Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. vasteed → Петр Владимирович Можаров, основатель советского мотоциклостроения, 11.03.2014 - 80 лет со дня смерти. часть 2

В Москве в феврале 1932 г. на базе автоотдела НАТИ (Научного АвтоТракторного Института; где от него сейчас осталось полэтажа, и где собирают тракторята, естественно китайские, пишут что начальником сватают бывшего минобороны Сердюкова. Ну это так, отступление…) создается конструкторское бюро по мотоциклостроению, основной заказчик – активно моторизуемая Красная Армия. На берегу Яузы, на территории нынешнего МВТУ им. Баумана, открывается КБ.
Все серьезно – приглашаются старые, опытные кадры, набирается талантливая молодежь, энтузиасты; руководителем мотоотдела НАТИ, новой лаборатории становится срочно отозванный из Ленинграда П.В.Можаров. Вообще нужно отдать должное и организаторским способностям Можарова, его умению создать коллектив единомышленников, обьединить людей! Многие его соратники, коллеги, ученики стали известными инженерами, конструкторами; из «можаровской» группы например Н.Н.Артамонов стал позже начальником ОКБ жидкостно-реактивных двигателей, С.И.Карзинкин после войны был главконструктором Мотовелопрома, В.Н.Новиков будучи зам. Предсовмина СССР являлся организатором послевоенного мотопроизводства, А.М.Федоров, С.Н.Семашко, И.И.Окунев разрабатывали в 1940 г. проект М-72, после войны А.М.Федоров становится главконструктором Ирбитского мотозавода, закладывает модельный ряд мотоцикла «Урал», а Окунев – главным конструктором АЗЛК.
Умение работать теоретически и практически, организация команды на долгие годы вперед, создавшей далее серийную мотопромышленность СССР как таковую – не это ли главные заслуги П.В.Можарова? награжденного в итоге грамотой и пресловутой путевкой в санаторий.
Тем временем идет работа — на базе рамы от BMW и V-двигателя от Harley-Dаvidson (что не удивительно – брали тогда от самого лучшего, что было; в Америку для ознакомления с Харлеями командировали группу молодых советских инженеров; вначале в мотопробеге по Кавказу в 28 году они показались очень уж прожорливыми, но потом показали себя надежными) создается первый образец НАТИ-А-750 с коляской, машина могла эксплуатироваться в одиночном варианте либо с коляской.

В.П.Можаров с соратниками на ИжМЗ, строим НАТИ-А-750…

Спроектировали и одноцилиндровый двигатель. Его более чем на 90% унифицировали с базисным мотором, а по посадочным местам — с мотором Л-300. Благодаря этому без особенного труда удалось встроить получившийся агрегат в ходовую часть Л-300. Получившейся лёгкой машине присвоили индекс НАТИ-Б-375. Память о неосуществленном проекте Иж-6 побудила Можарова сделать ещё одну модель. В ходовую часть, аналогичную А-750, он вмонтировал новый одноцилиндровый двигатель (375 см3) с коробкой и приводом заднего колеса при помощи вала. Эта машина очень походила на появившиеся к тому моменту ВМW R4. Её обозначили НАТИ-Иж-6 (по сведениям, она именовалась также НАТИ-В-375). Пётр Владимирович осознавал, что на бездорожье мощности базисных моторов возможно окажется недостаточно, потому разработал модификацию цилиндро-поршневой группы, позволявшую сделать моторы с рабочими объёмами 850 см3 и 425 см3 — более массивные и тяговитые.
Изготовление новых мотоциклов НАТИ поручило мастерским мотосекции на Ижстальзаводах.
Управление НАТИ потребовало доставить новые новинки Автопрома в Москву своим ходом. Выслали четыре НАТИ-А-750, опытный Иж-7 сделанный на базе Л-300 спецами Ижевского мотозавода, а для сопоставления с ними — BMW R16 и Harley-Davidson. Эту поездку назвали «Подготовительный испытательный пробег».

15.08.1933 г. – П.В.Можаров на Испытательном пробеге Ижевск-Москва, на ИМЗ НАТИ-А-750.
Из-за дождей и дорожной грязи изменили запланированный маршрут. По шоссе добрались до Сарапула (60 км), оттуда на пароходе до Горького, дальше по шоссе до Москвы (410 км). В столице на праздничном митинге выступили председатель ЦС АВТОДОР С. С. Каменев, представители общественности городка и мотоциклетных секций Москвы. Новинки Автопрома оставили неплохие отзывы.

