Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. sixbisix → Мотосовет № 31 - Вы всего-то столкнетесь с машиной… (если не остановитесь вовремя)

Кто-то ездит соблюдая все правила. Кто-то выжимает из мотоцикла всё на что способен железный друг и мчат быстрее ветра. Однако независимо от скорости передвижения нужно "смотреть вперед"! В связи с этим всегда возникает вопрос на сколько далеко смотреть вперед? Ответ один — смотреть как можно дальше, но не ближе длины остановочного пути. Если смотреть нужно слишком далеко, то наверное пришло время повернуть ручку газа от себя, остановиться и прочитать очередной мотосовет, посвящённый азам торможения.

IMG_20141121_162755.jpg
© cophia



Большинство людей прочитает это предложение за 4.5 секунды.

4.5 секунды не так много, но это могут быть последние секунды вашей жизни. Еще 4.5 секунды  (не совсем конечно точно) это время, в течение которого вы ДОЛЖНЫ остановить свой мотоцикл после начала торможения со скорости 96 км/час.

Чтобы остановить мотоцикл максимально быстро вы должны владеть всего несколькими навыками:
  • Быть бдительным – Не имеет значения, как быстро вы среагируете или как мастерски вы обращаетесь с тормозами, но если вы не видите необходимости остановиться, вы не остановитесь.
  • Действовать на автоматизме – В начале вам нужно время для осознания угрозы и принятия решения как на неё реагировать, а затем все действия должны выполняться быстро на уровне рефлексов.
  • Иметь навык – чрезмерно-интенсивное торможение, так же опасно как слишком слабое.
Попробуем разобраться в этом.

Обычно требуется около 0.7 секунды чтобы распознать опасность. Человеку с нормальной реакцией нужно около 0.3 секунды, чтобы начать торможение от момента, принятия решения о торможении. Таким образом, от момента распознавания опасности до начала торможения пройдёт около 1 секунды.

На скорости 96 км/час вы проезжаете 27 метров за 1 секунду!

0.7 секунды требуется для того чтобы осознать угрозу.  Однако не нужно тратить 0.3. секунды на то чтобы среагировать. Привычка всегда держать пальцы на рычаге переднего тормоза может сократить это время на одну десятую (1/3!!). Это почти 3 метра!

Полагаю, что вы прочитали предыдущий мотосовет о методах торможения, и вы прекрасно понимаете, как использовать тормоза. Теперь позвольте мне показать вам, как навык влияет на торможение.

В арсенале дорожных строителей есть несколько эмпирических правил, выведенных с течением времени. Например, они установили, что если поверхность дороги сухая, то средний водитель может безопасно остановить автомобиль с замедлением 4.5 метра в секунду за секунду (м/сек/сек) (прим. Sixbisix — снижение скорости составит 16 км/час за 1 сек).  Это значит, что средний водитель может тормозить с таким замедлением, без какой-либо опасности потерять контроль над машиной.

На влажном покрытии замедление 3 м/сек/сек (прим. Sixbisix – снижение скорости составит 3.3 км/час за 1 сек) является безопасным почти для всех водителей.
Предположим, что дорога влажная и вы двигаетесь со скоростью 97 км/час. С замедлением 3 м/сек/сек (прим. Sixbisix – снижение скорости 11 км/час за секунду) потребуется 8.8 секунд чтобы остановиться после начала торможения. (Всего 9.8 секунды с момента возникновения угрозы, о чём мы говорили ранее). Путь, который вы проедите до полной остановки, составит 145 метров.

Однако, если дорога сухая,  то для полной остановки вам нужно 6.9 секунды (включая 1 секунду для распознавания опасности и начала действия), а путь, который вы проедете до полной остановки, составит 105 метров.

Все понятно. Чем эффективнее ваше торможение, тем меньше времени оно занимает и тем короче путь до полной остановки.

Думаю, большинство из вас знает, что ваши мотоциклы могут остановиться быстрее, чем автомобиль. Без сомнения, профессиональные мотогонщики могут тормозить с замедлением 1g или более (1g  соответствует замедлению 10 м/сек/сек или 35 км/час/сек).

