Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. sixbisix → Мотосовет № 1 - Динамика хайсайда (причины и как этого избежать)

Изучая мотоциклетную тематику обнаружил, что на всех форумах советуют одни и те же книжки, в которых досконально описываются многие аспекты управления мотоциклом. Почему же советуют одни и те же книжки? К сожалению из-за того, что литературы по управлению мотоциклами на русском языке очень немного.

Несколько недель назад блуждая по Интернету в поисках какой-либо информации я наткнулся на сайт "Motorcycle Tips & Techniques (Motorcycle Safety/Dynamics)" на котором James R. Davis (специалист по мотобезопасности) опубликовал 276 мотосоветов. Прочитав большинство из них, я нашел ответы на многие вопросы, ответы на которые отсутствовали в тех книгах, которые предлагаются новичкам для знакомства с теорией мотовождения.

После обсуждения с James R Davis условий перевода и последующей публикации было получено добро. Поэтому по мере сил буду перводить совет за советом и публиковать для всеобщего обозрения.

Итак… Мотосовет № 1:


Достаточно часто ошибка, совершённая в пилотировании мотоцикла, приводит к несчастному случаю, обычно не серьезному, но иногда фатальному. Одна из самых смертельно опасных ошибок, которые вы можете совершить, называется хайсайд (highside).

highside2.gif


Когда мотоцикл заваливается, или ложиться, он падает благодаря силе притяжения и все заканчивается тем, что мотоцикл лежит на боку. Падение на низкой скорости обходится обычно без или с небольшими последствиями для мотоцикла и мотоциклиста. Даже на высоких скоростях, при условии, что мотоциклист одет в соответствующую экипировку, последствия ограничиваются лишь повреждением мотоцикла. В обоих случаях, это падение называется лоусайд (lowside) – означающее, что мотоциклист отделился от мотоцикла в направлении падения: вниз.

Очевидно, что хайсайд означает, что Вы отделились от мотоцикла вверх и перелетели через наивысшую точку мотоцикла. По своей сути это не смертельно, но случается, что мотоцикл подлетает в воздух вслед за мотоциклистом и затем падает, часто на мотоциклиста.  Не так много людей выжило после такой случайной встречи.

Итак, каковы причины хайсайда? Что приводит к хайсайду и что можно предпринять для предотвращения хайсайда?

Начнем с того, что хайсайд начинается тогда, когда вы настолько сильно нажимаете на задний тормоз, что блокируете заднее колесо. Если это происходит во время поворота (или если вы двигаясь прямо дополнительно тормозите передним тормозом, или если на дороге есть значительная неровность, или неожиданно возник сильный дисбаланс мотоцикла), то  возникает занос/сдвиг в сторону от направления движения мотоцикла. Это происходит из-за снижения сцепления задней покрышки (это началось «трение заноса» — около 80% от того сопротивления, которое было до начала скольжения) и заднее колесо начало ДВИГАТЬСЯ БЫСТРЕЕ (в направлении движения мотоцикла) переднего колеса (центробежная сила, в том числе, заставляет двигаться колесо в прежнем направлении). Рефлекторной и правильной реакцией мотоциклиста в этой ситуации является поворот переднего колеса в направлении заноса. [На самом деле, переднее колесо само повернётся в направлении заноса – задача мотоциклиста лишь не мешать этому]. Позвольте пояснить, что я не имею ввиду, что в ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ переднее колесо управляется или поворачивается в сторону заноса, но  будет КАЗАТЬСЯ, что так происходит. Без всякого воздействия переднее колесо будет направлено по первоначальной траектории движения мотоцикла, в то время как заднее колесо будет скользить в сторону. Это приводит к тому, что кажется, будто переднее колесо поворачивает в сторону заноса и главная ваша задача НЕ ПРЕПЯТСТВОВАТЬ этому движению. В этот момент мотоциклист может сделать ошибку, которая может стоить ему жизни – мотоциклист может отпустить задний тормоз.
Давайте посмотрим, что происходит в момент, когда задний тормоз заблокировал колесо, которое начинает заносить, и что происходит в момент, когда мотоциклист отпускает задний тормоз. Предположим, что мотоциклист в этот момент совершает крутой поворот. (При движении прямо ситуация становится аналогичной в том момент, когда заднее колесо начинает отклоняться от траектории движения переднего колеса в ту или иную сторону). Мотоцикл движется в направлении, куда в этот момент повернуто переднее колесо. Отметим, что заднее колесо все время чуть-чуть «проскальзывает» для того, что бы двигаться в направлении переднего колеса.

