Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. sixbisix → Мотосовет № 30 - Плавное торможение (почему 75/25 неверно)

После жаркой дискуссии, разгоревшейся на bikepost.ru, продолжаем публиковать переводы серии мотосоветов о технике эффективного торможения.
Автором этого мотосовета является не James R Davis, а Hoddy Hodson, который несколько критически отнёсся к высказываниям Джеймса.

IMG_20141111_211553_.jpg
© cophia


Ходди Ходсон
Ходди Ходсон прислал  мне это очень полезное письмо (1 апреля 1996 года) и я представляю его вашему вниманию потому, что это подтверждает все мои предположения о том, насколько эффективными стали передние тормоза, а также потому, что он со знанием дела объясняет почему это произошло.

Многие инструктора в мотошколах, от начальных курсов в мотошколах до продвинутых курсов для полицейских, рассказывают старый анекдот: тормозите 75% передним тормозом и 25% задним на сухой дороге (50/50 на мокрой).
Этот совет бережно охраняется в Motorcycle Roadcraft (http://www.roadcraft.co.uk/ — Ассоциация мотоциклистов – которая уже много лет издает различные руководства по вождению, в том числе мотоциклов) и IAM Group Handbook (http://www.iam.org.uk/index.php — Независимый фонд безопасности на дорогах – издает учебные пособия и проводит различные курсы). Как не было бы прискорбно, но сегодня этот совет устарел.

Прогресс меняет все
Правило 75/25% появилось МНОГО лет назад. Первые графики, подтверждающие это правило, были построены на основе характеристик барабанных тормозов мотоцикла Triumph Speed Twins, поэтому есть резон считать, что это правило действует по крайне мере 25 или 30 лет.

Triumph_Speed_Twin_.jpg
Triumph Speed Twins
(http://en.wikipedia.org)


Старый Speed Twins и его сородичи имели немного общего с современными мотоциклами. У них были передние тормоза диаметром около 18 сантиметров и двумя колодками (я не смог найти никого, кто был бы достаточно стар, что бы подтвердить это) управляемых боуденовским тросом идущим от рычага ручного тормоза. Задние тормоза с одной колодкой были около 15 см в диаметре и приводились в действие здоровым ножным рычагом длиной 25 см, который нажимался мускулистой ногой, накаченной в процессе завода чёртового мотоцикла кик-стартером.

А шины? Шины были не шире, чем самые широкие шины горных велосипедов 90-х годов и даже по сравнению с шинами для машин тех лет были плохо спроектированы (некоторые машины уже оборудовались бескамерными шинами, но все шины мотоциклов были с диагональным кордом). Рисунок протектора был с насечками сзади и шашечками спереди. И что самое важное, пятно контакта было узким и длинным, т.к. диаметр колес был 20 дюймов или более.
Вдобавок стоит упомянуть о конструкции мотоциклетных рам, которые изменились. Старый Speed Twin и его ровесники были ВЫСОКИМИ. Вертикально расположенный двигатель был увенчан рамой из труб (с зазором достаточным для ежедневной регулировки клапанов) и следствием этого была высокая посадка мотоциклиста. Центр тяжести мотоцикла (с мотоциклистом) в 60-х годах возможно был выше, чем у современных мотоциклов на 30 см или более.
И было два типа передних вилок. Твердые, как камень (гоночные мотоциклы и мотоциклы с тяжелым обтекателем Rickman) и мягкие, как губка, — полностью сжимающиеся даже при слабом торможении. В итоге, при торможении передняя вилка почти не сжималась – подобно вилке велосипеда.

Если вилка сжата, то узкая (низкое сцепление с дорогой) передняя покрышка и положение центра тяжести подобны небольшой пластине кувыркающейся вокруг. Поэтому не удивительно, что вас предупредили с осторожностью использовать передний тормоз.  Если это тормоз – притягивающий взоры барабанный тормоз (они «самоуправляемые», а значит отсутствует какая-либо зависимость между силой нажатия на рычаг тормоза и интенсивностью торможения) — то вы тормозите так интенсивно, как это возможно контролируемым задним тормозом. В любом случае, заблокированное заднее колесо можно контролировать даже на SpeedTwin.