публика знакомится с мотоциклами ИМЗ НАТИ в Москве
После пробега он окончательно переезжает в сентябре 1933 г. в Москву, получает квартиру на севере столицы, в Лихоборах. А мотоциклы передали в НАТИ для всесторонних испытаний, после этого ВСНХ принял решение о серийном производстве НАТИ-А-750 — в Подольске, на Подольском механическом заводе (ПМЗ), где всю жизнь выпускали швейные машинки, как филиал Зингера (требовалось более точное производство; схожий пример- мотоциклы Оpel).
Возглавить все работы по освоению мотоциклов на ПМЗ поручили тому же Можарову. Ну пришлось человеку помотаться! и далеко не в вагонах СВ. Ему пришлось вести трудные переговоры с дирекцией завода, которую перспектива выпуска мотоциклов ну никак не обрадовала. Он лично заботился о финансировании работ, требовал, писал письма наркому Серго Орджоникидзе. Самое главное — на заводе фактически отсутствовало штамповочное оборудование, нужное для производства деталей ходовой части. С огромным трудом Пётр Владимирович комплектовал новый участок. Он корректировал конструкторскую документацию с учётом приобретённой техники, сразу обучая будущих рабочих. Производство мотоциклов налаживалось с большим трудом. Например, качество мотоциклов ПМЗ-А-750 было таким, что аббревиатуру ПМЗ мотоциклисты расшифровывали как ,, попробуй меня заведи,,. Словом, русский «Харлей» мягко говоря, не получался. В первой декаде февраля 1934 г. закончилось изготовление промышленного образца, которому дали новое заглавие: ПМЗ-А-750, его сразу направили в Кремль. А вокруг только и было разговоров об арестах старых инженеров. Многие из них отрабатывали свои сроки в «шарагах» — особых конструкторских бюро НКВД,- например там проектировали автомобильный дизель «Коджу» (Коба Джугашвили) и двигатель для подводных лодок «Ягеге» (Ягода Генрих Григорьевич)…

Между прочим – последняя фотография Можарова, 7.01.1934 г.
Первые строители ижевских мотоциклов. В кожаном пальто, в центре и чуть справа – Петр Владимир Можаров. Правее от него – Тимофеева Мария Никитична (1908-1998), работавшая копировщицей. В 30-е годы она, как и ее брат Тимофеев Александр Никитич и муж Малахов Павел Иванович, увлекались мотоспортом и участвовали в во всесоюзных мотопробегах. В 1936г. Мария Никитична была участницей знаменитого женского мотопробега Ижевск – Москва.

Мотоцикл произвел тем не менее хорошее впечатление на первых лиц страны, и конструктора премировали путевкой в марте, в санаторий ЦК ВКП(б) в Сочи. В те года в Сочи — разгар строительства санаториев и курортов для гегемона власти, вот туда и поехал отдохнуть впервые за 10 лет Петр Владимирович…отдохнул…

Мотоциклы, созданные П.В.Можаровым
1)Иж-1, с коляской, цилиндры-V2,4-тактный, обьем-1200 см3, передача-вал, масса-300 кг, база-1400 мм.
2)Иж-2, с коляской, цилиндры-V2,4-тактный, обьем-1200 см3, передача-вал, масса-300 кг, база-1400
3)Иж-3, с коляской, цилиндры-V2,4-тактный, обьем-750 см3, передача-цепь, масса-180 кг, база-1300
4)Иж-4, одиночный, цилиндры -1,2-тактный, обьем-200 см3, передача-вал, масса-100 кг, база-1100
5)Иж-5, одиночный, цилиндры-1,4-тактный, обьем-500 см3, передача-цепь, масса-130 кг, база-1300
6)Иж-6, одиночный, цилиндры-1,4-тактный, обьем-500 см3, передача-цепь, масса-150 кг, база-1300
7)Иж-7, одиночный, цилиндры-1,2-тактный, обьем-293 см3, передача-цепь, масса-125 кг, база-1320
8)Тремасс-300, одиночный, цилиндры-1,2-тактный, обьем-293 см3, передача-цепь, масса-125 кг, база-1320
9)Л-300, одиночный, цилиндры-1,2-тактный, обьем-293 см3, передача-цепь, масса-125 кг, база-1320
10)НАТИ-А-750, с коляской, цилиндры-V2,4-тактный, обьем-750 см3, передача-цепь, масса-208 кг, база-1395
11)НАТИ-Б-375, одиночный, цилиндры-1,4-тактный, обьем-375 см3, передача-цепь, масса-135 кг, база-1320
12)НАТИ-В-375, одиночный, цилиндры-1,4-тактный, обьем-375 см3, передача-цепь, масса-199 кг, база-1395