В этот момент задний тормоз заблокирован и переднее колесо значительно теряет сцепление с дорогой (как минимум на 20%). Это приводит к отклонению наружу от центра поворота.
Мотоциклист не препятствует повороту переднего колеса в сторону заноса. Таким образом, направление движения мотоцикла изменяется. Тем временем, заднее колесо продолжает движение в заносе и двигается БЫСТРЕЕ  переднего колеса. Мотоцикл пытается «завалиться» (заднее колесо не имеет сцепления с дорогой из-за чего отсутствует тяга, обеспечивающая стабильность) и мотоцикл упадёт, если в этот момент ничего быстро не предпринять.

Однако мотоциклист, понимая, что скольжение заднего колеса вышло из-под контроля, решает отпустить задний тормоз для того, что бы восстановить контроль над задним колесом. В момент, когда мотоциклист отпускает задний тормоз заднее колесо, которое скользило вперед и в сторону, внезапно начинает вращаться снова. Это позволяет заднему колесу двигаться вперед гораздо проще, чем в мгновение до этого, и неожиданно у заднего колеса восстанавливается сцепление (заметьте, снижение сцепления колеса с дорогой примерно на 20% привело к его заносу и сцепление с дорогой восстановилось благодаря увеличение сцеплению с дорогой всего на 20%).

Не имеет значения вращает ли двигатель заднее колесо, потому что мотоцикл не просто «буксует/стирает» заднее колесо (потому что колесо теперь вращается), мотоцикл начал двигаться быстрее (в действительности замедлилось торможение) в направлении траектории переднего колеса. В то же самое время, в связи с восстановлением полного сцепления с дорогой, занос заднего колеса мотоцикла внезапно прекращается. И все что дальше происходит и есть хайсайд!

Не имеет значения причина, за-за которой занос заднего колеса внезапно прекратился. Это может быть как неровность на дороге, так и восстановление сцепления колеса с дорогой. Результат внезапного прекращения заноса всегда один:: центробежная сила вместе с инерцией, стараются сохранить движение центра тяжести мотоцикла по траектории его движения. В связи с тем, что занос нижней части заднего колеса прекратился, (все силы торможения сконцентрированы в пятне контакта), развивается крутящий момент. В результате чего мотоцикл сильно закручивается в направлении первоначального заноса. Переднее колесо способствует развитию крутящего момента, благодаря подшипникам оси. Мотоцикл просто вращается вокруг оси переднего колеса.

highside.jpg

Естественно, что мотоциклист двигается в том же направлении, что и закручивающийся мотоцикл.

Ослабление давления на задний тормоз, конечно, было ошибкой. Другими словами, если заднее колесо начало движение в неконтролируемом вами заносе, независимо от поворота переднего колеса в сторону заноса, самым безопасным действием будет ПОЛОЖИТЬ МОТОЦИКЛ НА ЗЕМЛЮ – выполнить лоусайд (т.е. НЕ ослабляйте давление на задний тормоз).
Позвольте добавить еще одну деталь, которая поможет избежать хайсайда описанного выше: ПЕРЕД НАЧАЛОМ интенсивного торможения в повороте всегда выпрямляйте мотоцикл.
Если мотоцикл двигается прямо, особенно если мотоцикл оборудован комбинированной системой торможения, и заднее колесо пошло юзом (скольжение) у вас все еще есть возможность выполнить хайсайд, но вероятность этого намного меньше, чем в повороте (чем выше скорость и круче поворот (большой наклон) дороги, тем вероятность хайсайда выше). Как и прежде, лучшее решение, которое может принять мотоциклист – НЕ ОТПУСКАТЬ задний тормоз, если он заблокирован для предотвращения хайсайда.

Внезапное прекращение торможения передним тормозом в момент, когда заднее колесо заблокировано и идёт юзом (скользит), также может привести к хайсайду, т.к. это увеличивает нагрузку на заднее колесо и, следовательно, увеличение сцепления заднего колеса с дорогой. Тем не менее, единственный способ «выйти сухим»  из этой ситуации заставить переднее колесо мотоцикла двигаться быстрее заднего в направлении юза. Значит, плавное снижение давления на рычаг переднего тормоза является рациональным. (Однако, имейте ввиду, что с любой системой комбинированного торможения, это фактически бесполезно потому, что в момент торможения задним тормозом, происходит торможение и передним). Усиление торможения передним тормозом, с другой стороны, приведет к почти гарантированному немедленному падению и лоусайду.