Прогресс в мотоциклетной промышленности  продвинулся вперед по сравнению с «лохматыми» 60-ми. Фактически, прогресс настолько существенный, что правило 75%:25% вызывало сомнения уже с 80-х годов.

Главным доказательством, что правило 75%:25%  является ложным, служит то, что на большинстве современных мотоциклов (начиная, как минимум с RD350) можно сделать «стоппи» — и не упасть в тот же миг. В момент стоппи вы тормозите передним тормозом на грани блокировки – и тормозите так интенсивно, что заднее колесо отрывается от земли. Это не круто и не благоразумно, но это доказывает скрытые пределы для большинства из нас, что мотоцикл в этот момент  на 100% тормозит только передним тормозом.



Теперь прошу вас вспомнить гонки на серийных мотоциклах, т.к.  в этих гонках мотоциклы должны быть такими же (за исключением отсутствующего генератора Оуэна – простите нас Мистер Инспектор) как мы встречаем их на дорогах. В наши дни во время гонки, я это осознаю, большинство участников стараются проехать так быстро, как это возможно – они не для того участвуют в гонке, чтобы участвовать в стант шоу и восхищать зрителей.

Худшее из всего этого то, что они не тормозят по правилу 75%:25%. Встаньте напросив участка торможения в конце прямой (не стойте на повороте в конце прямой: это место, где Reg Ford обычно врезается в зрителей). Вы увидите, что большинство гонщиков заметно поднимают заднее колесо над полотном трэка при максимальном торможении. Они делают стоппи – они тормозят 100% передним тормозом и 0% задним.

Они делают это не специально и не для выпендрёжа (за исключением Jamie Whitham в конце гонки!). В наши дни гонщики делают стоппи потому, что это естественно и интуитивно понятно  тормозить так интенсивно как только может затормозить мотоцикл.

Что за чёрт?  Современные мотоциклы (как отмечено выше, под это определение попадает большинство дорожных мотоциклов разработанных начиная с RD350) кардинально отличаются от старого SpeedTwin. К ним только нельзя относить некоторые мотоциклы, называемые ретробайками – Zephyr  и мотоциклы для триала, возможно должны тормозить с соблюдением правила 75%:25%.

[Несомненно, один из первых навыков, которому Geraint Jones обучает в своей мотошколе Moto-X это как тормозить. Вы должны научиться останавливаться на кроссовом мотоцикле со скорости 80 км/час на грязном покрытии, используя только передний тормоз.  Таким образом, даже в грязи, есть возможность для использования переднего тормоза – если у вас стальные яйца!]

Современные мотоциклы ниже – примерно на 30 см (сравните GPZ500 и Triumph 750 – GPZ более мощный). Имеется тенденция уменьшения длины мотоциклов примерно на 13 см. Диаметр колес также меньше – передние от 16 до 19 дюймов, хотя были от 18 до 21 дюйма. Ширина колес, а отсюда и площадь контакта, увеличилась как минимум в два раза. Современные шины обеспечивают лучший контакт с дорогой – даже на мокром покрытии. И они радиальные (или перекрещивающийся корд), а значит они лучше деформируются при проезде по препятствиям на дороге. А низкие боковины помогают сохранить низкий центр тяжести.



Передняя подвеска, даже если у вас не перевёрнутая вилка, в десять раз лучше поглощает неровности, которые могут сорвать колесо при торможении.

Тормоза

Вы могли заметить, что я не говорил о тормозах. Я думаю нечёткость работы тормозов в 60-х и необходимость жать со всей дури на педаль ножного тормоза, одна из основных причин появления правила 75%:25%. Мотоциклисты опытным путем установили, как нужно тормозить, и пришли к выводу, что это лучший способ торможения.

С тех пор Triumph ушёл в небытие, воскрес; снова ушёл и снова возродился в виде намного лучших мотоциклов. Правила торможения, написанные для SpeedTriple 90-х годов, должны значительно отличаться от правил торможения для Speed Twin 60-х.

Японцы лидеры разработки мотоциклов. Хотите верьте, хотите нет, но японцы разрабатывают вещи, которые будут делать работу за них. Очень редко они ошибаются, но намного чаще они делают правильные вещи. Крыло защищает от грязи. Подножки не гнуться под вашим весом.  Вы можете дотянуться до рычагов и переключателей одновременно. [Старые Триумфы, как это не грустно, не могли этого].

