Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. motozos → Берт Монро

Многие из нас смотрели фильм «Самый быстрый Индиан». Очень добрая и честная история, замечательная актерская игра, красивые кадры. Этот фильм знают и любят как мотоциклисты, так и простые смертные. Но сегодня я хочу рассказать Вам не о фильме, а о том человеке, которого сыграл сэр Энтони Хопкинс, а именно о главном герое этой художественной ленты — о Берте Монро.





Берт Монро родился в городе Инверкаргилл, что находится на острове Южный, Новая Зеландия, в 1899 году в семье фермера. У него могла бы быть сестра-близнец, но она скончалась при родах. Врачи говорили родителям, что он скорее всего тоже умрет, не дожив и до двух лет, но, к счастью, они ошибались. Берт вырос на ферме, но с детства его пленила страсть к скорости. Так, не смотря на сетования своего отца, он начал гонять вокруг отцовской фермы на их самых быстрых лошадях.

Юность Берта Монро пришлась на начало двадцатого века — золотое время технического прогресса. Поезда, самолеты, автомобили, мотоциклы — все это завораживало будущего гонщика, и Берт решил посмотреть на мир, который находится за пределами фермы. Берт решил пойти в армию, как только станет достаточно взрослым для этого. Для него это был шанс увидеть мир. По окончании Первой мировой войны Берт вернулся к своей семье. К тому времени его отец уже продал ферму. Тогда Берт Монро устроился на стройку Тоннеля Отира (по тем временам — один из самых длинных тоннелей — соединял поселки Отира и Перевал Артура в Южных Альпах Южного острова Новой Зеландии, длина тоннеля составляла 8,5 километров; тоннель строился с 1907 по 1923 годы), пока отец снова не купил ферму и не позвал его работать на ней вместе.


Родные места Берта — Инверкаргилл и Перевал Артура


В 1915 году, когда Берту Монро было всего 16 лет, он купил свой первый мотоцикл. Это был Дуглас, британский мотоцикл с необычным по сегодняшним меркам двигателем — оппозитная двойка, но не продольно, а поперечно установленная в раму.


Douglas 350сс, 1914 года


В 1919 году Берт купил другой мотоцикл, Clyno. Сняв с него коляску, Берт отправился на местный гоночный трек, покорять рекорды скорости.


Мотоцикл Clyno с коляской


В 1920 году, в возрасте 21 года, Берт покупает тот самый судьбоносный мотоцикл, Indian Scout, с номером на картере 5OR627. Это был один из самых первых Скаутов, выпущенных компанией Индиан. 600 кубических сантиметров рабочего объема, 42 градуса — развал цилиндров V-образной двойки, 3-х ступенчатая коробка передач, ножной привод сцепления, хардтейл сзади и рессора с двухдюймовым ходом вилки спереди, а также цепная передача на колесо — весьма непривычное решение для мотоциклов той поры (в то время большее распространение имел ременный привод) — тот самый мотоцикл, с которым наш герой не расстанется всю жизнь, будет его самостоятельно дорабатывать и побьет на нем множество рекордов скорости.


Один из Скаутов образца 1920 года, и тот самый, в будущем самый быстрый, с Бертом Монро верхом


Переделывать свой Индиан Берт Монро начал в 1926 году, используя самодельные инструменты. Он самостоятельно изготавливал различные детали двигателя. Поршни, например, он отливал в консервных банках, используя собственный рецепт сплава: «Два кусочка Шевроле и два кусочка Форда» — говорит герой Энтони Хопкинса в фильме. Цилиндры Берт изготавливал из старых водопроводных труб, оставшихся после замены трубопровода. По его словам, трубы, пролежавшие в земле, были «выдержанными». Шатуны Берт изготавливал из осей от тракторов Катерпиллар. Он сам изготовил для мотоцикла новое сцепление, маховик, четырехклаппанные головки цилиндров с верхним расположением клапанов, систему смазки. Старая рессорная вилка отправилась в резерв, а ее место заняла вилка-спрингер от мотоцикла Indian Prince. Покрышки-слики Берт также изготавливал самостоятельно, срезая лишнее со стоковых покрышек острым ножом, что также показано в фильме. Свой мотоцикл Берт называл «Munro Special».