Если тренироваться, то вы сможете тормозить с замедлением более 6 м/сек (22 км/час/сек). Что это значит при возникновении опасности?

Это значит, что вы сможете остановить свой мотоцикл за 5.4 секунды (включая 1 секунду на задержку) и общее расстояние до остановки составит всего 86 метров!
Совершенствуя навык торможения, вы сможете остановиться на 20 метров раньше и на 1.5 секунды быстрее, по сравнению со средними показателями. А путь до остановки можно сократить еще на 3 метра только держа пальцы на рычаге тормоза. Это позволит сократить путь до полной остановки на 22 метра.

22 метра — это около 4 машин в длину.

Смысл понятен: Вы можете удариться о машину  если не остановитесь вовремя. Вы не ударитесь о машину, если будете держать пальцы на рычаге тормоза и тренироваться, оттачивая навыки торможения.

James R Davis You Only Hit That Car… If You Don't Quite Stop In Time
Источник: http://msgroup.org/
Перевод: sixbisix
Иллюстрация: cophia
  • sixbisixsixbisix
  • Андрей
  • 22 ноября 2014 в 13:13
  • 6
  • ?

Комментарии (57)

RSS свернуть / развернуть
+2
57t
  • 57t
  • 22 ноября 2014 в 14:04
Отлично все объяснено!
0
kostik_11
Доверяй, но проверяй.
А проверки данный текст не выдерживает. Советую самому проверить и убедиться.
+4
57t
Ну ладно, теперь не верю)) Все равно цифры не спасают, нужен опыт.
+1
kostik_11
вот тут не поспоришь :) и регулярные тренировки :)
+1
sixbisix
Ой… а можно результаты проверки посмотреть?
+3
kostik_11
яндекс в помощь, уйма роликов есть, где народ проверяет «на натуре» так сказать.
В тепличных условиях мотоцикл в лучшем случае на равных с авто, а чаще проигрывают.
И ты учитывай простой момент, что тормозят обычные люди. И если на авто просто тапку в пол и встал, то мот попробуй не завали при экстренном.

Мы с друзьями проверяли. Мой интрудер 1500, Драгстар 1100 и Kawasaki 600(не помню модель, дорожник) друзей торомозят хуже, чем VW Polo, Auli A6 и Hunday Tucson, в одних и тех же руках. Заездов по 10 на каждом сделали, мот проигрывал, хоть и не сильно. Но достаточно метра проигрыша, что бы разбить.
И это при том, что с холодной головой и готовые. А когда адреналин хлестнул…
Так что лично я на моте держу дистанцию выше чем на авто.
P.S. Стаж у меня 17 лет и 6 сезонов. У ребят примерно так же.
Ну а дальше каждый решает для себя сам. :)
+3
sixbisix
В этом случае не текст проверки не выдерживает, а предположение что мот тормозит быстрее чем автомобиль.

В отношении роликов в ютюбе. Видел эти ролики. Действительно в большинстве из них мот тормозит хуже или также как автомобиль. При съемке не присутствовал, поэтому рассуждать не могу и объяснить это тоже.

Для того чтобы решить спор что лучше тормозит нужно определить о чем говорим. О системе водитель-транспортное средство, или о способности транспортного средства остановиться при идеальных действиях пилота и условиях.

Если говорорить о системе водитель-транспортное средство — пока ни видео ни материалов не смог найти, где бы водитель мота и авто были примерно одинакового класса да и средства были сходные (например спорт и гоночное авто).

Если говорить только о тех характристиках транспортного средства — то нужно делать расчеты. Я в этом не специалист, а готовых расчетов пока не нашел :-(

