Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. aLexusPro → Hub-center steering

В английском языке есть вполне устоявшееся выражение — hub-center steering (HCS). Перевести это выражение на русский хоть как-то близко к тексту у меня не вышло, общепринятых вариантов я тоже не нашел, поэтому придется говорить об этой «штуке» своими словами. А своими словами получается «передняя маятниковая подвеска» или «консольное крепление переднего колеса», и вот об этом мы сегодня и поговорим.



Начнем с истории сего чуда науки и техники. Кто-нибудь рискнет определить дату рождения передней маятниковой подвески? Vyrus и 90-ые? Bimota и 80-ые? Садитесь, два :) Карл Нерачер (Carl Neracher) явил миру Ner-A-Car, в составе которого впервые и увидело свет столь оригинальное решение, а произошло это в далеком 1918-ом году:
С 1921-ого «машинка» пошла в серию:


Скажу даже больше, эта прелесть весьма неплохо продавалась: 6,5 тыс. копий за 6 лет. А коллеги из скутер-дайджеста даже усмотрели развитие эволюционной ветки Ner-A-Car-а вплоть до современности, где, по их мнению, он представлен экомобилем.

* * *

Но вернемся к нашей чудо-подвеске, которую с 20-ых использовали лишь смельчаки в своих гоночных аппаратах. В 91-ом году была выпущена первая массовая модель мотоцикла с маятником впереди — Bimota Tesi 1D.


Первый и основной плюс такого решения заключается в отсутствии динамического клевка при торможении. Подобно тому как при разгоне заднее колесо пытается заехать под мотоцикл, так при торможении подвешенное на маятнике переднее пытается подлезть под него же. Эффект очевиден. Если кто задумался, то срочно бегите читать Кейта Кода с его газованием в повороте для увеличения клиренса. Он вам быстро мозги вправит :)

Преимущество отсутствия клевка заключается даже не в как таковом его отсутствии, а в отсутствии сопутствующих ему проблем. При торможении с обычной вилкой удары в колесо (на неровностях, к примеру) воспринимаются более болезненно, ведь вилка уже сжата. Так же, при торможении изменяется геометрия подвески, а с ней угол наклона вилки — мотоцикл становится нервным. Появляется биение на руле, которое может перерасти в неуправляемый воблинг. Целый букет болезней! А мотоцикл, оснащенный передней маятниковой подвеской, всего этого не знает! Он не клюет, его вилку не пробивает, колесо не воблит и торможение скорее напоминает автомобильное по уровню стабильности. Рулевой демпфер, очевидно, вообще не нужен.


К тому же, сам по себе маятник надежнее и долговечнее вилки, и способен пережить куда более серьезные механические испытания. Да и жесткость мотоцикла при такой схеме существенно выше, что, опять же, не может не радовать наездника.

Однако, у конструкции есть и минусы — это масса и управляемость. С массой всё понятно, маятник массивен по определению. С управляемостью всё не так очевидно, но, как мне кажется, это обратная сторона отсутствия клевка и общей отстраненности руля от колеса. Еще и множество сочленений способствуют появлению микролюфтов. Цена мотоциклов с экзотичной передней подвеской тоже немалая, и это третий минус. Именно из-за него Bimota Tesi 1D и провалилась, продажи были очень низкими. В 1996-ом мотоцикл был снят с производства.

Зато в 93-ем Yamaha начала выпуск GTS 1000 с консольным креплением переднего колеса, эту модель даже можно купить занедорого на авто.ру.


Кстати, эта Ямаха даже приняла участие в гонках Isle of Man TT в 1995-ом, где и блеснула своими минусами — тяжестью и вялостью управления :) Но к финишу, тем не менее, приехала. Еще и 11-ое место привезла. Производство было остановлено одновременно с Бимотой — в 1996-ом.