В процессе доработок


К тому времени Берт Монро стал профессиональным спидвей-гонщиком. Вскоре началась Великая депрессия, и Берт снова вернулся в семью, на отцовскую ферму. Затем он нашел работу механиком и продавцом мотоциклов. От спортивной карьеры Берт отказываться не стал, и продолжал участвовать в заездах по пляжу Орети, а затем и в Мельбурне. Чтобы успевать зарабатывать деньги и работать над мотоциклами, ему приходилось работать до вечера продавцом, а всю ночь проводить в гараже, занимаясь своей техникой. В то время у Берта Монро был еще один мотоцикл — Velocette MSS 1936 года выпуска, на котором он также участвовал в гонках.


Стоковый Velocette MSS 1936 и доработанный Бертом Монро


С этим мотоциклом Берт проводил точно такую же работу, как и с Индианом: переварил раму, самостоятельно изготавливал детали двигателя, дорабатывал подвески, установил самодельные покрышки-слики. Объем двигателя вырос до 650сс, масса мотоцикла была значительно снижена. Свою Velocette Берт использовал по большей части для заездов по прямой, на максимальную скорость.

В конце 40-х годов, после развода с женой, Берт перестал работать продавцом-механиком и заперся в гараже. Теперь все свое время он посвящал доработке Indian и Velocette. Берт продолжал экспериментировать с различными материалами, применяемыми в конструкции своих мотоциклов. Также, для них он изготовил стеклопластиковый обтекатель, стараясь уменьшить лобовое сопротивление. В итоге, от стокового Скаута осталось совсем мало, но на картере все время можно было видеть один и тот же номер.


Двигатель Индиана, доработанный Бертом Монро


Начиная с 40-х годов, Берт Монро установил множество рекордов Новой Зеландии:

Заезд на полмили, дорога, класс — без ограничений
Munro Special Indian — 99.45 миль в час, Canterbury, 27 января 1940

Заезд на полмили, дорога, открытый класс
Munro Special Indian — 120.8 миль в час, Canterbury, 27 января 1940

Заезд на полмили, дорога, класс — 750cc
Munro Special Indian — 143.6 миль в час, Canterbury, 13 апреля 1957

Заезд на полмили, пляж, открытый класс
Munro Special Indian — 131.38 миль в час, Oreti Beach, 9 февраля 1957

Заезд на полмили, пляж, 750cc Class
Velocette 600cc — 129.078 миль в час, Oreti Beach, 16 декабря 1961

Заезд на полмили, пляж, класс — 750cc
Velocette 618cc — 132.35 миль в час, Oreti Beach, 1 мая 1971

Заезд на четверть мили, открытый класс
Velocette 600cc — 12.31 секунд, Invercargill, 25 марта 1962

В конце 50-х годов мотоциклы Берта Монро стали настолько быстрыми, что им стало тесно на треках и пляжах Новой Зеландии. Берт решил поучаствовать в заездах на высохших озерах Австралии, но, в 1957 году, после посещения Бонневилля, он поставил себе цель — ставить рекорды именно на этом солевом озере в Юте. На свои небольшие сбережения, и на деньги, которые дали ему друзья, в 1962 году он отправляется в Америку на старом грузовом корабле. Не имея большого количества средств, Берт во время путешествия работает коком на этом судне. По прибытии в Лос-Анджелес, Берт покупает за 90 долларов старенький универсал, цепляет к нему прицеп с Индианом, и отправляется своим ходом в Юту, на соленое озеро Бонневилль.

В Новой Зеландии, на родине Берта Монро, правила участия в заездах были простые. Ты приезжаешь, записываешься, гоняешь. В Бонневилле Берта не хотели допускать к заезду, так как он предварительно не сообщил о своих намерениях. Но его американские друзья, знаменитые гонщики, договорились с организаторами, и Берт получил возможность показать на что способен его мотоцикл.

Всего Берт побывал в Бонневилле 10 раз, первый раз в 1957 году, когда и загорелся идеей устанавливать там рекорды скорости, остальные 9 раз — участвовал в заездах. Когда Берт участвовал в заезде в Бонневилле впервые в жизни, он установил рекорд 178.971 миль в час, объем двигателя его мотоцикла составлял 850сс. Это было 20 августа 1962 года. Позднее, Берт установит еще два рекорда — 168.066 миль в час в 1966 году и 183.586 миль в час в 1967 году (объем двигателя его Скаута в то время составлял 950сс). В одном из квалификационных заездов Берт развил скорость 200 миль в час — это примерно 320 километров в час, но официально этот заезд не учитывался. После того, как его имя в американском мотожурнале написали с ошибкой он изменил своё имя с «Bert» на «Burt».