Вдруг у кого есть? ПОделитесь тогда ссылочкой?
0
motyanya
была статья в одном российском автожурнале. насколько я помню здесь карают за выкладывание ссылок на сторонние ресурсы. но статей в избранном — могу кинуть ссыль в личку
+3
motyanya
выдержка из статьи
Результаты замеров должны отрезвить любителей «откручивать» на мотоциклах в городе: даже Сергей Крапухин не смог остановиться со 100 км/ч менее чем за 44,1 метра, а со 150 км/ч ему потребовалось 96,4 метра. Сравните с Audi: 35,6 и 80,4 метра соответственно. Причем на R8 так сможет затормозить и вчерашний выпускник автошколы. А на мотоцикле — нет.
+1
sixbisix
Спасибо, Александр, за наводку!!! По цитате нашел полный текст. Буду изучать! Только остался вопрос, а чего на иностранных сайтах то такое пишут… а не имею ввиду источник по оригинальному тексту, но все же откуда ноги то растут?
Не думаю что ситуация кардинально поменялась только в последнее время. Значит машины всегда тормозили лучше… т.е. не понятна причина по которой многие, в том числе авторитетные люди, заявляли что мот тормозит быстрее?
+1
LEX-MegaVolt
Вот например ребята проводили исследования
scooterclub.by/nforum/viewtopic.php?f=5&t=19081
+1
sixbisix
Да, ребята реально заморочились, а в итоге 1:1 ;-)
0
popuren1974
Ваш пост содержит несколько ошибок в приведенных фактах (уж не знаю откуда вы их взяли). Причем ошибок, которые могут привести к переоценки динамики торможения мотоцикла и как следствие ДТП. Например:
Думаю, большинство из вас знает, что ваши мотоциклы могут остановиться быстрее, чем автомобиль.
Уже давно доказано расчетами и практическими опытами, что мотоцикл тормозит ХУЖЕ ИЛИ МЕДЛЕНЕЕ автомобиля. И здесь об этом писалось не раз. Причем самые профессиональные мотогонщики, тормозя " на все деньги" на грани блокировки замедляются с ускорением 1g=9,8 м/с В КВАДРАТЕ (да-да замедление, равно как иразгон — это ускорение, а не скорость, как у вас) что соответствуе интенсивному торможению обычного автомобиля с непрофессиональные водителем.
ОСТАЛЬНЫЕ ЦИФРЫ И ИХ РАЗМЕРЕННОСТИ ТОЖЕ ВЕСЬМА МОМНИТЕЛЬНЫ. Поправьте или (лучше) снесите пост )
0
iforgotmygun
однозначно байк тормозит хуже автомобиля. я уже где-то ругался по поводу этого совета
+5
sixbisix
Можно ругаться до хрипоты, но все зависит от разных условий. Один российский журнал в тестах одной покрышки показал, что она сокращает на гольфе тормозной путь до 30 метров!

Но в в остальных тестах все немного не так радужно:

http://www.cycleworld.com/2013/11/08/understand-stopping-distance/
Тут вроде понятно написано о торможении мотоцикла и автомобиля?

Если же остаются вопросы, то предлагаю зайти по этой ссылке:
http://auto-kult.com/motorcycle-vs-car-what-are-the-braking-distances.html
Тут красивая табличка с данными. Автор озаботился проблемой торможения и провел сравнение…

Ну тут то информация:
http://www.mcnews.com/mcn/technical/200801perfindex.pdf — куча мотоциклов и их тормозной путь с 60 миль/час (97 км/час) до 0 составляет не более 39.6 метра

А вот тут, для сравнения, тормозные пути автомобилей:
http://www.thecartech.com/subjects/auto_eng/Stopping_distances_for_cars.htm
Со 100 км/час тормозной путь будет....59 метров.
+4
sixbisix
Ну а если серьезно, то мне тоже кажется что средний автомобилист затормозит получше среднего мотоциклиста…
+4
Asfaltero
1g=9,8 м/с В КВАДРАТЕ (да-да замедление, равно как иразгон — это ускорение, а не скорость, как у вас)
В тексте как раз 10 м/с/с, а это то же самое, что и 10 м/(с В КВАДРАТЕ)
-7
popuren1974
Да, с размерность все правильно. Но как-то это не по-русски. Честно говоря ни раз не видел такой размерности в вусской литературе. Угорщина…
+7
fvadim
Некоторые учителя в школе, предпенсионного возраста (центральное черноземье), озвучивали ускорение как «метры в секунду за секунду». Звучит непривычно, но физический смысл отражает лучше, чем «метры на секунду в квадрате.»
+2
cember
век живи — век учись, жружищще!
+1
cophia
У нас на физике всегда говорят метров в секунду за секунду…
+1
sixbisix
Если не согласны с цифрами, предлагаю написать напрямую вот сюда: http://msgroup.org/Tip.aspx?Num=031&Set=001-036

