Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. max_spenser → Прогрев шин :: Утренние размышления

Сезон уже подходит к концу, погода начинает портиться, в некоторых городах прошли официальные закрытия, но многие продолжают ездить, как говорится, до «белых мух».
И сегодняшним утром хотелось бы напомнить о процедуре прогрева шин перед движением.

Ни для кого не секрет, не прогретая шина имеет минимальный коэффициент сцепления с дорогой, что может привести к падению практически на ровном месте. Чем резина горячее, тем она мягче и тем лучше она цепляется за асфальт.

Не прогретая резина может сделать с вами что-то типа такого:




Есть несколько причин, при которых «срываются» колеса на холодной резине:
  • В повороте — открытие/сброс газа/торможение приводит к срыву колес, при открытии — заднего, при закрытии/торможении, соответственно, переднего.
  • На распрямленом — сильное или резкое торможение (вплоть до хайсайда)


Еще ролик о не прогретых шинах (смотреть с 2:15)



Что же будем делать?

Одим из вариантов для прогрева является использование специальных чехлов с подогревом:


Однако, такие системы применяются в основном на треке, до старта гонок, а в данном случае мы рассматриваем «гражданские» способы.

Всё же, есть один способ, который можно позаимствовать из гонок.
Вы замечали что на прогревочном круге гонок MotoGP, на прямой, пилоты начинают ехать змейкой? Вот примерно так:



Чем быстрее вы «болтаетесь», тем быстрее прогреваются радиусы покрышки. В дополнение к простому раскачиванию из стороны в сторону, можно добавить ускорение — вы начинаете качаться и одновременно ускоряетесь, затем снова замедляетесь, снова ускоряетесь.
Достаточно проехать около 300 метров таким способом и у вас уже будет теплая середина и ближайшие к ней радиусы (дальние в городе не нужны, только если вы в поворотах не закладываете до подножек :))

Такой простой способ позволит избежать значительных проблем при дальнейшем движении. Лично я пользуюсь этим способом, когда выезжаю со стоянки, к ней идет прямая дорожка, на которой минимальный траффик. Если во время движения вы чувствуете (а вы почувствуете :)) что что-то не так, то можете поболтаться еще раз, но только в пределах полосы, чтобы не было лишних вопросов у окружающих.

Всем ровных дорог и теплых шин! :)

p.s. если знаете еще какие-либо способы прогрева, не стесняйтесь делиться.
  • max_spensermax_spenser
  • Макс
  • 22 сентября 2014 в 12:43
  • 5
  • ?

Комментарии (61)

RSS свернуть / развернуть
+15
High
  • High
  • 22 сентября 2014 в 12:49
Греть шины, тем более таким образом, чтоб потом тащиться по холодному асфальту в междурядьях и останавливаться на светофорах? Очень нужная вещь!
Без условий для поддержания этой температуры заниматься этим — маразм.
+2
papets
Ну как минимум чтоб нормально оттормаживаться перед светофором.

Я прошлом годе ехал ставится на зимовку и чуть было не плюхнулся, из за того что резина была дубовая, а я не учел это при торможении.
+10
High
Объясните мне кто-нибудь, как физику, чем отличается езда змейкой 300 метров от езды по прямой (например) 600 метров?
Если во время обычной езды есть условия для прогрева резины и поддержания этой температуры, то она и так прогреется через минуту езды. Если этих условий нет, то нахрена этим онанизмом заниматься, если прогретая резина остынет через несколько сотен метров?
На гонках — понятно. Там все едут примерно по одной траектории. Асфальт на это траектории не успевает остывать. Плюс режим езды такой, что резина постоянно горячая. Предварительно её греют с одной лишь целью — стартовать без пробуксовки.
+3
papets
Я не далеко не физик, по этому, возможно, мои размышления покажутся тебе смешными, но мне кажется, что езда змейкой она как бы это сказать — увеличивает пробег метраж при прогреве и возможно площадь прогреваемой резины.

По дороге все тоже едут примерно по одной траектории — по колее. соответственно, если ты едешь в потоке а не в междурядье, то там асфальт тоже не успевает остыть…

Но в целом да, я с тобой согласен.
+3
High
Так я и говорю — можно проехать 300 метров змейкой, а можно 600 прямо. Боковины даже после прогрева остынут сразу, т.к. во время езды по городу практически не используются. А центр колеса будет греться и во время обычной езду в той степени, в которой позволяет манера езды и погодные условия.
По поводу колеи… Знаешь, я недавно делал фотки кое-для чего. Обратил внимание, что на дороге машины двигаются как бог на душу положит. Если только действительно глубокой колеи нет на полосе, тогда только два варианта — либо по самой колее, либо рядом. Плюс скорости относительно небольшие. Если траффик большой, то все плетутся. Если скорость большая, то машин мало, как правило. Так что асфальт греется не сильно. Безусловно несколько градусов поднимает, но немного
-5
max_spenser
Тут стоит упомянуть, что степень нагрева резины влияет на пружину подвески, по мере нагрева шин, пружина становится более тугой. Если не прогревать боковины, вы по прежнему будете ощущать пружину, а если и после «слалома» ощущаете её, то это надо поднять давление в шинах.