Может ли возникнуть хайсайд если вы не будет прекращать тормозить задним тормозом? Не сомневайтесь! Если вы были очевидцем «прямолинейного» хайсайда, вы запомните, что след от юза (скольжения) был прямой линией почти до конца, пока не стал похож на букву «J». Это означает, что мотоциклист успешно сохранял траекторию движения переднего колеса в направлении юза (скольжения) до тех пор, пока руль не был повернуть до ограничителя (достигнут максимальный угол поворота). В этот момент мотоциклист, конечно, не мог дальше поворачивать руль в сторону юза (скольжения) и направление движения мотоцикла мгновенно изменилось – юз (скольжение) увеличивалось до тех пор, пока угол между траекторией движения мотоцикла и задним колесом не достиг 90 градусов. В этот момент пятно контакта заднего колеса максимально и направлено перпендикулярно направлению движения мотоцикла и, следовательно, увеличивается вероятность восстановления контакта колеса с дорогой. Это примерно тот самый момент, когда мотоцикл прекращает юз (скольжение) и резко взмывает вверх.

Понимая, что юз (скольжение) заднего колеса требует от вас плавно отпускать передний тормоз и сохранять прежнюю интенсивность торможения задним тормозом в надежде, что переднее колесо сможет вернуться на одну ось с задним колесом (медленно еще медленнее). Что же вы можете сделать в случае если не заднее, а переднее колесо уходит в юз (скольжение)? ДЕЛАЙТЕ ТО ЖЕ САМОЕ! Плавно отпускайте передний тормоз и продолжайте тормозить задним! Следовательно, у вам не нужно принимать решение,  в зависимости от того, какое колесо начало скользить.  Действие одно и то же.

Выше я упомянул, что если у вас есть выбор, то вы должны положить мотоцикл на землю, а не выполнять хайсайд. Также было отмечено, что динамика движения мотоцикла непременно приведет к хайсайду, даже если вы все сделаете правильно – повернёте в сторону заноса и правильно укротите передний тормоз. Все так безнадёжно? Должны ли вы сделать хайсайд? Вовсе нет! Это значит, что как только вы поняли, что попытка исправить ситуацию не удалась, сразу ЖМИТЕ НА ПЕРЕДНИЙ ТОРМОЗ! Это ПРИВЕДЕТ к лоусайду!!! (Если мотоцикл оборудован комбинированной системой тормозов, то лоусайд можно выполнить просто УВЕЛИЧИВ давление на задний тормоз, потому что это увеличит торможение и передним тормозом).
Пожалуйста, не нужно возмущаться, что я предлагаю вам активно делать лоусайд! Если вы когда-нибудь видели результаты хайсайда, вы должны расцеловать землю за то, что у вас есть возможность положить мотоцикл на неё. Если вы можете положить мотоцикл, сделайте это! Если не можете … в любом случае удачи вам.

(Меня спрашивали, почему интенсивное торможение пердним тормозом приводит к лоусайду, в отличие от хайсайда, который должен был бы вот-вот случиться. Это происходит потому, что используя передний тормоз вы можете перенести вес, что приведет к снижению сцепления заднего колеса с дорогой. Это в свою очередь  снижает вероятность возникновения хайсайда и замедление мотоцикла происходит быстрее, а значит он быстрее упадет (лоусайд)).

Некоторые люди утверждают, что если вы можете достаточно быстро, как только заднее колесо будет заблокировано, прекратить торможение задним тормозом, вы сможете избежать хайсайда и восстановить контроль над мотоциклом. Это ПРАВДА! Однако, вы должны понимать, что это означает в действительности. Существует большая разница между ЮЗОМ (skid — скольжение) и ЗАНОСОМ (slide). Во время юза (скольжения) ваша покрышка не вращается со скоростью, соответствующей скорости движения мотоцикла и, следовательно, вы стираете немного резины, но вы все еще контролируете мотоцикл – таким образом колесо двигается в одном направлении с мотоциклом.  В момент заноса мотоцикл выходит из под контроля и заднее колесо начинает двигаться вбок -  в сторону – и вы  больше не можете контролировать мотоцикл. Если вы отпустите задний тормоз во время юза вы почувствуете сильный «толчок» в момент восстановления сцепления колеса с дорогой и далее все будет ПОД ВАШИМ КОНТРОЛЕМ. Если вы прекратите торможение задним тормозом во время заноса, то во время восстановления сцепления вы почувствует как  «толчок» превратится в «удар» или, что еще хуже, в хайсайд.

Таким образом, мой совет не отпускайте задний тормоз, когда он заблокировал колесо в случае ЕСЛИ НАЧАЛСЯ ЗАНОС. Для большинства это означает НИКОГДА НЕ ОТПУСКЙТЕ ЗАБЛОКИРОВАННЫЙ ЗАДНИЙ ТОРМОЗ, потому что занос начинается ОЧЕНЬ БЫСТРО и в реальной ситуации большинство мотоциклистов не смогут достаточно быстро среагировать или даже распознать, что заднее колесо находится в заносе – это глупо в экстремальной ситуации притворяться, что вы представляете собой исключение и можете распознать момент начала заноса.