Значит, мы можем надеяться, что современные японские мотоциклы оснащены правильными тормозами, которые выполняют свою функцию – остановить мотоцикл как можно быстрее. Так какие характеристики этих тормозов?

Спереди два диска 320 мм, и два шести-поршневых суппорта.
Сзади один 220 мм диск с двух-поршневым суппортом.

(Эти характеристики взяты с нового Kawasaki 750, но почти любой спортивный мотоцикл 1995-96 года имеет похожие характеристики).

По самым скромным подсчётам передние тормоза в 5 раз мощнее задних (имейте ввиду, что диаметр тормозного диска имеет большое значение). И могу поспорить, что лапка ножного тормоза на современном мотоцикле такой же длинны, как рычаг переднего тормоза.

Почему японцы сконструировали тормоза далеко не в соответствии с правилом 75%:25%? Они идиоты? Может это один из модных аксессуаров о котором говорят «посмотри на размер моих тормозов, дорогой»? Или это просто означает, что в наши дни правило 75%:25% неверно?

Ответ: правило 75%:25% в наши дни неверно (для большинства современных мотоциклов на большинстве сухих дорог).

Где же правда? Правда заключается в том, что правды не существует. Любое фиксированное распределение тормозного усилия между передними колесами и задними, является ложью.

В машине учат применять плавное торможение – вы постепенно увеличиваете силу нажатия, для того что бы избежать юза колёс до перераспределения веса вперед, после чего можно начать тормозить со всей силы и вы должны постепенно ослаблять усилие на педаль когда приближаетесь к месту остановки, чтобы избежать толчка в момент остановки.

Мотоциклисты должны уметь тормозить плавно, но так как у мотоциклов раздельные передний и задний тормоза, то мы также должны уметь плавно переносить усилие сзади вперед и обратно назад как можно плавно.

[Владельцы мотоциклов Moto Guzzi и Honda у которых комбинированная система тормозов могут дальше не читать, однако если вы последуете этому совету, то помните, что гоночные мотоциклы Guzzi всегда разобщают тормозную систему потому, что она не так эффективна как раздельные системы при работе в экстремальных режимах]

Идеальное торможение выглядит примерно так:
  • Вы тормозите обоими тормозами постепенно и почти одинаковым усилием на первой фазе торможения.
  • Вес переносится вперед и передняя подвеска сжимается и ваши руки сгибаются.
  • Теперь большая часть веса приходится на перед (до 100% если вы тормозите с ускорением 1 g – на современных дорожных мотоциклах можно тормозить с ускорением 1.2 g)
  • Теперь вы можете значительно ослабить или совсем отпустить педаль заднего тормоза и сильнее нажать на рычаг переднего тормоза, на который приходится все или почти все тормозное усилие. В этой промежуточной стадии торможение может быть 100%:0% — если на перед приходится меньше 85%, возможно вы тормозите далеко от того предела, как вашего мотоцикла.
  • Мотоцикл замедляется и силы которые вы прилагается на тормоза и покрышки уменьшаются (энергия мотоцикла пропорциональна квадрату вашей скорости).
  • Передняя подвеска начинает распрямляться.
[Если впереди была опасность, то вы можете спокойно вдохнуть и сказать Всевышнему спасибо].
  • Вы постепенно снижаете интенсивность торможения передним тормозом для того, чтобы не допустить блокировку переднего колеса на низкой скорости и снова увеличиваете давление на педаль тормоза.
  • Даже замедляясь со скорости 160 км/час достигнув скорости  8 км/час – вы должны использовать только задний тормоз. Таким образом, на последнем этапе торможения 0% перед и 100% задний тормоз.
Если вы вынуждены привести в качестве возражения фиксированное соотношение распределения усилий – я имею ввиду 85%:15% — исходя из чего разработаны тормоза на японских мотоциклах.

