTOPPP
Говорит, без происшествий:
on-the-road motorcycle travel without a single accident, and without a single ticket in the process.

Там есть дельные статьи, но общая манера подачи — временами с инженерными расчётами, которые чтобы вспомнить, надо лезть в учебники, а временами как для умственно отсталых — напрягает и мешает искать рациональное и полезное в тексте.

По поводу титулов — сам себя не похвалишь, никто не похвалит. Донцова ведь тоже писатель. Писатель года, член союза писателей и лауреат множественных чего-то там.
Практика показывает, что инструктором с корочками стать несложно. Видал я инструкторов в разных областях. Куча информации в голове не делает человека талантливым преподавателем знаний, увы.

Советы — в данном случае автор пишет белиберду, вместо того, чтобы показать ездуну порядок реальной оценки шансов разложиться по причине всплытия колеса. Включая информацию о покрытии, уклон, тип и зернистость которого влияет на всплытие не меньше глубины протектора и количества воды. Включая информацию о распределении веса.
Это не совет, а, говоря интернет-языком, классический вброс дерьма на вентилятор — протектор производитель не так как обычно направил! «Насколько опасны новые покрышки?» Скандалы, интриги, расследования! То есть он даже подчеркивает, что он этого не утверждает, но разъяснений хочет. Или хочет показать аудитории, как он запросто пишет в Данлоп и насколько больше он знает инженеров Данлоп.

Уверен, и на других ресурсах народ обсуждает «правильность» направления элементов протектора.
0
sixbisix
Там есть дельные статьи, но общая манера подачи — временами с инженерными расчётами, которые чтобы вспомнить, надо лезть в учебники, а временами как для умственно отсталых — напрягает и мешает искать рациональное и полезное в тексте.

Полностью согласен с этим. Когда решил переводить, думал переводить только дельные статьи, но тогда «собрание сочинений» было бы не полным. По крайне мере что-то полезное можно подчеркнуть из каждого мотосовета, другое дело, что соотношени полезной информации и объема текста порой бывает далеко от желаемого. Но такое соотношение я часто встречал, в том числе на различных тренингах — когда сидишь день, другой, третий… в итоге понимаешь что польза есть, но это можно было уложить в 1 день максимум.
0
MOTOPPP
По крайней мере, вам есть из чего там выбирать внятные темы — материала там предостаточно.
0
MOTOPPP
Непонятно, какая-то каналья не поленилась проставить минусы моим постам и пробегу.
Что за люди пошли.
0
sixbisix
Это еще ничего! У меня тут такое случалось тоже, минусили все посты одним махом! А какие-то «два брата акробата» регулярно по две черточки добавляют к каждому посту ;-) Так что это будни на БП.
0
MOTOPPP
Мда… Дай бог им здоровья.
Люди не способны обсуждать что-то, а мнение, отличное от собственного, считают неправильным и втихаря минусуют, не рассказав за что. Я понимаю минусы за откровенное хамство и издевательства, или с пояснениями, но просто за точку зрения — не пойму.
+2
motochica
Исправила добавлением плюсика :-)
А мне переводы нравятся. Читаются легко, некоторые даже увлекательно.
+2
MOTOPPP
Не спорю, дело хорошее, плюсов заслуживает и переведено очень прилично.
Содержимое оригиналов просто неоднозначно, оттого и дискуссия…
+1
motochica
А дискуссия это хорошо! В ней и будет истина найдена. Я для себя подчеркнула много именно из обсуждений. Попробуй найди все в интернете, а тут все в одном месте по теме.
-1
maxys146
Цель этих мотосоветов не досконально ответить на вопрос, а дать конкретные рекомендации по безопасности
Не увидел в этом «совете» ни одной рекомендации по безопасности. Впрочем как и в предыдущем…
0
Pyc
  • Pyc
  • 1 января 2015 в 18:26
Главное торможение.
здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. sixbisix, Мотосовет № 35 - Аквапланирование (Что это? Что с этим делать? Насколько опасны новые покрышки?)