И кстати, до того как не проехали 1-2км, до нормального прогрева, резкие открытия газа/торможения крайне не допустимы.
+4
High
Тут стоит упомянуть, что степень нагрева резины влияет на пружину подвески,
Можно поинтересоваться, каким образом температура резины влияет на пружину, которая с ней никак не связана?
0
max_spenser
Так через давление, при нагреве же шина расширяется, пятно контакта изменяется. При избыточном давлении получаете тряску на кочках.
0
High
На свойства пружины это как влияет?
0
max_spenser
Ну она будет либо мягче отрабатывать неровности, либо жестче. Так, если в случае с перекаченными шинами пружина окажется в верхей точке и в это время поддать газку, то колесо сорвет.
+5
High
Пружина будет отрабатывать абсолютно идентично. Её свойства и параметры никак не меняются.
Колесо — несколько иначе за счёт изменения давления.
+1
zogar-zag
Автор все правильно говорит, только в его словах слово пружина надо заменить на слово подвеска…
+6
High
А если в слове хлеб сделать 4 ошибки, то получится слово пиво, ага.
+3
zogar-zag
Ну ошибся человек, я думаю любому понятно, что резину можно с диска вообще снять и это на жесткость пружины никак не повлияет, а вот на жесткость подвески повлияет самым непосредственным образом.
0
High
Ну так и уточнил бы, что он имел в виду. Он же этого не сделал.
+4
max_spenser
Таки простите, великодушный вы наш, не проснулся еще, а уже в весь в работе :)
Конечно же речь о подвеске, под «пружиной» я имел ввиду ощущения.
+6
High
под «пружиной» я имел ввиду ощущения.
Считаю — это пять баллов.
Под фразой «жирафы бегут на север» я имею в виду, что желаю вам доброго дня.
+2
del34
Пружина останется точно такой же. Это резина при нагреве изменит свойства и мотоцикл будет несколько иначе реагировать на дорожное полотно, создавая ощущение будто подвеска работает иначе.
+2
Le0
  • Le0
  • 22 сентября 2014 в 16:31
Верно. Одной из главных функций дорожной шины является демпфирование и уменьшение воздействий дорожного полотна на подвеску.
0
odessitmws
при резкой смене направления силы инерции дополнительно уходят в тепло!!!
+1
del34
Площадь резины, метраж не увеличивает практически. Пару метров не в счёт. Т.е. прогреются ближние боковины, как и написано в посте.
+9
popuren1974
Шина прогревается, в основном, за счет:
1. Выделения тепла в процессе упругих деформаций молекул каучуков по всему объему покрышки
2. Трения об асфальт (хотя и там на микроуровне происходят продольные микродеформации резины).

Центральная часть прогревается быстрее из-за трения.
Тепла выделяется тем больше, чем больше деформаций. Поскольку в движении деформируется вся покрышка, а при маневрах деформации больше — змейка позволяет быстрее и равномернее прогреть покрышку.
Остывают боковины не слишком быстро т.к. катящаяся шина деформируется по всей площади/объему и поддерживает температуру.
0
High
а при маневрах деформации больше
C этого места поподробнее, пожалуйста :) Откуда их там больше становится? То, что резина изгибается по другому профилю и другим местом касается асфальта не значит, что этих деформаций количественно больше.
+4
popuren1974
0
High
Рисунок (как бы без мата сказать) мягко говоря некорректный.
Если тебе будет не лень в фотошопе или пэйнте вырезать по отдельности 1ю, 2ю и 3ю картинку и повертеть их, то внезапно выяснится, что у третьего вариант максимальная площадь будет при вертикальной установке колеса, т.к. автор нарисовал переменный радиус рабочего профиля (это не считая плоской!!! площадки по краям, которой там в помине нет) и в вертикальном положении он имеет максимальный радиус.
Разница между 1 и 2м вариантами вообще не поддаётся логическому объяснению. Там радиус кривизны одинаковый и пятно контакта должно быть идентичным.
В общем, кому-то нехрен было делать, судя по всему.
+5
popuren1974
Ну тоесть Ли Паркс для вас не авторитет, а рецензия на евоный «Полный контроль» от вас ограничивается кратким: «Я мнению вашему вращение придавал, а осью был мой детородный орган!» )))