Однако правда заключается в том, что бывают различные ситуации, поэтому необходимо забыть соотношение 75%:25%. Мотоциклисты должны научиться плавному торможению; точно и быстро дозировать усилие между передним и задним тормозом – а не следовать устаревшим математическим догмам.
И, плавно проходя двойную шпильку, вы сможете научиться торможению на мото-курсах Nurburgring Perfektion или London Advanced Motorcyclist’s Machine Control Days.
Ходди Ходсон 29/03/1996

Статья выражает мнение автора. Максимум внимания и должной осмотрительностью были предприняты при написании статьи и я верю, что все правильно, но затем я подумал, что земля круглая, и кто я есть, что бы судить. Копируйте данную статью и для распространения, но только с этим предупреждением!

Hoddy Hodson Taper Braking (Why 75%/25% is incorrect)
Источник: http://msgroup.org/
Перевод: sixbisix
Иллюстрация: cophia

  • sixbisixsixbisix
  • Андрей
  • 12 ноября 2014 в 8:41
  • 17
  • ?

Комментарии (41)

RSS свернуть / развернуть
-24
Kroght
В современном мире на большинстве мотоциклов есть АБС, поэтому вообще до лампочки, с каким усилием тормозить в критической ситуации-просто жать до упора оба тормоза.
+6
maxys146
АБС не панацея.
+3
APN
Когда, в какой момент, сработает абс Зависит от пилота. Если просто со всей дури схватить оба тормоза, то рано — торможение будет менее эффективно, чем если выполнять советы автора.
Идеально, если абс начнет срабатывать, когда мот на грани стоппи, а до этого состояния его нужно грамотно довести. Как — см. статью.
0
Loki2100
Идеально — если АБС не сработает вообще. Если она сработала, значит пилот уже ошибся и заблокировал колесо. Без АБС это бы уже привело к падению.
+2
nk_333
АБС никак (от слова совсем) не влияет на стоппи и на возможность его сделать.
+4
Asfaltero
Вот, кстати, наглядное видео, где тормозят два одинаковых Харлея, оба с АБС. Только один тормозит «по автомобильному» тупо в пол, а второй — правильно, преднагружая переднее колесо и не допуская блокировки.
+3
Andsah
 При фанатичном нажатии на тормоза в повороте на скользкой дороге упасть можно ещё до срабатывания ABS.Или в процессе.
0
Flatra
www.youtube.com/watch?v=oEllAlPfmbw&list=UUwGnxb_oxbvnKONgs9-sURg
Вот работа абс на мокрой краске, точнее её отсутствие…
+3
settler
тормозить нужно до «мокрой краски»
а на мокром вопреки всем инстинктам востараться не дергаться вообще.
0
RomanG
Не совсем понял — на видео был момент с заблокированным колесом?
Я лично увидел попытку притормозить на мокрой краске… До срабатывания ABS было далековато…
+1
Fevral
АБС ставят на дорогие, некрасивые мотоциклы)
+5
maxys146
Мдя, я ожидал чего-то более интересного, а не кучу воды, истории и три строчки общим текстом про торможение.
Напомнило мне один семинар от гуру тестирования который рассказывал как стать хорошим тестировщиком. Весь семинар сводился к тому что он говорил «Я расскажу как вам стать отличным специалистом, вы уйдете с этого семинара уже прекрасными тестировщиками, у меня большой опыт и я его рассказываю вам». По факту одна вода и ничего достойного внимания.
P.S. Читать неприятно, больше на промт похоже.
Если вилка сжата, то узкая (низкое сцепление с дорогой) передняя покрышка и положение центра тяжести подобны небольшой пластине кувыркающейся вокруг.
возможно вы тормозите далеко от того предела, как вашего мотоцикла.
Мотоцикл замедляется и силы которые вы прилагается на тормоза и покрышки уменьшаются
Даже замедляясь со скорости 160 км/час достигнув скорости 8 км/час – вы должны использовать только задний тормоз. Таким образом, на последнем этапе торможения 0% перед и 100% задний тормоз.
Мотоциклисты должны уметь тормозить плавно, но так как у мотоциклов раздельные передний и задний тормоза, то мы также должны уметь плавно переносить усилие сзади вперед и обратно назад как можно плавно.
Чего? О_о
+7
Foss
  • Foss
  • 12 ноября 2014 в 10:13
Малые скорости и скользко задний, сухо и быстро — передний. Жопа- задний+передний+скорость вниз. Хотите хорошо тормозить-отрабатывайте в начеле и конце поездки каждый день.
+3
Deni95
У меня на байке уже с завода передний тормоз сделан так, что, при нажатии идет усилие 70 / 30. То есть, я уже никак не могу повлиять на развесовку тормозного распределения, нажимаю передний, работают обо тормоза перед 70% и задний 30%, а просто задний очень и очень слабый, разве что на светофоре байк держит на месте. И да, у меня абс, в экстренной ситуации на политой дороге я тормозил с 200 одним передним, остановился ровно, без блокирования и сноса.
как то так
+5
cross_tver
А вообще интересно, как можно понять, как я распределяю тормозное усилие? Ладно, если на велосипеде я жму на тормоз двумя руками и еще как то могу контролировать относительность усилия. А рука-нога? Тут говорится об эффективности тормозных систем, допустим 85%/15%, тут механика и грубый расчет. А как рассчитать соотношение рука/нога — 75%/25%? Усилие, которое не только я, но и любой человек, может сделать кистью значительно меньше, чем ногой. 75% — для переднего тормоза это от того что максимум, что я могу выжать считать за 100%? У человека занимающегося скалолазанием эти 75% будут сильнее, чем у среднестатистической девушки 120%. А задний тормоз? Нажимая на лапку просто опусканием носка и ставя пятку — это по сколько процентов?
Все эти проценты уж очень условны. Представляю, когда передо мной выруливает кто-то метров за 20, как я буду рассчитывать усилия… Просто нужно сразу учиться правильно тормозить и останавливаться, чувствуя и зная возможности своих тормозов.
0
Corwin
Вы не поняли, проценты взяты от усилия которые вы в данный момент создаете. То есть грубо говоря при соотношении 75/25 усилие которое создаете рукой, должно быть в 3 раза сильнее чем то что создаете ногой.
+1
cross_tver
Вот тут ключевая фраза «грубо говоря» :) Я как раз об этом.
+2
ZySem
Тренировки и опыт и да знание возможностей своего аппарата и своих ногорук.
здесь был ататат

