Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. sixbisix → Мотосовет № 3 - Чему не учат в мотошколе (и чему не должны учить)

В этом мотосовете нет теории, но содержится не один совет, а сразу 17.
Езда в группе, правильная позиция на дороге, основы правильной остановки. Ответы на эти и другие вопросы можно найти в Мотосовете № 3 от James R Davis.


В мотошколах ученики без опыта вождения мотоцикла должны овладеть множеством знаний и навыков. В реальности, у учеников мотошкол нет времени на изучение тех моментов, которые описаны в Мотосоветах, или у учеников нет достаточно времени для растановки акцентов, которые расставлены мной. (Чтобы никто не понял меня не правильно, данный Мотосовет направлен не против мотошкол и методик их обучения – я один из самых ретивых защитников мотошкол).

  • Инструкторы мотошкол обучают своих подопечных контролировать мотоцикл. Однако они к сожалению не обучают будущих мотоциклистов, как ВОССТАНОВИТЬ контроль над мотоциклом. Будущим мотоциклистам необходимо объяснить, что если они потеряли контроль над мотоциклом (например, резко отпустили сцепление), необходимо НАЖАТЬ ОБА РЫЧАГА (сцепление и тормоза)! Быстро! Без раздумий! Молниеносно!
  • Если вы едите на мотоцикле один или возглавляете колонну мотоциклистов, то при приближении к вершине холма сместитесь подальше от центра дороги. Спустя какое-то время вы увидите встречные машины, но может быть слишком поздно, если кто-то двигается навстречу по вашей полосе и у вас уже не будет времени уйти в сторону. (Об этом говорят в мотошколах, и я включил этот мотосовет только для того, что бы обратить внимание).

lane2.jpg


  • При движении в колонне очень важно, чтобы наиболее опытный/ квалифицированный/ подготовленный мотоциклист ехал позади колонны, а не в голове колонны. Такой мотоциклист должен первым предупредить дорожно-транспортное происшествие. Это лучшая позиция для оценки возможностей каждого из участников колонны и он может дать рекомендации по изменению режима езды. В большинстве случаев этот мотоциклист обеспечивает перестроение колонны на новую полосу движения.