Вы ошибаетесь. Потомучто это не рисунок, а схема и ссылаться на точность этого «рисунка» — неверно.
0
High
Вы ошибаетесь. Потомучто это не рисунок, а схема и ссылаться на точность этого «рисунка» — неверно.
Ответить
Проблема в том, что именно из-за этой самой схематичности гражданин подвёл рисунок под свои рассуждения. Если всё нарисовать по-чесноку, то такого результата не будет.
+2
popuren1974
Рисовать ничего не нужно.
+2
popuren1974
появляется дополнительная поперечная (центростремительная) сила, которая деформирует покрышку не только в продольном, но и в поперечном направлении:
-1
High
А чего центростремительную силу учёл, а центробежную — нет?
+2
popuren1974
мы к терминам бум придираться или рассматривать суть явлений?
Поперечная сила есть? Она дополнительно деформирует покрышку?
0
High
Поперечная сила есть? Она дополнительно деформирует покрышку?
Есть. Их две. И действую они в противоположных направлениях.
0
popuren1974
Деформируется ли покрышка в плоскости, перпендикулярной плоскости качения в результате действия одной (по мне) или двух (по вам) сил? (имеет ли место быть деформация на рисунке из предыдущего комментария?)
0
High
Не знаю. Это зависит от баланса сил.
Авторы, на которых вы ссылаетесь учитывают только одну силу и приходят к вышеуказанным выводам. Делают они это потому, что хотят подтасовать результаты или просто тупо физику не учили — я не знаю, вам, как адепту, виднее.
Даже исходя из элементарной логики очевидно, что верхний жёлтый рисунок абсолютно неприменим для мотоцикла, т.к. даже если в порядке дискуссии предположить, что покрышка деформируется указанным способом, она при этом должна быть под наклоном, а не вертикально. То, что нарисовано, применимо для автомобиля.
+5
del34
Она быстро остынет. Смысла особо нет. Вообще в городе это малоосуществимо и вводит водителей авто в паническое состояние. Они не понимают «что этот долбанный хруст выстворяет?!!! он хочет броситься мне под колеса??!».
+1
chrome
High, полностью поддерживаю! Прямо какая-то рубрика «вредные советы». Незнание не зазорно, зазорно выдавать свое незнание за истину.
0
pifagor
ну не знаю что дополнить, но всегда выезжая из дома качусть метров 300 змейкой.только без ускорений.резина греется достаточно быстро.но нельзя забывать что асфальт холодный и сцепление все равно уже не то.p.s катаю на pirelli angel st
+3
gf5h6
  • gf5h6
  • 22 сентября 2014 в 13:35
Не перекачивайте колёса, экспертами и спортсменами – показывают, что большинство спортивных, дорожных и дорожно-туристических шин обеспечивают лучшее сцепление с трассой при давлении 2,1 BAR – на переднем колесе, и 1,9 BAR – на заднем, на холодных покрышках.
0
Revex
А пруф какой можешь привести? А то катаюсь с 2.9 и 2.9
+2
del34
Всё написано в мануале. Согласно ему у меня на фазере должно быть в переднем колесе 250кПа (2,5бара), заднее 290кПа (2.9бара). На F800st было 2.6 спереди и 2.8 сзади.
Если я опущу давление до 2.1, то мотоцикл поплывет, будет жор топлива и неустойчивость в поворотах.

0
gf5h6
Если же вы регулярно тренируетесь на спортивных трассах, то, скорее всего, на вашем мотоцикле уже стоят специальные гоночные покрышки. Как уже было сказано, эта резина отличается особым тепловым режимом. И если для обычной спортивной резины «рабочей» считается температура 50°С — 60°С, то температура гоночной резины в прогретом состоянии достигает 100°С. Естественно, давление в такой резине на последних кругах гонки и в холодном состоянии серьезно различается. Как правило, давление в заднем колесе «на холодную» в таких покрышках колеблется от 1,4 BAR до 1,6 BAR, а в переднем – от 1,5 BAR до 1,9 BAR. Такие низкие величины часто шокируют новичков, увидевших на заднем маятнике своего нового «литрового» спортбайка цифры 2,9 BAR
+3
del34
Ну… Согласно закону Гей-Люссака коэффицент расширения воздуха при 1ºС равен 0,003671. При увеличении температуры в шине на 50ºС давление увеличится на 0,1835. Т.е. если давление в покрышке было 1.6бара, то станет 1.78.
Всё же покрышки на спортивных мотоциклах имею давление ниже, т.к. в этом случае мы получаем большее пятно контакта и как следствие лучшее сцепление с дорогой. И это не связано с их расширением.
На сайте есть хорошая статья про давление в шинах.
0
del34
на сайте мото граждан
+1
High
Производители мотоциклов и шин постоянно всякую ахинею пишут в мануалах, ага. Надо ориентироваться на мнение знакомых посонов с раёна. Они лучше знают, сколько нужно качать.
0
del34
Лучше оринтироваться на производителей шин. Всё же производитель мото указывает рекомендуемое давление для рекомендуемых шин.