+4
Wicked_Garry
И тут владельцы высококубатурных табуреток и разных там Gold-ов решили затарится попкорном чтобы до конца получить удовольствие от созерцания спора (читай догфайта).За них то этот вопрос был решен заранее и безапелляционно прямо на конвейере:))
+2
nk_333
Неотключаемый АБС — ацтой :)))
+2
Andsah
В принципе совет можно свести к одной фразе-нужно тормозить обеими тормозами, отслеживая момент блокировки колёс.
Однако правда заключается в том, что бывают различные ситуации, поэтому необходимо забыть соотношение 75%:25%. Мотоциклисты должны научиться плавному торможению; точно и быстро дозировать усилие между передним и задним тормозом – а не следовать устаревшим математическим догмам./blockquote>
Автор, приводя соотношение использования заднего и переднего тормоза не учитывает варианты когда мотоцикл загружен и с пассажиром.
Также не учитываются варианты, когда тормозить приходится при движении в гору или под неё и в повороте.И комбинации этих вариантов
А может это просто реклама курсов вождения?
И, плавно проходя двойную шпильку, вы сможете научиться торможению на мото-курсах Nurburgring Perfektion или London Advanced Motorcyclist’s Machine Control Days./blockquote>
И перевод просто ужасный, местами искажающий смыс.По русски можно написать значительно читабельнее.
+2
sixbisix
И перевод просто ужасный, местами искажающий смыс.