lane.jpg


  • Если вы двигаетесь в колонне и вам необходимо перестроится в полосу движения, в которой машины двигаются с меньшей скоростью, перестроение необходимо начинать с головы колонны, как только вы опередите машину в полосе движения, в которую хотите перестроиться. Замыкающий мотоциклист в колонне последним меняет полосу движения. Обратите внимание, что если мотоциклист, возглавляющий колонну, после перестроения сохранит прежнюю скорость движения, расстояние между машиной и этим мотоциклистом будет увеличиваться и остальные мотоциклисты в колонне смогу (один за другим) перестроиться за минимальное время.
  • Если вы двигаетесь в колонне и вам необходимо перестроится в полосу движения, в которой машины двигаются быстрее, то перестроение должно выполняться от замыкающего колонну мотоциклиста к мотоциклисту, возглавляющего колонну. Мотоциклист замыкающий колонну перестраивается. Далее перестроение осуществляется следующим образом. Мотоциклист, который хочет перестроиться, начинает перестроение только тогда, когда мотоциклист следующий за ним перестроился и оба мотоциклиста убедились, что перестроение безопасно. Достаточно стандартное правило «я разрешаю тебе перестроиться», чем просто перестроение от замыкающего к голове колонны. Такое перестроение возможно потому, что замыкающий колонну мотоциклист продолжает движение с прежней скоростью и перед ним появляется пространство для перестроения впереди идущего мотоциклиста. Если ждать, пока расстояние увеличится до такой длинны, что колонна сможет перестроится одновременно, то такое расстояние будет лакомым кусочком, который заходят занять нетерпеливые автомобилисты.
  • Один совет, который дают в мотошколах, на мой взгляд нуждается в пояснении, чтобы предостеречь вас всегда ставить одну ногу на землю при остановке. Это хорошо, если мотоцикл небольшой, но если это спорт-турист, то по моему мнению при остановке нужно ставить на землю обе ноги одновременно. Скользкая поверхность не прощает ошибок и очень опасна. Задний тормоз можно отпустить не опасаясь ничего, если вы тормозите передним на скорости 3 км/час. (Очевидно, что не нужно ставить ноги на землю до полной остановки мотоцикла) Я полагаю, что в мотошколах учат, что нужно выставлять правую ногу на землю, а левую оставлять на подножке. Иногда эта рекомендация изменяется и левую ногу ставят на землю для того, чтобы правой ногой можно было нажимать на тормоз. (Я не могу подтвердить, что так учат в мотошколах – возможно это выдумка). В обоих случаях ваш мотоцикл находится не в вертикальном положении и только одной ногой удерживаете мотоцикл. Если необходимо быстро тронуться (например, освободить кому-то место для проезда), то это займет больше времени если вы опирались на одну ногу, а не на обе. Это связано с тем, что вам необходимо выпрямить мотоцикл перед тем как тронуться. Ваш старт будет менее предсказуем и в начале вам необходимо убрать правую ногу с тормоза. Все это отнимает время. И последнее. Вы весьма легко удержите одной ногой небольшой мотоцикл, но совсем другое дело удержать мотоцикл класса туризм. (Конечно, всегда существуют исключения из правила. Если вы остановились на светофоре, где дорога имеет большой наклон, то ваша правая нога должна находиться на педали тормоза. Аналогично, в экстренной ситуации вы всегда будете останавливаться с ногой расположенной на педали заднего тормоза).
  • Еще один совет на котором не достаточно акцентируют внимание в мотошколах – ваши зеркала «говорят» только «НЕТ». Это значит, что если вы видите в зеркалах опасность, то это означает, что НЕ нужно двигаться в направлении этой опасности. Если в зеркалах вы не видете опасности, это не значит, что опасности НЕ СУЩЕСТВУЕТ и можно начинать перестроение. Поворачивайте голову каждый раз (В мотошколах не учат этому!).
  • Всега есть выбор между «белым и чёрным». У вас тоже есть выбор между различными траекториями. Вы не должны придерживаться одной траектории на дороге, точно также, как не придерживаетесь одной тактики при игре на шахматной доске. В вашем распоряжении целая полоса, находясь в который вы не мешаете другим мотоциклистам. Двигайтесь в полосте так, что бы всегда оставлять себе место для маневра. Не убеждайте себя, что существует только одна верная траектория.

Езда по магистралям требует соблюдения очевидных жизненно необходимых правил, которые по каким-то причинам игнорируются многими мотоциклистами. Например:

  • Предположим, вы едите по крайней правой или второй справа полосе (самые медленные полосы) автомагистрали и вы приближаетесь к въезду на эту магистраль – посмотрите на право. По аналогии важно, если вы подъезжаете к выезду с магистрали – посмотрите налево (и вы увидите машину, которая намеревается подрезать вас для того, что бы выехать с магистрали).
  • Если у вас есть выбор полосы, то вторая слева полоса будет идеальным выбором. Это даст лихачам возможность опередить вас (более или менее соблюдая правила), и не оказаться случайно в крайней правой полосе, меняющей свое направление (конечно исключая трех-полосные дороги [прим. SixBiSix — автор имеет ввиду трехполосные дороги, на среднюю полосу которых можно выезжать только для поворота налево и обгона]).
  • Нет никаких причин избегать езды по центру полосы. Посторонние предметы обычно лежат не по центру полосы, а на полосах разметки. В связи с тем, что на автомагистрали обычно не останавливаются центр полосы обычно загрязнен не больше, чем края полосы. Поэтому при сильном ветре держитесь центра полосы. Опережая грузовой автомобиль — держитесь центра полосы. При езде по крайней левой полосе по дороге имеющей разделительные заграждения — держитесь центра полосы.