Вот такие дела, ребята. Уже взорван Храм Христа, застрелился Маяковский, но Кирова пока не убили…Трудно представить крадущихся по санаторным коридорам убийц из НКВД (все-таки не танки и истребители проектировал); да и посмотрите на его фото – спокойный, уверенный, серьезный дядя с усами, всего-то 45 лет… однако видимо всему есть предел!
За три дня до гибели отправляет письмо жене Варваре Игнатьевне, написанное в состоянии крайнего душевного смятения. Сквозь беглые, путаные, тревожные мысли проступает главная: «…любил динамичную цель, Даешь советские мотоциклы!…кто знает, сколько ухлопал сюда крови!...».
И тем не менее он даже в эту минуту отчаяния пишет далее:«…как бы то ни было, мне дьявольски хочется работать!..»
Что же вынудило его пойти на такой роковой шаг? По свидетельству его сына Бориса Петровича, талантливый конструктор явился все-таки жертвой политических репрессий 30-х годов…Нетрудно представить, потомственный дворянин, родственники-капиталисты, и что на их семейном автомобиле катался гостивший в Тамбове царь Николай II в 1913 г.; учившейся в Германии, человек попавший в плен, не раз бывавший за границей, можно сказать если не шпион – то точно германофил, и не любезничавший с большевиками, а тут еще с выпуском мотоциклов проблемы — ему очень легко было предьявить «политические обвинения». Своей гибелью Петр Владимирович отвел беду и от своей семьи, друзья из Ижевска и НАТИ потом выхлопотали им пенсию…жена Варвара Игнатьевна скончалась в 1983г., сын Борис доблестно воевал в Отечественную, был тяжело ранен; к счастью в свое время с ними успел пообщаться и узнать многое из первых рук — журналист, любитель и популяризатор отечественной техники О.В.Курихин.
Да…как говорится – попробуйте сравните; ну к примеру с судьбой Соичиро Хонда, и его детищем…