По поводу скорости — в тексте выше нигде скорость не употребляется. Хотя я мог пропустить, то тогда помогите найти фрагмент, где имеется ввиду скорость, а не замедление.
+1
magic2k
язык изложения как в телемагазине
+1
popuren1974
К стати, да. Побудем немного литературными критиками ))
+2
sixbisix
Не получится побыть литературными критиками. Для критики пост размещен был за неделю до публикации, но никаких замечаний не поступало.
Кстати по критике — если критикуете, то по правилу жанра нужно приводить примеры… :-)
+1
DengerousDen
Да да да, нифиг тут оттачивать навыки торможения! Текст не верен, факты сомнительны! :)
+5
Validemar
Смысл тут что-то править? Смысл сносить пост?
Логика понятна. Нужно тренироваться и помнить что каждая секунда ничего не деланья это дохренища метров без замедления.

Автор поста перевел оригинал. Оригинал — это мнение James Davis. Его подсчеты и его мнение!
+4
sixbisix
Уф… хоть кто-то читает переводы до конца ;-) Вроде уже 31 перевод опубликован, а ведь до кого-то все еще не дошло что это переводы ;-)
0
Alex__Dee
Братан, попробовал читать пьяным, вааще не получилось( прочту завтра под пиво, надеюсь будет интересно… завтра отпишусь)
+1
sixbisix
Нее, пьяным не поддалось, потому, что не та хмельная жидкость была! Под пиво попытаться найти перевод на немецкий! Русский текст можно понять только под кристально чистую 40 градусную :-)
+3
madvlad
Ёу, пост полезный, разогнаться всегда прсто, а тормозить надо уметь и знать еще какие особенности на торможении имеет именно тот байк на котором сейчас сидишь, каждый мот ведет себя по своему.
Тренировка экстренного торможения, торможения в повороте -это маст хэв, иначе долго этот человек ездить не будет, особенно если он любит быстро ездить.
Помимо своей тренировки, полезно посетить тренировки с инструкторами.
+1
madvlad
И не думайте, что абс решит все ваши проблемы, а если вы настоящий мужик и езите без абс то и подавно :))))))
0
Andrey1945
Лучше бы сказал этот Дэвис, как правильно тормозить, какой тормоз сильнее нажимать, и как понять, когда говорят «передний на 70%, задний на 30%»? У каждого свои восприятия процентов! Как почувствовать эти проценты?
+1
cember
опыт и только опыт!!! — никакие книги не помогут
+2
madvlad
Тут мнения глубоко расходятся:
1) сначала тормозить пару миллисекунд задним и потом концентрироваться на переднее
2) тормозить обеими (есть мнение что человек не может одновременно дозировать 2 рычага с высокой точностью и обезательно передавит заднее, к тому же чем эффективней тормозишь впереди тем быстрей перетормозишь заднее)
3) тормозить только передним
0
cember
я всегда перед+зад торможу, иногда только зад — если в повороте надо поддтормозить
0
madvlad
Я только передним, задний в повороте и особенно в повороте на спуске.
Передний тоже в повороте использую, но чаще задний.
+1
del34
  • del34
  • 23 ноября 2014 в 2:31
А кто-то ездит, не держа пальцы на тормозе?? За три сезона не было дня, когда я проехал хотя бы метров 500, убрав пальцы с тормоза. Со сцепления иногда убираю, когда холодно или по трассе на 6-й иду постоянно, а с тормоза — никогда.
Вот с прогнозированием остановочного пути будет похуже, в городе если уж перед тобой вывернула машина, то ты в неё вьедешь, без вариантов. Выехать машине — 2 секунды, на 40км.ч. ещё можно успеть остановиться, а 60+ нет.
+1
madvlad
Иногда можно обрулить.
0
del34
Естественно я имею в виду ситуацию когда обрулить невозможно.
0
Schikane
В 2013 году имели несчастье посетить тест-драйв Ямахи совместно с тренерами/пилотами (не знаю как они называются) PRT.