Берт и его Индиан


Indian Scout Берта Монро пережил множество поломок и падений. В жертву богу скорости было принесено множество самодельных деталей — поршни, цилиндры, шатуны, клапаны… Но до своего главного, рекордного заезда дошел именно тот самый Индиан, с номером 50R627.


Подношения богу скорости


В 1971 году о Берте Монро был снят документальный фильм именно с этим названием — Offerings to the god of speed. К сожалению, полную его версию мне так и не удалось найти, лишь нарезку моментов под музыку Билли Айдола.



В 1967 году Берт попал в аварию — на большой скорости у Скаута начался вобблинг, и мотоцикл с пилотом завалился набок. В одном из Новозеландских мотожурналов, Берт давал интервью: «Мы мчались как бомба, падающая с бомбардировщика. На половине дистанции начался вобблинг. Чтобы замедлиться, я приподнялся вверх над обтекателем. Ветер сорвал мои очки и вдавил глаза в голову, я ничего не видел. Буквально на пару дюймов мы разминулись со стальным маркером. Я положил мотоцикл набок — в результате мы отделались всего лишь парой царапин». Вообще, список травм Берта Монро, полученных при езде на мотоцикле, впечатляет. Например, в 1916 и 1921 годах он падал на голову так, что весь день лежал без сознания. В 1927 году он вылетел с дертовой трассы на скорости порядка 140 км/час, заработав многочисленные травмы и контузию. В 1932 году, когда Берт проезжал мимо одной фермы, на него бросилась собака, в результате чего он получил сотрясение мозга. В 1937 году, во время заезда по пляжу, Берт врезался в другого гонщика, выбив все зубы, а в 1959 году, во время дрэг-заезда, Берт упал и содрал кожу во всех мыслимых местах, а также раздробил один сустав на пальце.

В конце 50-х годов, Берт заболел ангиной. Болезнь дала осложнения, и в 1977 году у него случился инсульт. Ранее, в 1975 году, в следствии ухудшения здоровья, врачи запретили ему участвовать в официальных заездах. Но, тем не менее, Берт продолжал гонять на своих мотоциклах — Indian и Velocette. Доктора считали, что его здоровье было подорвано многочисленными травмами, полученными при авариях. Понимая, что после инсульта ездить он уже не сможет, но желая оставить свои мотоциклы на родине, он продал их местному энтузиасту. 6 января 1978 года, после дневной прогулки, сердце Берта остановилось. Ему было 78 лет.



Сейчас его мотоциклы находятся во владении одного из клубов мотоэнтузиастов Южного острова.



В 2005 году по истории жизни и приключений Берта Монро был снят фильм «Самый быстрый Индиан», который дал новозеландскому гонщику мировую известность.











  • motozosmotozos
  • Сергей
  • 3 марта 2014 в 16:17
  • 28
  • оценка: +154

Комментарии (38)

RSS свернуть / развернуть
+19
papets
Спасибо за пост!
Большущее.
+2
motozos
спасибо Вам за внимание, самому очень интересно было побольше узнать про такого великого человека!
+2
papets
Я очень люблю Хопкинса, и естественно Самый Быстрый Индиан посмотрел практически сразу.
После конечно читал и про Берта Монро, но сил оформить красивый пост так и небрался.
Молодчина.
+5
SlidE
Интересно было прочитать, так же порадовало сходство экранизации с оригиналом (гараж, полка с запчастями и т.д.) +
+3
motozos
В фильме было показано лишь одно его путешествие в Бонневиль, а на самом деле он был там 10 раз, плюс не показали Велосетт. Но игра Хопкинса выше всяких похвал!
+1
Hendrickson
Большое спасибо за пост! Было интересно.
+7
trip
  • trip
  • 3 марта 2014 в 16:37
Долго заставлял себя посмотреть этот фильм, казалось что скучный, как же я ошибался)
Берт Монро конечно очень достойный и целеустремленный человек
«Все хотят, чтоб старики забились и померли незаметно потихоньку. Но Берт Монро не спёкся, так и знай, приятель» ©
+10
motozos
«Если ты не следуешь за своей мечтой, то ты, пожалуй, не человек, а овощ… Капуста, например»