* * *

Нам с вами современны всего несколько мотоциклов, в конструкции которых используется маятниковое крепление переднего колеса: Bimota Tesi 3D и Vyrus 984C3 2V / 985C3 4V. Есть и пара скутеров с консолью впереди: Aprilia Area 51 и ItalJet Dragster.


Помимо этого, оригинальные перед популярен у трициклов, от ИМЗ-8.401 (на базе мотоцикла Урал) до ультрамодного GG Duetto.


На одной чаше весов стабильность поведения, надежность конструкции и необычный дизайн. С другой стороны, стабильность лишает управляемость прозрачности, надежность немало весит, а дизайн стоит кучу денег. Можно ли всё это победить современными материалами и правильным маркетингом? Я думаю уверен, что да! Так что ждем новых решений с этой интересной схемой передней подвески мотоцикла.

В качестве источников были использованы размещенные в интернете материалы различных мотоизданий, а так же русско- и англоязычные статьи Википедии.
Специально для Байкпост.
Всем спасибо.
  • aLexusProaLexusPro
  • Алексей
  • 1 марта 2010 в 14:48
  • 1
  • оценка: +14

Комментарии (42)

RSS свернуть / развернуть
+3
ezhische
Большое спасибо за интересную статью. Очень познавательно. Несколько раз видел фотографии разных концептов с такой подвеской, но никогда не задумывался, почему оно в серию не идёт и вообще не пользуется особой популярностью.
+1
kim
  • kim
  • 1 марта 2010 в 18:02
Просто зверь. Важную тему осветил. Спасибо.:)
0
Karroplan
hub-center steering, кмк — привод на втулку. У заднего колеса на мото всегда hcs
0
aLexusPro
Я не против, но ты уверен?
en.wikipedia.org/wiki/Hub-center_steering
+2
Karroplan
не уверен, потому и написал — кмк (как мне кажется) :)
steering — не только рулевое управление, но довольно часто применяется как синоним gearing-drive.
руление втулкой — конечно тоже передает смысл, но звучит потрясающе ))
0
Bodya
не вздумай писать такое, сейчас потеряем топик )
+1
Bike-TV
Разве всегда? А те же знаменитые Осмос и Космос с колесами без ступиц, с приводом заднего колеса фрикционным методом (резиновым роликом, прижимающимся к покрышке) — тоже hcs?)
+1
Bike-TV
Или канадский красавец Phenom с осмос-колесами, а то на предыдущей картинке плохо видно.
0
Sonique
Респект!
Отличная мотоботаника! :)
+1
Stich
а я вот все не могу представить, как там колесо поворачивается…
+2
tapin13
видел я этот GTS 1000 на дороге, затем в универе на стоянке. ходил, облизывался. Он выглядит, как реально здоровая дура, а его передняя подвеска вгоняет в полный ступор :)
+1
Bike-TV
«В 91-ом году была выпущена первая массовая модель мотоцикла с консольным креплением переднего колеса — Bimota Tesi 1D.»

«Нам с вами современны всего несколько мотоциклов, в конструкции которых используется консольное крепление переднего колеса: Bimota Tesi 3D и Vyrus 984C3 2V / 985C3 4V.»