Там мы очень быстро выяснили, что ездить не умеем (это правда:)) и ручонки свои шаловливые с тормоза и сцепления убирать надо. Попытки объяснить, что на ДОП так удобнее и переучиваться ради двух кругов на Т-максе мы не будем, ни к чему не привели :(
+2
prostoilja
Начнем с того, что есть несколько классов мотоциклов, соответственно и специфика торможения разная, то есть центр тяжести, вес и ширина резины. обобщать круизер и спорт уже не верно.
0
Loki2100
А чем торможение на круизере отличается от торможения на спорте? Ну если мы исходим из предположения что у них тормоза одинаково эффективны.
0
madvlad
Геометрия другая, за счет низкого центра тяжести и длинной базы не так расположен к стоппи и задний тормоз эффективней.
+1
LEX-MegaVolt
Был тут пост в котором разбиралось не зависимость тормозного пути от массы, да и видео прилагалось, следовательно все равно кто тормозит, ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ СИЛЫ ТРЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ ТОРОМОЖЕНИЯ, реакции водителя и реакции тормозной системы, для воздушной думаю будет поболее чем для гидравлики
0
Loki2100
От силы трения зависит только при торможении юзом. Что, согласитесь, редкость.
0
LEX-MegaVolt
Сила трения существует всегда, а не только при торможении юзом, иначе мы бы вообще не разгонялись и не тормозили. Просто в случае юза резина перегревается локально, становится мягкой, потом жидкой, жидкая резина — маленькое трение.
0
Loki2100
Пока сцепления достаточно, его сила роли не играет. Как только оно заканчивается — начинается юз.
0
LEX-MegaVolt
Я хотел приурочить свой ответ к итоговой длинне тормозного пути.
АБС для того и существует чтобы колесо в случае юза немного провернулось, и сместилась зона локального перегрева резины
0
Andsah
Совет держать всегда два пальца на переднем тормозе весьма спорен для повсеместного постоянного применения.
А в некоторых случаях и вреден, т.к. иногда мешает резко сбросить газ.
0
madvlad
В городе можно держать 2 пальца, за городом я перед поворотом и в повороте держу, на прямой -нет.
0
LEX-MegaVolt
На прямой никто не застрахован от непонятно откуда выскочившей собаки, кошки, да любого нежданчика со встречки например
+1
V_a_s_o
большинство пытавшихся остановиться уходя от собак и котиков (именно)неожиданно выскочивших под колеса закончили в лучшем случае жестким расколбасом, чудом никого не зацепившим и не ставшим причиной падения. Примерно в 60% таких случаев зверью это не помогло. Я рекомендую в подобных случаях добиться максимально вертикального положения, прямолинейности траектории и газ… и незабываем правильно держать руль. Да, жаль… (в случае диких лошадей, коров,… не использовать)
0
madvlad
В случае человека тоже.
+2
Loki2100
начала торможения со скорости 96 км/час.
Мне кажется что такие вещи все же стоит адаптировать полностью. Оригинал отталкивается от круглой цифры в 60 миль/час. Я считаю что и в русском варианте надо было взять круглую цифру 100 км/ч. На расчеты эти 4 км/ч не повлияют, а текст будет смотреться более цельным.
+2
sixbisix
Думал об этом… но при таких округлениях нужно будет все пересчитывать. А то там чуть чуть, тут чуть чуть и получится совсем другой расклад. Хотя согласен, текст понятнее бы вяглядел. Пока приходит в голову только оставлять исходные величины, а в скобках уже указывать привычные нам.
+2
Loki2100
Это для зануд, которые будут пересчитывать. Для всех прочих порядка цифр вполне достаточно для понимания. На дороге вам все равно 20 метров у вас тормозной путь или 21. Важно чтобы он был меньше расстояния до препятствия. Так же мало кто наверняка знает едет ли он со скоростью 96 или 100 км/ч.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. sixbisix, Мотосовет № 31 - Вы всего-то столкнетесь с машиной… (если не остановитесь вовремя)