Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. sixbisix → Мотосовет № 6 - Научить учиться (полезные советы для всех)

Немного сумбурный мотосовет от James R. Davis, но полагаю раз он существует, то эти советы могут быть кому-то полезными, чтобы «to turn like a pro», т.е. поворачивать как профессионал!

Существуют две причины, из-за которых начинающие мотоциклисты стараются держать мотоцикл вертикально:

— Они бояться, т.к. падали из-за того, что тормозили при движении на малой скорости.
— Они бояться, т.к. предполагают, что поворачивая на малой скорости двигатель заглохнет и это приведёт к падению.

Двигатель глохнет если он не прогрет и не прикрыта воздушная заслонка, или установлены слишком низкие обороты холостого хода. Следовательно, не нужно тренироваться поворачивать на малой скорости если двигатель не прогрет. Мотоциклист должен знать, что двигатель будет продолжать работать даже если не откручивать ручку газа. Иначе все внимание мотоциклиста будет сфокусировано на работе с газом, а не на балансе мотоцикла в повороте.

ball1.jpgball2.jpg


Я использую один приём, который помогает новичкам преодолеть страх перед наклоном мотоцикла. Этот приём основан на понимании «низкого центра тяжести» сначала в теории, а потом на практике. Нужно представить палку к одному концу которой прикреплен шар от боулинга. Эту палку нужно поставить на землю вертикально таким образом, чтобы конец на котором закреплён шар от боулинга  находился вверху. Далее я задаю вопрос о том, насколько можно отклонить палку от вертикального положения, чтобы она не упала.  Все понимают, что палку нужно держать строго вертикально, иначе она упадёт. Затем я задаю тот же самый вопрос, но с условием, что внизу находится конец палки с шаром. Понятно, что в этом случае конец палки, находящийся вверху можно отклонять достаточно в больших пределах и не бояться, что мы не сможем вернуть палку в вертикальное положение. Это и есть действие низкого центра тяжести.

(В этом мотосовете описан комплекс упражнений для тренировки маневрирования на парковке, которые были собраны вместе для моих друзей, пока я не был мотоинструктором. Я никогда и никого не обучал езде на мотоцикле не в мотошколе, за исключением своих друзей).

Затем я просил проехать на мотоцикле не сидя, а стоя на подножках. В процессе езды необходимо немного покачиваться из стороны в сторону таким образом, чтобы голова не изменяла своего положения в пространстве относительно мотоцикла. Мотоцикл двигается из стороны в сторону, но сохраняет при этом относительную прямолинейность движения. При этом нет никакого шанса упасть, т.к. центр тяжести находится очень низко и учащиеся это понимают.  После этого ученики делают еще несколько кругов сидя на мотоцикле и держа голову прямо.

В то время, пока большинство из нас получают удовольствие, наклоняя мотоцикл в поворотах, я видел новичков которым проще наклонять мотоцикл, если при этом они сами на наклоняются. Поэтому следующим после выполнения ими упражнения «покачивания» (прим. SixBiSix — описано выше) было упражнение наклонять только мотоцикл, но при этом тело оставлять в вертикальном положении. Держа голову вертикально, мотоциклист может видеть горизонт, как видит его все время. Это кажется невероятным, но это работает в некоторых случаях. Через несколько кругов они удивлялись, как сильно можно наклонить мотоцикл не наклоняя голову. Я рекомендую практиковаться до тех пор, пока при наклоне мотоцикла руки будут полностью распрямлены. Со временем это получается легко.

Теперь о том, как научится наклонять мотоцикл и красиво поворачивать. На парковке сидя на мотоцикле (мотор работает) нужно повернуть руль в крайнее положение. Я утверждаю, что из этой позиции можно начать движение.  Нужно начать использовать проскальзывающее сцепление и, кажется невероятным, но немного потренировавшись можно начать движение на мотоцикле. Нужно научиться трогаться с места при повороте руля в обе стороны.

Затем я говорю: «Отлично, это простое упражнение вы можете выполнять каждый раз, когда приезжаете на парковку. Останавливаетесь, поворачиваете руль до упора в одну сторону и затем трогаетесь. Да, для того что бы отслеживать прогресс, наблюдайте как быстро вы ставите ноги на подножки».  Однако ещё до того, как я это говорил, ученики постоянно наклоняли мотоцикл, ставили ноги на подножки при полной остановке и они могли повернуть в любом  повороте.