Мне кажется, автор не отличает консольную подвеску от классической маятниковой. Ни на одном из вышеуказанных мотоциклов нет консольного крепления переднего колеса. На всех — двусторонний маятник.
+1
Bodya
это как это? :) Обычная консоль по типу задних хондовских, только со своей системой амортизации
+1
Bike-TV
Консольное крепление колеса — есмь одностороннее.
Консольный маятник — одноплечий.
На указанных мотоциклах передние маятники — двуплечие.
Соответственно подвеска — маятниковая, но не консольная :)
+1
Bodya
на первом шокере тоже? :) по мимо умных терминов есть еще простонародные как консоль. Называть можно хоть мономаятник, хоть одноплечий, одноклыковый и т.д. :) суть то не меняет :)
+2
Bike-TV
При чем здесь первый шокер?) Читайте внимательнее мои комментарии — я выделил цитатами конкретно те мотоциклы, касательно которых в статье допущена ошибка (Bimota Tesi 1D, Bimota Tesi 3D и Vyrus 984C3 2V / 985C3 4V.») Автор указал, что на данных мотоциклах консольное крепление переднего колеса (т.е. одностороннее), но на этих моделях креплдение переднего колеса осуществляется двусторонним маятником, который не называют консолью даже в простонародье. Я не знаю, как еще понятнее Вам разжевать :)
+1
Bodya
а всё понял.
+1
aLexusPro
Мне теперь расскажите к чему вы пришли, чтобы я поправил пост. Спасибо.
+2
Bodya
да ничего не правь, написал нормально.
0
Bike-TV
Меня искренне удивляет Ваша позиция. Исходя из Вашей логики с тем же успехом любой автор может обозвать например телескоп спрингером, и Вы скажете «ничего не надо править». Дело Ваше, Вы админ. Но я искренне расстроен таким подходом к одному из самых интересных моторесурсов рунета.
Впрочем, что радует, автор не послушал Вас и поправил именно так как нужно.
0
Bodya
я не считаю себя «Админом», даже на сайте нет нигде упоминания этого слова. Подход очень прост, обычно дабы помочь человеку я пишу ему в приват, а ваше право поступать иначе. Опять таки горячий пример. Вы могли мне написать приватно и выяснить для себя интересующие вопросы. В данном случае это всё выноситься на публику
+2
Bike-TV
Конечно, увидев неточность, можно написать Вам или автору в приват, чтобы исправил. Но обычно в таких случаях все пишут в комментарии — типа быстрее, легче. Да и те, кто уже прочел и был скажем так несколько дезинформирован — увидят коммент и поправят знания, а просто поправленную статью перечитывать второй раз мало кто будет) Так что все же считаю, что поступил верно. Тем более, что написал вежливо и по делу)
0
Bodya
Поддерживаю Жень, кто ж против. Предлагаю спалить меня на костре (без сарказма)
+1
Bike-TV
Ну вот до чего дошли в дискуссии о подвесках))
+2
Oziris
Все логично. Потому и я считаю, что автор статью не должен был править. Кто хотел — прочел «от автора», а потом внес ясность коментами. А теперь будет малопонятно где была неточность и ради чего весь этот галалам.
+1
Bike-TV
Oziris, неточность вынесена цитатами в моем самом первом комментарии)) Но с Вашим мнением в целом так же согласен.

А вообще, впредь, видя техническую неточность, кои время от времени встречаю, промолчу.

Так как написал искренне стараясь для ресурса и читателей — из лучших побуждений. Наивно полагал, что поправкой все и кончится. А вылилось в ненужный мне спор, трату времени на объяснения зачем и почему внес уточнения, и в чтение матерной чуши непосредственно от автора. Мне это не нужно.
+2
Oziris
Та перестань. Уточнения и разные мнения нужны. Везде и всегда от них была только польза. А если посты будут похожи на докторские диссертации с безупречными выкладками и не требующие оспаривания, я думаю, что читать их будут ровно раз в два года. А для нас всех тут ценна и техническая информация, и общение, и коллектив, и веселая толкучка. Так что ты это… как его… ну, держи пиво, чего ты? :)))
+1
Bike-TV
Ну вот я и поправил… На свою голову…
0
aLexusPro
Да автор вообще мудак, и разбирается разве что в кнопочках от клавиатуры. Но при этом постоянно пишет всякую хуйню о неизвестных ему вещах, наивно полагая, что кому-то это будет интересно.