С рекомендациями давления из того же мануала картинка выше.
К сожалению не нашёл рекомендаций для установленных сейчас у меня michelin pilot road 3.
0
vonorimo
ну логично, что в холодную погоду можно давление снизить, шина нагревается от деформации, чем ниже давление в шине — тем выше деформация, тем сильнее она будет нагреваться.
Другое дело, что надо найти компромисс между управляемостью и давлением (нагревом шин).
0
gf5h6
MICHELIN рекомендуемого давления в холодном 2,1 Bar фронт и 1,7 Bar тыл (или 1,5 Бар, если используются нагреватели) для цепи MICHELIN мощность SuperSport
0
del34
Туристические шины стоит начачивать чуть ли не до 3 атмосфер. Они предназначены для езды по прямой на дальние расстояния, с большим багажом. Если накачать до 2.1 атмосфер, то можно доехать до Германии, обратно и выкинуть покрышку.
+1
gf5h6
Если вы путешествуете с пассажиром и несколькими кофрами на очень длинные расстояния и на высоких скоростях, то можно поднять давление в заднем колесе до 2,8 – 3,0 BAR. После пробега в несколько тысяч километров в таком режиме на заднем колесе, скорее всего, образуется ровная сточенная «площадка». Но каркас шины не пострадает, и опасности её разрушения не возникнет. Давление в переднем колесе не стоит поднимать выше 2,3 BAR. Ресурс колеса от этого не увеличится, а вероятность потери сцепления на торможении возрастет.
+1
del34
В принципе для любой покрышки, будь она трековой или городской есть рекомендации производителя. Достаточно придерживаться их. Неплохо если бы эта документация была более доступна и собрана в одном месте, с поправками на вес и температуру воздуха. Иначе черт голову сломит искать все эти параметры.
+1
Juvenile
Грел я раньше резину, но мне пару раз везло саморез ловить в ближнем радиусе… С тех пор перестал)
+1
Alex_72
+3 на почве.чем греть, если асфальт дубовый…
+1
Sanchez_RSC
По уму лучше не ездить при низких температурах, но если шило в.опе, то лучше греть, чем не греть — это аксиома.
У меня на в гаражах ровная прямая с прерывистой разметкой. Перед выездом еду змейкой между разметкой…… по приезду тоже… Но это не для прогреву, а для понту :)
+7
agile
  • agile
  • 22 сентября 2014 в 15:38
Это общее заблуждение!!!

на MotoGP пилоты едут змейкой не для прогрева резины (на трек они все выезжают с грелок) — а для очистки резины от мусора который мог налипнуть на горячую резину.

Греть резину нужно резкими разгонами торможениями в вертикальном положении — т.е. быстрый разгон — торможение.
Переднее колесо плющится, т.о. эффективно греется, заднее же при разгоне прогревается.
+8
High
Разрушитель иллюзий!!!
Как теперь дети будут оправдывать своё криволинейное движение по ДОПам??? Что ты наделал?!
0
max_spenser
Ну пост, собственно, для обсуждений методов :)

Так на холодной при разгоне-торможении, будет же вероятность улететь в хайсайд. Или хорошо так разогнался, а тут со двора вылетает кто-нибудь на перерез.
0
agile
  • agile
  • 22 сентября 2014 в 16:09
если уж греть на ДОП-ах — то таким способом как я указал — эффективность выше. Я так грел на треке перед гонкой, когда грелок не было.
да и не надо открывать ручку газа на полную катушку, а потом останавливаться в стоппи)
по прямой чуть разогнался — тормознул и т.д.
0
idnb
  • idnb
  • 22 сентября 2014 в 21:59
Спускаю давление сзади до 1.8, спереди до 2.0. Активнее работаю задним тормозом, меньше валюсь в повороты.
0
BaRRmaley
Прикольный тег «никто не читает теги» :))
0
popuren1974
были и поприкольнее ))
здесь был ататат

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. max_spenser, Прогрев шин :: Утренние размышления