Чему не нужно учиться (потому что это не правильно):

  • В процессе движения не нужно держать пальцы на рычаге сцепления (Это правда, только если вы занимаетесь в мотошколе, если вы начинающий мотоциклист и если вы двигаетесь на низкой скорости и желаете уронить мотоцикл при нажатии на передний тормоз в повороте)
  • Передний тормоз обеспечивает 70% тормозной силы (В реальности, если ваш мотоцикл может сделать стоппи, то передний тормоз обеспечивает 100% тормозной силы и в большинстве случаев может обеспечить 90%).
  • Торможение в повороте увеличивает радиус поворота (Обычно, но не всегда. Однако правдой является то, что если ваша скорость больше 15 км/час и вы нажали на тормоз(а) в повороте, то независимо от того какой тормоз вы нажали, ваш мотоцикл распрямляется вместо того чтобы упасть – таким образом это приводит к выпрямлению и уменьшению угла наклона).
  • Заставлять учащихся блокировать задний тормоз на скорости 30 км/час (Это безумие! На уроке изучают, что использовать оба тормоза эффективнее, чем использовать только задний и конечно более эффективно, чем использовать только передний. Однако на этом занятии ученики должны изучать торможение только ПЕРЕДНИМ тормозом и затем для сравнения обоими. НИКОГДА – НИ РАЗУ В СВОЕЙ ЖИЗНИ – НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЗАДНИЙ ТОРМОЗ ПРИ РЕЗКОМ ТОРМОЖЕНИИ. Если вам скажут в мотошколе выполнить это упражнение, то вы достаточно осведомлены, чтобы отказаться, но это не обязательно. Подразумевается, что начинающие мотоциклисты могут контролированиять юз задним тормозом и это по моему мнению не особенно опасно).
  • Чем тяжелее мотоцикл, тем больше у него тормозной путь и длительнее время остановки (Нонсенс! Это полный вымысел. Тяжелому мотоциклу, по сравнению с легким, требуется больше сил, чтобы остановиться, но вес дает дополнительное сцепление с дорогой для того, чтобы использовать большую силу торможения, т.е. необходимо только больше нажать на тормоз и время и дистанция торможения у тяжелого мотоцикла, будут почти такими же как у легкого.)
  • Переключайте передачи вниз в процессе торможения (Смысл этого совета заключается в том, что в момент остановки вы всегда будете на первой передаче и если необходимо сможете быстро тронуться, а не терять время на поиск первой передачи. Эти действия отвлекают ваше внимание от действий, которые могут сохранить вам жизнь (например, экстренное торможение) и когда все ваше внимание должно быть направлено на контроль за мотоциклом в опасной ситуации. Более того,исследования показали (см. стр. 9; спасибо DmIvCh за ссылку), чтобы достигнуть минимального тормозного пути и быстро остановиться необходимо полностью выключить сцепление (нажать на рычаг сцепления) в начале торможения. Переключайте передачи вниз только тогда, когда вы полностью остановитесь – Делайте это ВСЕГДА!)

В своем большинстве, мотошколы упрощают свою программу и что еще хуже, упрощают программу подготовки инструкторов до такой степени, что Инструкторы/Тренеры не могут больше отвечать на вопросы начинающиеся со слова «Почему?».

[31 января 2006 года]
Я получил отзыв, что мотошколы снова изменились:

«Только что закончил мотошколу в Канаде и хочу отметить, что некоторые моменты, отмеченные в этом мотосовете изменились:
1. Нам сказали ВСЕГДА опираться на обе ноги при остановке.
2. Нам совсем ничего не говорили о положении в полосе, за исключением того, что изложено в учебнике (т.е. существуют три суб-полосы, используйте их соответственно).
3. НИКОГДА не тормозите и не поворачивайте одновременно. Тормозите только при движении прямо или очень постепенно (т.е. если у вас нет места для выпрямления мотоцикла и последующего торможения, но нужно тормозить в повороте).
4. Никогда не выполняли упражнений на блокировку заднего колеса.
5. Ничего не говорили о зависимости тормозного пути и веса мотоцикла.»