Я ему передам, чтобы он больше так не делал.
+1
Bodya
скажу даже больше — молодец, что написал и поднял тему, в которой ты сам лично захотел разобраться и вывел на люди. Читал в захлёб и с интересом. А сколько людей столько и мнений.
+1
Bike-TV
Богдан, правильно ли я понимаю, что впредь, если я увижу в какой-либо статье неточность, мне не следует писать об этом, оставляя читателей байк-поста в неведении?
Реакция автора на мое замечание ИМХО настолько неадекватна, что я даже не хочу вступать с ним в какого-либо рода дискуссию и задаю вопрос непосредственно Вам.
То, что в целом статья интересная и полезная — факт, с которым никто вроде бы не спорил.
+1
Bodya
Жень, никто не запрещает критику и свободу действий. Всем мы люди и можем ошибаться. Благо статья не представляет смертельной опасности :). Быть может не всё так плохо, как написано. Я полагаю, что в те времена именно такие конструкции называли консольными. Опять таки — не утверждаю, но предполагаю. не обижайся, пиши как считаешь нужным.
+1
Bike-TV
Я понимаю. Меня просто крайне удивила реакция автора, поэтому я и задал такой вопрос.
По теме: сколько не изучал различных источников — никогда нигде не встречал, чтобы двустронний маятник называли консольной подвеской. Если где-то встретится — прошу скинуть для ознакомления.
Да и какие «те времена»?.. Тот же Вирус, касательно которого была допущена неточность — не так и давно начали делать…
+1
Bodya
я полагаю его высказывание не было направлено в вашу сторону
+1
Bike-TV
Тю, но это же не мешает удивиться самой форме реакции?
+2
aLexusPro
> Мне кажется, автор не отличает консольную подвеску от классической маятниковой.

Именно так. Не поверишь, но я натурально не отличаю, и мне при этом вполне комфортно живется. И чем уличать в некомпетентности, на которую я и не претендую, лучше бы пояснил разницу. Маятник — это то, что качается, а консоль — это черное окошко в Линуксах, и что это такое в подвеске я без понятия. Сейчас предполагаю, что с одной стороны от колеса — это консоль, а с двух — маятник. И наверняка опять не прав. Написал как знал, уж извините.

Прочитав твой комментарий я подумал, что писать статью и пытаться разобраться в теме, в которой я не гуру, было действительно глупо. Извини, что среагировал излишне эмоционально, вот чуть менее эмоциональный ответ.
+3
Bike-TV
Пытаться разобраться в любой новой для себя теме — имхо не глупо, а полезно и интересно. Но в таких случаях нужно быть готовым к ошибкам и их поправкам, и воспринимать их (поправки) в первую очередь как полезную информацию, а не критику.
Вы все правильно поняли — с одной стороны от колеса — это консоль, а с двух — маятник.
Так же прошу извинений, если мой первый комментарий был резок — пожалуй мне нужно было сразу разжевать разницу в первом же комментарии.
+1
aLexusPro
Ну на том и порешим.

P. S. Я всегда за критику, но только конструктивную.
+1
Bike-TV
Я считаю, здесь более чем конструктивная.
+1
DiYamaha
я с удовольствием прочитала!
спасибо, интересно!
+2
Zwimian
Отличная и очень познавательная статья
0
trasid
Пожалуй выскажусь, hub center steering это не консольное крепление или маетниковое как описал автор, правельное название центральная поворотная ступица, и описание плюсов и минусов абсолютно несовпадает с реальностью, минусы такой подвески только в сложности самой конструкции поворотной ступицы, больше их там нету, косаемо плюсов это. 1 разделение рулевого управления и маятника тем самым отсутствие биения на руле, 2 в отличии от обычной вилки колесо на ступице имеет 3 степени свободы, также автор указал на вес что в корне не так, вилка со всеми приблудами типо траверс имеет вес напорядок выше нежели маятник со ступицей, вес бимота теси 3д сухой 165кг при учете объема 1100кубов, это вес обычной 600тки а то и легче, вес вирусов зависит от комплектации от 145 до 160кг что опятьже легче любого литра. Ну и жесткось самой конструкции напорядок выше.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. aLexusPro, Hub-center steering