Это не правда, что хайсайд может возникнуть только в повороте. Ниже представлена приемлемая схема динамики хайсайда подготовленная Кэшем и мной.

evelyn.jpg


James R Davis Highside Dynamics (what happens and how to prevent it)
Источник: http://msgroup.org
Перевод: SixBiSix
  • sixbisixsixbisix
  • Андрей
  • 6 мая 2014 в 22:16
  • 66
  • ?

Комментарии (85)

RSS свернуть / развернуть
+7
skymani
последняя картинка — начало хайсайда, комментарий должен быть не передний тормоз заблокирован, а задний.
0
sixbisix
Спасибо! Картинку исправил!
+1
ERX
  • ERX
  • 6 мая 2014 в 23:02
Спасибо огромное! Действительно что-то свежее, интересное (да простят меня профи! имею ввиду как минимум для меня). Т.к. я тоже прочитал уже, те самые «замусоленные» (в хорошем смысле) книжки, и мне хотелось расширить объём информации. Но на русском не нашёл, а в буржуйском на столько не силён. ;)
+20
Terrano
За тему 5+. Проблема что автор оооочень постарался превратить несложные процессы в околонаучную нудятину. У меня лично не возникло желания понять это безобразие. Не побоюсь выглядеть глупым но даже мой инженерный мозг такое издевательство отвергает. Нужен не просто перевод а переложение в популярную форму.
+7
ERX
Ну как кому… У меня не инженерный, но технический мозг ;) и мне очень даже! Я как раз не очень понимаю, как бы мне это объяснили «на пальцах», а так — да! ))
+4
krad213
По мне так тоже все доходчиво, немного напрягает, что по нескольку раз повторяется одно и тоже, но это походу у буржуев такой стиль донесения информации, уже привык :)
+2
sixbisix
Мотосовет действительно немного занудный. Думаю это связано с тем, что это был первый мотосовет автора. В последующем стиль автора немного меняется и язык изложения становится проще и легче воспринимается. Даже второй мотосовет значительно проще для восприятия.
0
Terrano
Как хороший пример предлагаю найти и посмотреть о контррулении, A twist of the wrist. Фильм для любого уровня и действительно помог таким как я ездить и выживать в трудный момент.
0
Terrano
P.S. автор Keith Code, может и на трубе найдется.
0
Df_LSD
Была бы зима — поучаствовал бы в переводе. А сейчас времени нет.
+6
XTO_TyT
Мне тяжеловато воспринять написанное. Как-то запутанно…
0
sixbisix
Когда первый раз читал, то действительно сложно воспринимается. Кажется что много повторений… все занудно… после нескольких раз мысль автора начала вырисовываться :-)
здесь был ататат

+27
hemool
Наверно в оригинале это все понятнее, или русские мыслят другими категориями… По отдельности все ОК, но в целом картина не складывается.
Как в большинстве книг или рассказов американцы очень любят из мухи сделать слона, и простое, в принципе, действо превратить прям в роман.
При этом все равно — что делать?
Ценного два: есть юз, есть занос. Если юз — все шоколадно, отпустили тормоз, рывок едем дальше, если занос — нам пинцет! Без вариантов.
На самом деле все интереснее. И тут важно не искусство рулить байком, а холодная голова.
Когда занос возник в повороте ( а он только в повороте и может быть, по прямой это юз) можно отпустить тормоз или сбросить газ — занос прекращается и мы катапультируемся наружу поворота. Можно завалить мот и получить лоусайд — все счастливы! Можно передний тормоз придавить нормально — тоже лоусайд.
А можно взять например питбайк и попробовать все то же самое на песочке, на грунтовке, на мокром асфальте… И окажется, что падать то совсем не обязательно. На этом основан дрифт. Поворот — тормоз, как пошел занос открыть газ и главное не сцать. Если испугаешься, стормозишь с газом или мало откроешь — тот самый хайсайд. А потом радиус поворота увеличивается и мот почти ровно без рывка выходит на прямую. При этом скорость падает, мот встает почти ровно. На пите получается легко, он легкий и контролировать его легко, на спорте сложнее, но там зато мощь мотора легче срывает колесо. Мне помогало еще вес переносить вперед, рывок получался не такой сильный. На сухом асфальте честно скажу — не пробовал, но на вменяемых скоростях на мокром асфальте занос ловил. Если скорость сильно за 100 скорее всего просто не хватит реакции все сделать правильно, но проверять что то не хочется.
ЧИСТО ИМХО, я просто очень боюсь поворотов, поэтому сделал все чтобы проходить их безопасно.
здесь был ататат