Я рад этим изменениям, но должен отметить, что в большинстве случаев вы можете выполнять торможение в повороте, независимо от скорости. Если вам необходимо остановиться, выпрямите мотоцикл перед остановкой, но если ваш мотоцикл наклонён в повороте менее чем на 30 градусов, то у вас остается столько возможностей затормозить, сколько вы не сможете использовать.

James R Davis What They Didn't Teach During The MSF Class (and a couple of things they shouldn't)
Источник: http://msgroup.org
Перевод: SixBiSix
  • sixbisixsixbisix
  • Андрей
  • 8 мая 2014 в 21:08
  • 34
  • ?

Комментарии (32)

RSS свернуть / развернуть
+6
Sova-Sova
Чего-то как-то сумбурно + с орфографическими и логическими ошибками.
Вы, конечно, молодец, что взялись за перевод, просвещаете нас и все такое. Но пока что не айс получается. Неудобоваримо, вот!
Извините, если что не так сказала.
+2
sixbisix
К сожалению такой оригинал по стилистике и удобоваримости. Кстати такой стиль изложения встречал и в других книжках на английском языке по мотобезопасности.
По поводу пунктуационных ошибок — будем исправлять потихоньку, может кто поможет…
По поводу логических ошибок — если это ошибки перевода, то скажите в каких местах, чтобы дополнительно проработать и исправить. Если это логические ошибки, допущенные в оригинале, то тоже скажите, чтобы сделать примечание к тексту.
+3
mhz
Так получается, когда переводишь текст по предложениям, т. е. дословно (а не целиком абзацами). Тогда русский текст складывается в кривоватый паззл. Большой вам плюс за старания, материал ценный, но еще более ценным он станет, если вы будете еще финишно проходиться по русскому тексту, стачивая углы и адаптируя под русскую речь.

Я, вот, например, про «выбор между белым и чёрным» вообще не понял.
+4
sixbisix
Про «черный и белый» поправлю сейчас, хотя по сравнению с оригиналом отличия появятся, но зато красиво будет, ну и понятнее конечно :-)
Учили нас так переводить, максимально сохраняя оригинал, чтобы смысл не потерялся, т.к. переводчик иногда не является специалистом в области переводимого текста.
Абзацами переводить — это уже элементы пересказа получаются и точность страдает, хотя перевод красивее получается и читается проще.
«Перевод как женщина. Если красива, то не верна. Если верна, то не красива» :-)
0
MasterWizard
Рекомендую переводить смысл, а не текст. Иногда пословицы или фразеологические обороты дословно просто не перевести )))
+2
sixbisix
Старался уменьшить количество такого перевода, но видимо придется смысловой перевод делать. Чуть скорректировал текст. Вроде стало получше.
+1
steelfork
Спасибо за перевод! Не важно какой он!
Он читабельный и смысл ясен. Зачем придираться?
Автор перевода молодец. Вместо того чтобы критиковать кого-то взял и перевел как смог. +++
+1
Rianon
У нас учат, школы разные, конечно не гоняют по дороге, но в приделах площадки стараются максимально дать столько знаний сколько понадобиться новичку для первого раза чтобы безопасно проехать из точки А в точку Б
0
RoLLik
что за перевод? как гугл переводчик (((
а в остальном плюс
+2
sixbisix
Это перевод статьи с английского на русский.
Нет, точно переводил человек! Возможно и с фамилией Гугл. :-) Вот проверил на первом предложении:

translate.google.com: "Классы MSF должны учить огромное количество фактов и навыков людям, должны брать не имеют никакого опыта с мотоциклами."