-А что будет, если рот открыть на такой скорости?
-Наверное, штаны на попе лопнут.
+14
trip
И самая в мототеме популярная:
— Скажи, а ты не боишься разбиться насмерть?
— Нет. Когда мчишься на мотоцикле по равнине, пять минут твоей жизни бывают интересней, чем у многих людей вся жизнь.
+2
barmoley
А я время от времени вспоминаю эпизод когда он спит и ему снится, что уже едет по высохшему дну… Очень провоцирует, знаете ли, на сжатие зубов и продолжение движения.
0
LER062
спасибо…
+4
vegach
Один из немногих фильмов, в относительно последнее время, который можно посмотреть не один раз ) И как минимум половина этой заслуги — реальность событий. За пост спасибо, очень интересно посмотреть почитать !)
+1
RZ350
Cпасибо за пост, фильм смотрел- было интересно почитать.
+1
FleXo98
Спасибо! Хорошее чтиво на ночь)
+2
Vorkuta72
Отличный историко-познавательный пост. Фильм смотрел давно. Хопкинс и его герой сами по себе внешне похожи. Запомнился момент- когда обогнал компанию на «японцах» как стоящих.
+2
motozos
это британцы были)
+5
Dimetrios
Спасибо за пост! Я после просмотра фильма, долго был под впечатлением, и он явно повлиял на мою нынешнюю идеологию. Много читал О Берте, но тебе удалось найти больше информации, это очень круто.В моей голове, картина его жизни стала выглядеть законченной, и более красочной, за что тебе отдельное спасибо!
Я уверен что не приукрашу, если скажу что Берт легенда, и его мото жизнь достойна подражания.
+3
motozos
Информацию брал из нескольких источников, все — англоязычные. На русском очень мало информации
+2
Papashel
Спасибо! Дельный пост.
здесь был ататат

+1
Jart
  • Jart
  • 3 марта 2014 в 21:38
познавательно, спасибо!
+1
Maxitchuss
Спасибо автору! Я посмотрел Самый быстрый Индиан еще в школе, прошло много времени, учеба, работа, семья… но, этот фильм после того просмотра так и остался моим любимым, как самый человечный и трогательный!
+1
BiggyVS
наверное как раз тот случай, когда «экранизация» не «преувеличивает» и не «приукрашает» реальную историю, по моему мнению реальная история намного интереснее… спасибо!
+1
Fahrenheit
Потрясающий фильм и прекрасный пост. Спасибо автору за труд. В избранное!
+1
ayuta
Тоже хочу сказать большое спасибо за пост. Обожаю фильм про Берта Монро, а узнать о нем самом было большой радостью.
+3
motozos
Ребята, спасибо большое всем за теплые комментарии, самому очень интересно было искать информацию и писать этот пост. Всем плюсанул)
+1
Budbike
Отлично, колоссальный труд, столько информации, прекрасно предоставлено, молодчина. Было интереснейше читать и просвещаться про Великого человека, спасибо за пост.
+1
motozos
Вам за внимание спасибо!
+1
ssdaw
Сергей, и еще раз спасибо! Отличный пост о великом человеке.
+1
maxeem
квотер за 12.31 в то время кмк это очень круто для тех архаичных байков
+2
nmi
  • nmi
  • 4 марта 2014 в 15:09

Прожил 84 года
+2
gabarit
аж плакать хочется:(
+2
Mr_Den
Ну вот только сейчас Ваш пост увидел. Сказать просто спасибо, сказать ничтожно мало.))Огромнейшая благодарность. Очень нравится фильм. А тут еще такой красивый пост, о человеке рожденном для скорости. Очень здорово. Спасибо.
0
roland-913
спасибо.очень интересно!
0
straniks
Вот это человек… Человечище!!! До сих пор не побитый рекорд скорости на мотоциклах объёмом до 1 000 кубических сантиметров… человек прожил жизнь занимаясь любимым делом!
0
lastlion
доброго времени суток — скачиваю данный фильм — был ещё не плохой The rush, правда про автомобили
хороших дорог в новом сезоне, ребята и девушки
0
KAPITALIST
Великолепный пост! Спасибо огромное!
Фильм посмотрел с большим удовольствием в прошлую субботу. Теперь могу сравнить. Реальные события действительно достаточно точно экранизированы, что очень порадовало. А герои обеих историй и в самом деле похожи. Старина Берт очень любил жизнь судя по надписи на майке на предпоследнем фото…
0
M_B
  • M_B
  • 12 апреля 2016 в 10:33
недавно пересматривал это фильм) рад что наткнулся на этот пост! спасибо! было интересно сопоставить реальность и кино)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. motozos, Берт Монро