Вообще странно. Перевод висел для коррекции всем желающим около недели. Ни одного предложения не поступило. Давайте тогда не терять времени и сейчас откорректируем, хотя бы там где «искажен смысл». Помощь всегда приветствуется!
0
Magpul68
C D-CBS хоть как оба тормоза работают)))
+1
magic2k
Очень сложно читать -( Напоминает вот это — youtu.be/X8klvHqeLP0?t=2m6s
+1
magic2k
а ччерт не тот ролик :-( вот — vk.com/video932885_113274419
+2
sixbisix
Да!!! Посмотрел! Очень похоже — прямо как в мотосоветах… ну что-то можно и пропустить :-)
Спасибо за фрагмент!!!
0
spamer80
Комбинированная тормозная система + АБС. Да и вообще круизероводы странно смотрят на все эти усилия. На круизере стоппи все равно не случится, хоть обтормозись.
0
PanzerK
Ну бред же полнейший… асфальт перед+жопой немного, по грунту тока жопой+чуток перед, всё индивидуально от мотоцикла к мотоциклу и от пилота к пилоту к чему это это всё…
0
bvn2
  • bvn2
  • 12 ноября 2014 в 18:00
Сугубо моё личное мнение, что всё это фигня. Попытки ввести цифры там, где их ввести нельзя. Как мне расчитать усилия нажатия? И что за проценты нажатия? Это как чихнуть на пол-чиха. Я не знаю и не должен знать силу при нажатии на тормоз, всё происходит интуитивно. Организм и мог сами подсказывают силу нажатия и просто-напросто нужно тренироваться. Формула простая: тормози задним и помогай передним.
0
PanzerK
на асфальте лучше передним и помогать задним.
+1
nk_333
Скоро без ученой степени по матану (и физике в придачу) за мопед будет садиться cтрашно :D
0
PanzerK
Дык сделают специальные мотокалькуляторы, чтоб мог рассчитать быстро чего куда жать и как.
0
Fizik
  • Fizik
  • 12 ноября 2014 в 21:50
Интересно, у меня Yamha Serow (софт эндуро) когда я полностью загружаю переднюю вилку и продолжаю оттормаживаться(изо всех сил давя на рычаг тормоза) стоппи не происходит! и колесо не блокируется (а ведь должно?) при этом я со всех сил давлю на руль(что должно привести к стоппи — а не приводит!)
Странность №2 если я при торможении упираюсь ногами в подножки, как ни тормози происходит срыв переднего колеса по причине не загруженности передней подвески. (а ведь вроде должна загружаться?)
+1
Juvenile
Странность 1 — сцепление резины превышает производительность переднего тормоза.
Странность 2 — не загрузится, но тут уже производительность переднего тормоза выше слабого сцепления покрышки.
+1
Wicked_Garry
Вообще удивительно что не пришли владельцы каких нить Баварских паровозов с удивленным видом
«почему 75/25 неверно? Вас ист дас? Мейне кляйне BMW хабе EBD анлаге(ну или как там это у них называется).Кейне проблем! Натюрлих!»:))))
А по сути
Разговор о мастерстве.Мастерство которое на ДОПах носит характер «экстренного».
И ответ то в тексте поста находится «What's the truth? The truth is, there is NO truth.»
И не так уж неправ автор первого коммента.
Будущее все же за электронными системами управления, в том числе тормозами.
0
PanzerK
Так и до резиновой женщины недалеко…
0
Wicked_Garry
Увы
Стремление к большей безопасности, экологичности, производительности(отдачи) делает свое дело.
И сегодняшняя школота лет через 10-15 вааще не будет понимать сего предмета сегодняшнего обсуждения.
Хотя, уверен, останутся те кого это будет волновать даже тогда.Но это будут такие Элитные единицы.Элито-динозавры есди хотите.:))
0
spamer80

 
0
vasteed
припоздал с комментарием, да ладно, так вот-мнений много, и все разные; а вот давайте попробуем такие таблицы сделаем: например таблица 1 называется классик, на прямой. По горизонтали- сухой асфальт, мокрый асфальт, грунтовка. По вертикали-малые скорости, средние, большие, экстренное торможение.
таблица 2 то же классик, но в повороте, и те же условия
табличка 3 например чоппер, по прямой, в повороте и так далее, для эндуро; кому надо- спорты и кроссы...ABS и прочие дисковые и барабаны; а на пересечении-как нужно тормозить, передний-задний, можно и в %, для наглядности.Понятно рукой и ногой с точностью до тютельки на нажмешь, но все же.
Самое главное- данные от знающих и опытных людей, от авторитетов, наших спортсменов, тренеров и мотоучителей.Вот тогда-то и будет яснее и понятнее, как, где и на чем; особенно для начинающих и не опытных. Инфа есть, но она разбросана по инету, и обычно для спортов на идеальных дорогах.Мне вот так показалось можно порешать извечную проблему правильного торможения на мотоциклах, но это как централизованно надо делать…
0
RockSPb
Что вообще такое % задний-передний тормоз? В чем это измерять вообще, я все понять не могу
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. sixbisix, Мотосовет № 30 - Плавное торможение (почему 75/25 неверно)