Пожалуйста! Объясните, что они уронят мотоцикл, если они нажмут на тормоза выполняя это!!! Поворот на низкой скорости и тормоза не совсем сочетаются. Поэтому я объясняю, что первое чего не нужно пугаться это падения на низкой скорости.

zx7r.jpglean.jpg


В заключении я показываю несколько видеоматериалов по мотогонкам. Я акцентирую внимание на том, как гонщики сохраняют их голову в вертикальном положении и если мотоцикл двигается со скоростью более 30 км/час вы можете БЕЗОПАСНО наклонять мотоцикл вплоть до касания земли подножками! Вы должны зарубить себе на носу, что если вы думаете, что невозможно еще больше наклонить мотоцикл, это значит пришло время наклонить мотоцикл еще чуть-чуть и добавить газку (не уменьшать!!!).

knee-rgt.jpg


Во время практических занятий я всегда стараюсь, что бы новички забыли о тормозах при движении на малой скорости.  Я постоянно твержу, что контроль мотоцикла при движении на малой скорости зависит от левой руки, а не правой.  Я даю возможность попробовать, как медленно можно двигаться по прямой линии используя проскальзывание сцепления. Я повторяю вновь и вновь, что если вы наклонили мотоцикл (это значить вы поворачиваете) НИКОГДА НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТОРМОЗ или вы упадете. (Я подчеркиваю, что это рекомендация для движения с малой скоростью). Перед тем как остановиться вы должны сначала выпрямить мотоцикл!  (это совет для движения с любой скоростью). В любом случае, эти упражнения придуманы для того, что бы продемонстрировать, что контролировать мотоцикл на малой скорости можно лучше, чем можно представить. И вскоре новички проходят повороты как профессионалы. Наклон мотоцикла начинает приносить удовольствие и становиться естественным.

James R Davis Teaching A Newbie To Lean (Actually, helpful hints for all)
Источник: http://msgroup.org/
Перевод: sixbisix
  • sixbisixsixbisix
  • Андрей
  • 19 мая 2014 в 22:00
  • 21
  • ?

Комментарии (33)