0
MAKY
Вот нужно было добавить. :))) Я как-то в детстве еще так сделал. Колесо ушло, я дал газу и стал скользить, друг, который сидел рядом заорал «бросай газ, бросай газ»!!! Я бросил и мы дружно перелетели через мот и приземлились на асфальт. Благо скорость была не большая. :))))
+9
ERX
Понравилась центральная фраза, от чего собссна всё и зависит — "… и главное не сцать." ;))
0
freeragepunk
а если мот не очень мощный, то все таки при попытке открыть газульку, случится хайсайд)
+1
urri400
да, еще в послешкольном возрасте на 638 так же делал, на грунтовке разгон-торможение задним и одновременный выжим сцепления(мот верещит)занос и на границе хайсайда сброс сцепления и выход в дрифте, любимая забава, пылища)))
+4
Sangvin
Краткое содержание: если в повороте заблокировал заднее и начало заносить, плавно отпускать передний тормоз, задний не отпускать, если возможности нет, то все пипец-пипец и надо класть байк.

А вообще для полного освещения темы очень не хватает разбора управляемого заноса (как на супермото) и заноса на грунте. Соответственно надо описать разность поведения мотоцикла и где какие методики работают/не работают и почему.
+1
Mutab0r
я вот не понял этого: "… плавно отпускать передний тормоз...". А зачем его жали то в повороте? Я задним притормаживаю, то есть передний тормоз у меня вообще не используется
Или я чего-то не понял?
+10
Reape
Очень сложно для восприятия.
По поводу первого действия для предотвращения хайсайда позволю себе не согласиться. Зачем уходить в лоусайд, если достаточно выровнять мотоцикл и тогда, в принципе, можно отпускать задний. Но лучше все же оставить его заблокированным и просто дотормаживать передом. Как выровнять мотоцикл? Переносом веса на внешнюю подножку (если зад уводит вправо — это правая подножка и наоборот).
Тренируется такой навык элементарно на любой поверхности со слабым сцеплением (грунтовка/песочек) — просто сознательно блокируем заднее, сначала на малой скорости, затем просто повышая ее с каждым «подходом», по мере уверенности в своих силах. Безопасней всего, пожалуй, на велосипеде это делать.

Ну и блокировка заднего может не только при торможении случиться, по большому счету, да и хайсайд отнюдь не только при блокировке заднего бывает (слишком резкое открытие сцепления при наклоне, например, даст такой же эффект).
0
Reape
Ну и блокировка заднего может не только при торможении случиться, по большому счету
Имел в виду — «потеря сцепления». Подразумевается пробуксовка, конечно. При восстановлении сцепления заднего колеса с покрытием точно так же получаем пинок под зад и (если хватает скорости и прочих факторов) катапультируемся.
+2
Accord
Спасибо, полезную инфу почерпнул, но соглашусь, очень запутанно, что бы вникнуть, пришлось перечитывать предложения по 2, а то и 3 раза.

Самое простое что я для себя вывел — при намёке на хайсайд, лучше специально валиться в лоусайд, легче отделаешься.
+2
Reape
Самое простое что я для себя вывел — при намёке на хайсайд, лучше специально валиться в лоусайд, легче отделаешься.
Дорого это, да и опасно. Выше расписал способ менее затратный.
+1
Monoroch
Спасибо за перевод. И просьба к будущим переводам, ни в коем случае не упрощать, а переводить как можно ближе к оригиналу.
+1
sixbisix
В планах придерживаться только перевода, с минимально возможной переработкой оригинального текста.
+2
Yamahin
Заходил в левый поворот на 60км\ч. Дорога была мокрой. Автомобили впереди меня начали тормозить. Нажимаю задний тормоз и через секунды 2 колесо блокирует и сносит. Тут же его отпускаю и начинается расколбас) Пот выравнивается, руль бьётся, мот перестаёт поворачивать и движется к обочине. Заваливаю телом влево и касаюсь ногой асфальта — расколбас прекращается, еду дальше. Пронесло.
0
Yamahin
*Мот выравнивается.
+1
hemool
А если бы ты еще газку прибавил то расколбас бы прошел, но опять таки — обычно это страшно.
Хотя при воблинге заваливать мотик тоже стремно.
+2
ArcticFox
При воблинге надо расслабить руки и дать моту выпрямиться.
0
urri400
плюс, каждый день по по пути следования естественный лежачий полицейский-труба выперла, чуть за 70 проходишь-ловишь воблинг, ниче не делаю, руки уже расслаблены, мот стабилен, если не мешать рапяжением
+1
APN
Обычно, если начал тормозить — была причина, например:
Автомобили впереди меня начали тормозить.
И
если бы ты еще газку прибавил то расколбас бы прошел
, это да. Вот только что делать с упомянутыми автомобилями? Сомневаюсь, что они бы «прошли».
+6
remort
Недавно словил хайсайд на серпантине. Сейчас, как я понимаю, я то отпускал, то нажимал тормоз когда занос пошел. И поэтому никак не мог «поймать» мот. В итоге все совсем стало плохо и меня катапультировало. А как то до этого по прямой резко даванул задний а потом и передний тормоз и шел спокойно юзом, немного крутя рулем, нормально оттормозился недалеко от машины, выехавшей на встречку. Видимо мораль такова — начал тормозить с блокировкой колеса — так и тормози дальше, лови мот в это время.
-5
Python
Ощущение, будто перевод с иностранного, причем не очень продуманный. Мало что понятно.
+20
Corp
Ощущение, что идет дождь, подумал Штирлиц, глядя на то, как идет дождь.
+10
Bazooka
Ощущение, что сейчас май, смотрю на календарь, точно май. Ничего не понимаю.
здесь был ататат