Основные вехи жизни и деятельности Петра Владимировича Можарова
1)Родился 7.09.(20.09)1888 с. Саюкино Тамбовского уезда (ныне Рассказовский р-н Тамбовской области)
отец-Владимир Петрович Можаров, мать-Анна Сергеевна
2)1904-1910 16-22 лет, после церковноприходской школы в с.Красивка — учеба в Тамбовской 6-летней гимназии
3)1910 22 года, проживал на станции Платоновка, Рязано-Уральской железной дороги Тамбовского узла, получил паспорт 21.11.1910 г.
4)1910-1914 22-26 лет, учеба в Германии, в Лейпцигском университете, проживал в г.Хемнице, рядом с заводом Вандерер, гонял на мотоциклах, автомобиле, научился управлять аэропланом
5)1914 вернулся инженером-теплотехником
6)1914 успешно построил самолет собственной конструкции ,, Проба,, с двигателем Анзани, 35 л.с.
7)1914 26 лет, служил в армии в WW1?, был в плену?
8)09.1915 27 лет, начал работать на Тамбовском пороховом заводе
9)1916 28 лет, женился на Ксении Владимировне Никольской (1895-1917 гг.)
10)1920 32 года, повторный брак, женат на Варваре Игнатьевне Петровой (1897-1983гг.), в 1922(?) родился сын Борис
11)20.11.1924 36 лет, переехал в г.Ижевск, работа в ,, Ижевские сталезаводы РУЖ,,
12)1926 38 лет, в Москве — делегат 3 теплотехнического сьезда, приобрел первый мотоцикл в Ижевске
13)1926 строит в Ижевске аэросани, аэроглиссер, предлагает начать производство мотоциклов
14)19.10-6.12.1927 39 лет, первая командировка в Германию, на мотозаводы, в т.ч. на БМВ, всего посетил 23 мотозавода
15)1928 на Ижсталезаводе создана ,.Мотоциклетная секция,, с проектами ИЖ-1, 2 и 3.
16)1.08.1928 40 лет, участие во Всесоюзном мотопробеге Москва-Тифлис-Москва
17)11-12.1928 работа в Мотосекции с чертежами Иж-1-2-3
18)1.01.1929 назначен руководителем Мотосекции, со штатом 9 инженеров
19)02.1929 проект ИЖ -4
20)26.04-4.06.1929 41 год, вторая командировка в Германию, далее появление проектов ИЖ -5 и 6
21)17.09.1929 первый серийный ИЖ-1 выехал с завода
22)17.09-30.09.19291 Всесоюзный пробег Совет.мотоциклов Ижевск-Н.Новгород-Москва-Ленинград-Псков-Витебск-Харьков-Орел-Москва
23)01.1930 переезд в Ленинград, начало создания там мотопроизводства
24)03-04.1930 третья командировка в Германию, изучение мото DKW Luxus-300, BMW
25)05-06.1930 42года, в Ленинграде создание мотоотдела от Тремасс (треста масс.произв.) и мото Тремасс-300
26)10.06.1930 выставка Советского мотоциклостроения, с Тремасс-300, Иж-1-5 (посетило 10.000 чел.)
27)09.1930 председатель техкомиссии мотопробега Ленинград-Москва-Харьков-Киев-Брянск-Псков-Ленинград
28)01.1931 на базе завода ,, Красный Октябрь,, –серийный выпуск мото Л-300
29)1931 43 года, переезд в Москву, начальником мотоотдела НАТИ; проекты НАТИ-А-750, НАТИ-Б-375, НАТИ-В-375(НАТИ-ИЖ-6); создание мото для армии, подготовка производства в Ижевске и Подольске НАТИ-А-750
30)1933 построен Ижевский мотозавод (ИМЗ)
31)1933 44 года, организация серийного выпуска Л-300 (ИЖ-7)
32)1.05.1933 руководил на ИжМЗ выпуск НАТИ-А-750, НАТИ-2
33)осень 1933 ,, Предварительный испытательный пробег,, Ижевск-Сарапул-Горький-Москва
34)02.1934 45 лет, изготовление промышл. образца ПМЗ-А-750(НАТИ) для ВСНХ, XVII сьезда ВКП(б)
35)11.03.1934 45 лет, покончил жизнь самоубийством? (застрелился?), в Сочи, где находился на отдыхе в санатории ЦК ВКП(б); похоронен на Старом кладбище Сочи; могила- далее утеряна? в 50-70- г.?
36)1.05.1934 налажен выпуск в Подольске ПМЗ-750, далее ПМЗ-125; до 1939г.
А касаясь итогов в споре сторонников американской, британской и немецкой техники, их подвел перед войной, как говорят, сам И.В.Сталин. Выслушав их мнения о том, что надо производить дальше, он спросил: «А какие мотоциклы у немецкой армии?». Ему ответили, что БМВ. «Вот их и копируйте»— заключил Сталин. Возможно, это только легенда, но перед войной началась подготовка к производству отечественных копий БМВ, названных М-72, и ставшей другой веткой развития отечественного мотопрома, но то же с участием учеников Петра Владимировича. Вот только производство их удалось развернуть лишь зимой 1942 года, в Ирбите. А в снабжении Красной армии мототехникой, уже по лендлизу в ВОВ, приняли самое живое и непосредственное участие вечные конкуренты-«Харлей-Дэвидсон» и «Индиан»; но это уже другая история…

Можаров в стенах Ижевского МЗ со своим детищем – ИМЗ НАТИ-А-750, 1933 г.