RSS свернуть / развернуть
+1
Hitch
А насколько это актуально для эндуро байка с шипованой резиной? Иногда понимаю головой что не упаду, но блин страшновато все же наклонять сильнее, кажется, что резина сорвется
+3
awers
У меня хоть и китайский эндуро, но на низкой скорости почти полностью его ложу. На треке в поворотах полностью до подножек ложится. Резина для пересеченной местности, не совсем дорожная ()
0
Reimon
Такой же мотоцикл, так же закладывал прошлым летом, до самых подножек. Даже кроссовок порвал ))
+1
__Doc__
Я немного ходил на курсы эндуро/мотокросса (хотел бы продолжить, но пока не хватает времени и сил — осваиваю дорожник :)). Вот что мне говорил инструктор: рулём эндуро лучше не направлять, иначе на рыхлом зароешься моментально, направлять надо наклоном. Для этого практически полностью переносишь вес на внешнюю относительно поворота подножку, выставляешь для подстраховки вперёд внутреннюю ногу, а байк заваливаешь сильно вбок и подрабатываешь газом, чтобы не упасть. Практически так же проходятся повороты в стойке — нагружаешь внешнюю подножку, задницу отклячиваешь наружу поворота и валишь байк вбок. Всё это на невысокой скорости.
Вся эта техника кардинально отличается от быстрых поворотов на дорожнике, где тебе предлагается даже свеситься внутрь поворота самому, лишь бы байк был более вертикальным.
Однако благодаря технике эндуро я могу на 220-кг мотоцикле без проблем проехать экзаменационную восьмёрку стоя и выписывать круги диаметром не больше 3 метров (просто поворотом руля этого сделать не получится — угла не хватит)
+1
D503
На днях был на тест-драйве бмв. так вот. здоровенный, высоченный гусь 1200 адвенча закладывал в повороты до подножек. прям по подножками по асьфальту хрррррр.
0
settler
У здоровенного-высоченного гуся очень низкий центр тяжести :)
0
Marsikus
Менеджеры салона должно быть в холодном поту были )
0
D503
Ага. мне потом сказали, что вам больше не надо ездить =))) я покорно согласился, ведь и правда, попробовал уже на всех =)
0
gkw
Помню в январе на своей эндурке по полю со снегом закладывал до касания рулём сугроба))) В общем на мягком грунте закладывать не страшно и полезно, а вот на жестком легко уйти в аут.
0
Hitch
Я думаю это еще зависит от резины. У меня спереди чуть зубестее чем на фото выше, а сзади что-то похожее на универсал дорожне/эндурного.
+1
Nickk
Спасибо за перевод, такая информация лишней никогда не будет.
А где пропали 2я и 5я части? или я просто невнимательный?
0
sixbisix
Мотосоветы 2 (как забрать мотоцикл из магазина) и 5 (про амортизаторы) не пропали и переведены, но здесь не размещались из-за риска возможной бурной дискуссии :-) Они опубликованы в моем ЖЖ (ссылка в профиле). В дальнейшем планируется здесь размещать большую часть Мотосоветов, но не все.
0
ogr
Может тогда оставлять комментарий в начале совета: " Пропущен такой-то совет, потому что..." А то сидишь и думаешь, то ли сам не заметил, то ли не опубликовано…
0
BainHAMSTER
что за нафиг? как не использовать тормоз? Что, и задним балансить не надо?
Что ни мастер, то свои методы. Я вот комбинирую… в зависимости от ситуации либо серая зона сцепы, либо задний тормоз, либо сброс газа перед входом в поворот с его восстановлением… После моего падения потрудился и вспомнил навыки, данные мне тремя разными учителями (все время твердившими, что те — другие — гомно, и забыть их нужно как страшный сон) Не претендую на звание профи, дай боже. Учиться еще и учиться. Но однобокий подход и претензии на истину в последней инстанции как-то утомляют
+2
vid
Это не однобокий подход. Это советы новичкам.
По мере роста опыта, человек начинает комбинировать различные приемы и использовать все доступные органы управления.
Но до этого, нужно научится азам.
0
BainHAMSTER
я прекрасно понимаю что у всех усваиваемость разная, но я начал так делать буквально через месяцок практики. Тут, конечно, стоит добавить, что выбора у меня не было — ибо на низких оборотах двиг шел неровно, приходилось выкручиваться)
+1
SPECIALIT
Согласен, — задний тормоз в сочетание с проскальзованием сцепления и ручка газа, — это то что нужно для лучшего маневрирования на малых скоростях!
+3
zaki
Как здорово писать такие статьи когда разворачиваешься на идеально-ровной поверхности…
+4
Fian
Угу. Позавчера развернулся через трамвайные рельсы. Так какой то *** на тойоте на чистой дороге решил притормозить ровно на траектории разворота. Заложить дальше — там подножка. Итог — плавно выжатый тормоз и я аккуратно оставляю байк на асфальте, жду пока водитель насмотрится и уедет, после чего поднимаю и доповорачиваю.
Так сказать поворот в два этапа)
0
Rianon
Вот, это не реальный пилотаж
www.youtube.com/watch?v=QtXEafsfqLc#t=58
0
oditynet
Автор, опиши совет, как проходить габаритную восьмерку))) в серой зоне проскальзывания сцепления? а если руль все рано колбасит влево-вправо?
0
53x7u5
Скорее всего у вас неправильная посадка, поэтому вы сильно хватаетесь за руль, что толбко усиливает колебания.
0
HecnTV
Может стоит немного увеличить скорость? у всех мотоциклов поведение разное, возможно на вашем нужно немного подкручивать двигатель.
0
__Doc__
Прежде всего — смелее. Наклоняем ниже, переднее колесо ведём вдоль внешнего края (чтобы заднее помещалось). Скорость проще всего регулировать задним тормозом, а не серой зоной сцепления, ведите мот немного «внатяг». Ну и обязательно руки расслабить, держаться за мот коленями, смотреть не на переднее колесо а на 3-4 метра дальше (т.е. куда хотите приехать).
Вот. Много наговорил, надеюсь, хоть что-то из этого поможет :)
0
oditynet
Посадку надо отредактировать, хотя сижу прямо, руки в логтях, но после 10 минут, кисти болят. Коленками держу бак, закладывать не боюсь, но всегде вылетаю, т.к. опять руль в одном положении держат не могу(постоянно подруливаю).спасибо. буду пробовать. а то на ебрике скоро сдавать))
+2
__Doc__
То, что болят кисти — чёткий признак того, что ты перенапрягаешь руки. Есть хорошее упражнение — немного разогнать байк на первой передаче (10-15 км/ч) по прямой, среднеэффективно затормозить до полной остановки с использованием ручного (если хочется, то и ножного тоже) тормоза, после полной остановки сразу стартовать (в идеале можно полсекунды постоять). Всё это, разумеется, без установки ног на асфальт.
Дело в том, что при разгоне байк стабилизируется с помошью гироскопического эффекта, а если ты на торможении упрёшься в руль или напряжешь руки — обязательно выведешь байк из равновесия и придётся поставить ноги на асфальт, чтобы не упасть. Заодно и быстрый старт потренируешь :)
0
oditynet
Хороший совет. потренеруюсь.спасибо
0
HecnTV
Перевод это бесспорно тяжкий труд! и спасибо большое что занимаетесь этим! но как то выглядит незаконченно что ли, тяжело читается. Может стоит самому еще раз перечитать и изменить какие то моменты?
0
bio19
Да не, нормально читается. Просто, когда начинают объяснять физику спать хочется. Это нормально.
0
Vorkuta72
Да нет у меня проскальзывающего сцепления.
0
BainHAMSTER
шта? на бэхе нескользящее сцепление? О_@
0
Vorkuta72
r1150r 2003г. сухое, как тов.Сухов.
+1
vid
По твоему, если сухое, то не проскальзывает? :)

«Использовать проскальзывающее сцепление» это значит двигаться с полувыжатой ручкой сцепления.
Ваш Кэп.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. sixbisix, Мотосовет № 6 - Научить учиться (полезные советы для всех)