Перевод переводчика по фамилии Гугл: "В мотошколах люди, которые никогда не имели опыта вождения мотоцикла, должны получить огромное количество знаний и навыков."
+4
Ilyas
Ну да, корявенько, приходится додумывать. Новичкам может быть многое не понятно, например Более того, исследования показали, что для того, что бы достигнуть минимального тормозного пути, быстрой остановки в процессе торможения необходимо полностью ослабить ваше сцепление в начале торможения это означает выжать сцепление, или наоборот, отпустить?
И по поводу торможения в повороте тоже существенная недосказанность
+1
sixbisix
Спасибо! Поправил по поводу сцепления.
В отношении торможения в повороте… таков оригинальный текст.
0
denesto
«Тяжёлый мотоцикл останавливается быстрее», что то, не верится.На маленькой скорости возможно, а вот на большой, думаю наоборот.
0
sixbisix
А где такой вывод сделан в статье? Вроде автор говорит о почти равном тормозном тормозном пути.
+1
ArcticFox
А у меня по первому пункту замечание:
Случайно подняв мотоцикл в вилли при потере управления и нажав на два рычага разом, вы очень сильно удивитесь эффекту. Или не успеете удивиться, особенно на моте с CBS.
А между прочим — это популярная ошибка новичков на литрспортах — приоткрылись, сцепления хватило и мот поднялся.
+1
Evgen123
Случайно подняв мотоцикл в вилли при потере управления и нажав на два рычага разом, вы очень сильно удивитесь эффекту. Или не успеете удивиться, особенно на моте с CBS.
Согласен. Думаю, удивиться не успеешь, асфальт к лицу прилипнет)))
+2
cyb
  • cyb
  • 9 мая 2014 в 11:47
имхо некоторые советы весьма спорные. особенно насчет обоих рычагов, пальцев на сцеплении и торможения передним тормозом для остановки. Я легко завалил мото бряцнув по велосипедной привычке передним тормозом на скорости 3 кмч
0
mpx5
Поясните по переключению вниз при торможении: я всегда думал, что это необходимо делать, чтобы случайно не заблокировать заднее колесо. Плюс хотелось бы видеть ссылку на исследования.
0
ArcticFox
А у тебя сцепление с обратным проскальзыванием?
0
mpx5
Да нет вроде, по крайней мере с толкоча байк можно завести.
+1
sixbisix
В оригинале к сожалению ссылки на исследование нет. :-(
+2
DmIvCh
Думается мне, что это оно. На 9-й страничке речь идет об использовании сцепления.
Торможение со 100 до 0 км/ч.
Невыжатое сцепление добавляет 1.5 метра тормозного пути, переключение передач — еще +1.7 м.
p.s. надо учитывать, что речь идет именно об экстренном торможении.
+1
sixbisix
Спасибо огромное! Добавил ссылку на исследование в сам пост!
0
KainIT
Я не понимаю, почему с выжатым сцеплением торможение получается более эффективным? На автомобиле наоборот, выжатое сцепление лишает коробку управляемости и снижает эффективность торможения, т.к. в общем тормозном усилии перестаёт участвовать торможение двигателем.
0
mpx5
Так же хочу поблагодарить за ссылку. Сам я так и не смог ничего на эту тему найти.
0
hemool
Что такое обратное проскальзование?
Половина советов сомнительна, типа не! сбрасывать скорости вниз, выжимать сцепление… если стоит абс то можно не выжимать. Если останавливаться совсем то не на всех мотах потом на месте п переключиться вниз можно
+1
Konditer
Куда исчез №2?
+1
sixbisix
Мотосовет № 2 под названием Первое плавание (забрать его домой из магазина), посвящён тому, как «правильно» забрать мотоцикл из магазина. В связи с предположением, что этот мотосовет мог бы тут вызвать совсем неоднозначные высказывания, перевод опубликован только в моём ЖЖ. Ссылка на ЖЖ есть в профиле.
+1
Marsikus
Если вы едите на мотоцикле
Я не ем на мотоцикле, шлем мешает.
+1
sixbisix
К сожалению уже исправить не смогу… будет «памятник» рукотворный :-)
+1
Marsikus
Ничего страшного. Я уверен, что мой кот ел бы даже на мотоцикле.
0
KainIT
Купи флипап =)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. sixbisix, Мотосовет № 3 - Чему не учат в мотошколе (и чему не должны учить)