+5
seefrau
И я помню, как тем же самым лет в 7-9 занималась вместе с пацанами. =) У меня была «Кама». Любимым делом было собраться всем вместе и вгонять велики в занос на песчаной грунтовке… А ещё козлить… Правда упасть в заносе так и не довелось, т.к. давила на тормоз (велик тормозил педалями) со всей дури, чтобы побольше пылищи и след пожирнее. А вот расколбас после козления как-то схватила, вывалялась и истёрлась. Классные времена были. =)
+1
max_spenser
Я «Каму» вообще пополам сломал, выполняя эдакий downhill :)
+3
Marsikus
самым безопасным действием будет ПОЛОЖИТЬ МОТОЦИКЛ НА ЗЕМЛЮ
Опять вредные советы на тему «в любой непонятной ситуации — валяй мот»…
0
sixbisix
Ну не совсем так. Все Мотосоветы направлены на то, что бы повысить безопасность езды мотоциклиста, который еще не владеет всеми нужными навыкими. В этом случае выбирая между хайсайдом и лоусайдом безопаснее выбрать лоусайд. В Мотосовете объясняется как на практике осуществить этот выбор. О том что «в любой непонятно ситуации — валяй мот», в этом мотосовете нет, но есть другой мотосовет, где как раз описано, что нужно делать «в любой непонятной ситуации» — перевод будет позднее — там о «валянии мота» ничего не сказано, хотя думаю подход автора тоже вызовет определенную дискуссию.
0
Marsikus
Торможения с юзом после первого падения на асфальте в следующие разы все успешно исправлял, останавливаясь с немного занесенным задом, или даже поюзив им вправо-влево до момента остановки. Мыслей допускать снова падение не возникало, жалко себя и мотоцикл.
-4
Dee
  • Dee
  • 7 мая 2014 в 3:57
Задумка отличная, но видно что переведено гугловым переводчиком с последующим редактированием. Не осилил. Честно
+2
realistus
Спасибо за перевод. Интересно почитать следующие рекомендации
+1
goldman
Спасибо за труд. Но повторюсь -нужно ставить слог, наш язык на много богаче американского слова и тут просто нужно написать все своими словами, ну а если подойти с творчеством, думаю получится новая книга. Ведь грамотные переводчики всегда в цене! Попробуйте, я думаю у Вас получится!
+4
sixbisix
Постараюсь учесть пожелание! Там все мотосоветы можно разбить условно на две группы — одни технические (этот мотосовет), другие эмоциональные. Перевод первой группы, по крайне мерее первые несколько мотосоветов, точно будет обычный технический перевод — пока не привыкну к стилю автора и не войду в тематику. Во второй группе без использования богатого и могучего не обойтись :-) — так что будем использовать творческий подход.
0
sunsun
Спасибо! Очень полезная информация, особенно для новичков.
+1
sir_EAA
спасибо, интересно/полезно. Мне еще нравятся советы Дэвида Л. Хаффа Дорожная стратегия.
+1
Krylovich
sixbisix замени плиз слово «интегрированной» на «комбинированной» системой торможения. Вещь очевидная, но кто-то может не сообразит о чем речь
0
sixbisix
Упс… Спасибо! Поправил!
0
send-error
чуть-чуть редактуры и читать станет вполне ок. спасибо!
+4
madvlad
Курьёзно немного. Хайсайд не только от перетормоза появляется в первой половине поворота, но и из за того что пилот в сильном наклоне слишком много и быстро дал газа, когда покрышка еще не способна столько энергии передать на асфальт, с трэкшеном это конечно легче избежать, но если он стоит на режиме «реэйсинг» (или на слабом уровне вмешательства) то вероятность есть.
У меня много раз заднее колесо срывало в повороте, на днях я тестил настройку заднего тормоза и специально заблокировал его на большой скорости а потом плавно отпустил.
Я считаю, что в случае срыва заднего стоит попробовать оставаться на ровном газу, то есть не закрывать его и не увеличивать, ждать пока байк сам стабилизируется.
А в случае срыва заднего в результате перетормоза, я бы все же задний тормоз плавно отпустил.
+5
madvlad
И вообще зачем блокировать заднее колесо на входе в поворот?
В мотогп и супербайке люди тормозят вплоть до апекса передним колесом (трэйлбрэкинг) а заднее на входе в поворот у многих даже подимается вверх.
Задний тормоз хорошая вещь, что-бы находясь в повороте затягивать линию, скидывать скорость, или контроллировать поднятие переднего, но для экстренного торможения и на торможении перед поворотом он многим принесет больше проблем чем пользы.
0
madvlad
Я считаю если не ехать на супермото, кроссе или дёртбайке (у них вообще отсутствует передний тормоз) и не умышленно хотеть дрифтовать, то лучше задний тормоз вообще не трогать на торможении перед поворотом или во время экстренного. Блокирнете колесо, создатие себе дополнительные проблемы, при экстренном придется и так уже в хреновой ситуации еще бороться с виляющим задом, прерывать торможение и терять драгоценные метры и время.
+1
chrome
На самой нижней картинке самая нижня подпись не должна быть «начался юз», а через 18 метров уже скольжение?

Опять же по этой самой картинке, на скорости 60 км/ч 18 метров это чуть больше секунды, конечно все относительно, но секунда это очень долго и ее вполне достаточно что бы отпустить задний тормоз и получить сильный но не критичный (не приводящий к хайсайду) удар.

А вот если заднее колесо уже значительно обгоняет переднее, да, соглашусь, лоусайд приемлемее хайсайда.

По самой «физике» хайсайда вроде ничего нового, в «замусоленных» книжках то же самое расписанно, правда совета сознательно укладывать в лоусайд я там не встречал.

И да, отдельное спасибо за труды, понатыкал плюсов где мог!
0
sixbisix
Спасибо Chrome! Картинку исправил!
0
serjlavrov
хайсайд ловил. больно. очень. очень опасно, расчитываешь на удачу.

Но как заставить себя положить в лоусайд — это только в эндуро по ходу можно тренькаться… на асфальте последствия лоусайда тоже сложно спрогнозировать…
здесь был ататат

0
Mutab0r
помогает но не гарантирует
+2
madvlad
смотря от какого, если хочешь макс. эффекта бери байк с абс и трэкшн контролем, однако мозги все же нужны.
0
APN
Как раз она и не даст заднему колесу далеко обогнать переднее, т.е. переварит только наметившийся «занос» в «юз».
Это относится к случаю возникновения заноса из-за пережима заднего ториоза на скользкой поерхности.
0
apollonin
Считаю отличная тема — интерпретировать эти советы для рускоязычного населения.
Андрей, если нужна помощь в переводах — пиши, могу по возможности какие-то советы помогать выкладывать.
+1
sixbisix
Спасибо Apollonin! Если будет нужна помощь, то обязательно сообщу!
0
artameel
Для себя, как не супер мотогонщика, который может плавно регулировать нажатие на тормоз, не зажимать при этом руль руками, и различать что начался занос а не юз, когда на 100 кмч летишь в КАМАЗ, вывел следующее:
1) Купить мот с ABS и Traction Control
2) Не уверен — тормози ДО поворота, если вошел, то не торомози и не сбрасывай газ
0
artameel
Ну не так категорично, конечно, — немного притормозить и немного гашетку отпустить это нормально, но даже так надо быть готовым к увеличению радиуса поворота.
Юз ловил частенько, слава Богу, без последствий. Занос еще ни разу, по крайней мере такой, чтобы я заметил. Последний раз конкретно поймал юз ~35 метров (специально потом замерял, 40 шагов) — сразу после выхода из поворота начинался подъем, на середине которого стояло авто посреди дороги. Кирпичей даже отложить не успел, остановился справа на обочине — моё переднее рядом с его задним. Понял, что заднее идет юзом, только метров за 10 до полной остановки. Так это даже не в самом повороте было. Какой там что-то думать, если бы он остановился на 30 метров ближе…
+10
shace
очень наглядно
-1
artameel
И это случилось именно из-за заднего тормоза?? Не понимаю, нафига вообще было тормозить. В крайнем случае было дофига места увеличить радиус.
+13
hemool
Вообще большинство советов от Кейт Кода, никто не спорит, чувак шарит и все такое. НО!
он не один, и другие, действующие скажем так мастера говорят и показывают немного другое…
Насчет не закрывать газ, не тормозить, как входить в поворот.
По любому что можно на трассе, в городе часто неприменимо. Мы не входим в поворот на максимуме, не кладем мот прям «на коленку» ( песок, выбоина, машина подрежет) всегда есть запас. Ну или должен быть. Поэтому все эти распределения веса, не хватило держака и т.д только из за ГРУБОЙ ошибки, просто притормозить, объехать хватает.
Когда влетаешь на слишком большой скорости ошибки пилота расписаны не один раз- все вместе это засцал и улетел. Мот реально может держать дорогу как мы не можем. Если уж совсем быстро то начинается не занос, а снос ( сносит обе оси) плавно достаточно. Тут если ты не Крафар или Росси по любому ляжешь.
Залог сухих памперсов — ехать не выделываясь, процентов на 60-70 от того, что может мот и ты.
Тогда и тормознуть сможешь, и объехать, и байк заложить еще…
А по ДОПам надо учится ездить по другому… не учится выправлять занос, а не попадать в него.
Хотя это и так всем очевидно.
Блин, начал вспоминать как ездил еще на первом мопеде, потом на Явах и ПС, где переднего тормоза вообще толком не было… и не разу ведь не ловил хайсайд.
+1
n1SMo
Насколько резко или плавно начнется снос обеих колес в наклоне зависит от покрышек, например мой мишлен пилот роад сносит достаточно резко, если достигнут предел сцепления.
По езде в городу — правильные слова, город не гоночный трек…
+4
VirRus
спасибо за перевод! Образование инженерное, физику любил. все понятно и ясно =) ждем следующих советов! =)
в предпоследнем абзаце замечена опечатка «это глупо в экстремальной ситуации прЕтворяться». полагаю должна быть «И»
0
Leontij
Это не опечатка, а ошибка. Там и других хватает. Автору следовало бы взяться за учебники русского языка и словари, а не за переводы.
+3
VirRus
ну знаете… пусть хоть с ошибками, но перевод. давайте не будем судить строго за благое дело, пусть даже не идеальное. «допилит» со временем.
0
sixbisix
Спасибо! Ошибку исправил!
+3
n1SMo
Отличное начинание, переводи еще!
Такие советы многим могут помочь.
Однажды летом поехал прокатиться совсем рядом от дома, надел шорты, кеды… По приезду в нужное место пришлось ехать на другой конец города и тут же пошел ливень… Заезжал на Литейный мост и переборщил с газом в наклоне, пошел снос, достаточно сильный… Первая мысль — пижон, зачем ты шорты напялил… Вторая мысль — держи газ!!! Перенес вес на передок, газ не отпускал, чуть выпрямил мот и поехал дальше. Но что было бы, если бы я не читал Кейта Кода и не знал бы про ПИСы…
+1
hemool
Читал бы Йенача и Крафара :) Мотовуду жесть!
0
n1SMo
Ага и мот чинил…
Про мотовуду не понял.
0
n1SMo
Йенача, кстати тоже читал, но позже, полезная книга.
0
n1SMo
Про вуду допер) Но Крафара не довелось почитать. Чем вызвана характеристика «жесть»? Заинтриговал :)
0
hemool
Крафар — МУЖИК!!!
Почитай с ним интервью, посмотри мотовуду — проникнешься.
0
whitepp
Ловил хайсайд на грунте перегазовкой в крутом повороте, дал газу слишком много, хотел пустить мот юзом, а он, редиска, не захотел юзить и начал резко набиратьть скорость и выпрямляться, выпрямился он так быстро, что меня катапультой выбросило с него. Красиво так кувырнулся, душевно, жаль нет видео.
+1
n1SMo
Знакомо :) Только бывало еще на выходе из поворота на кроссе когда колесо прокручивается и потом резко находит более твердый грунт и сцепление, тогда мот вместе с резким выпрямлением еще и козлит и получался виллихайсайд :)
0
hemool
Юз — это все таки по прямой, в повороте или занос, если одно колесо, или снос, если два.
А то бывает непонятно, что было то? Тормозил с заносом переднего колеса- фантастика, а вот с юзом — реально :) по прямой если
0
whitepp
Хотел пройти поворот с заносом заднего колеса, что бы повернуть порезче.
0
glomebom
Ловил хайсайд, неприятная штука, сорвало колесо после рельсЮ причем происходит неожиданно. Лучше не создавать посылок и управлять мотоциклом с «запасом» его и своих возможностей.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. sixbisix, Мотосовет № 1 - Динамика хайсайда (причины и как этого избежать)