Вот и все что смог доложить вам; любые замечания, предложения, исправления, дополнительная информация – все в архив Байкпост!
А что мы сможем еще сделать для того, чтобы подробнее узнать об этом человеке?
1. Если у кого-то имеется доступ к книге О.В.Курихина «Петр Владимирович Можаров 1888-1934» Издательство Наука, 2004г. — не могли бы Вы сделать так, чтобы и все остальные смогли познакомиться с ней.
Не считайте за наглость, ну хотя бы чисто географически — 2.байкеры Ижевска посетив Центральный государственный архив Удмуртии (Ижевск, ул. Камбарская,17), где в фонде Р-1709 хранится коллекция документов о П.В.Можарове (паспортная книжка, удостоверения, характеристики, его рукописи и рабочие записки, различные статьи и очерки, множество фотографий, его предсмертное письмо…) опубликовали, познакомили бы мотоциклетную общественность с ними. Возможно некоторые документы были выставлены в 2012г. перед 125-летием Можарова.
3. Ну а байкерам Сочи, после Олимпиады конечно, можно более точно выяснить судьбу погребения П.В.Можарова, похоже могила его была утеряна (или нет?) после снесения старого Завокзального кладбища в 50-х и 1974 г. и далее строительства; и сообщество, такой серьезный сайт как Байкпост могли бы соорганизовать, поставить на месте захоронения памятный знак.
4. погиб человек; ни где нибудь, а в санатории ЦК ВКП(б); наверняка пылятся в архивах компетентных органов все бумаги по расследованию этого дела, уж там-то разобрались как положено, и нет никакой сейчас секретности опубликовать его, что же случилось на самом деле.
И вот тогда никто не сможет нас упрекнуть в том, что не знаем, не слышали, позабыли…

К 100-летию со дня рождения В.П.Можарова выпущена памятная медаль в Ижевске, его именем названа улица в столице Удмуртии; помнят его в Ижевске! А где всероссийский масштаб? Ну, документальные, а может и художественные фильмы еще впереди, тема-то какая! если развить…



Основная используемая доступная литература:
— Журнал Техника-Молодежи №1-12, 1989 г. О.Курихин, историческая серия Довоенные мотоциклы,
— Журнал Техника-Молодежи №2, 2005 г. О.Курихин, Самолет, незамеченный историками техники.,
— Журнал Техника-Молодежи №1, 2006 г. О.Курихин, Петр Можаров и его мотоциклы.,
— Журнал Мото №3, 2004 г. О.Курихин, Петр Можаров и его мотоциклы.,
— А.Мятиев. История Советского Мотоцикла, Часть 1, 1924-1945. Издательство «Захаров» 2007г.,
— статьи из газет — Тамбовской области, г. Ижевска, г. Сочи (Вечерний Cочи), www.privetsochi\blog\histori 11-12.2011 г.
— многочисленные статьи-компиляции интернета.

недоступная (по разным причинам) литература:
— Курихин О. В. Петр Владимирович Можаров – конструктор отечественных мотоциклов /О.В.Курихин. – М.: Наука, 2004. –116 с.,14 л. ил.
— Банникова Т. М. Удмуртъёс тодӥзы-а Ижлэн данэз сярысь?: [что писали газеты Удмуртии о первых мотоциклах, создан. в Ижевске, о мотопробегах 20-30-х гг. прошлого столетия] / Татьяна Банникова // Удмурт дунне. – 2009. – 19 авг. – С. 4.
— Медведева Ю. Улица памяти Можарова / Юлия Медведева // Хозяйственная газета. – 2005. – 12 мая. – С. 4.
— Мотоциклы // Удмуртская Республика: энциклопедия. – Ижевск, 2008. – С. 486.
— Новиков А. В. Петр Можаров / Анатолий Новиков // Золотой ларец: кн. для чтения по истории и краеведению / А. В. Новиков. – Ижевск, 1999. – C. 247-250: фот.
— Шумилов Е. Ф. «Иж-1» – монстр или революция в дизайне?; Два колеса, но две тысячи проблем / Е. Ф. — Шумилов // Два века «Ижмаша»: истоки, лидеры, технологии, конструкции, династии, культура, быт / Е. Ф. Шумилов. – Ижевск, 2007. – Т. 2: Завод заводов, 1917-2007. – С. 217-223: ил.
— Шумилов Е. Ф. Рыцари моторизации: предыстория Ижев. мотозавода, 1924-1929 / Е. Шумилов // — «Аксион» – «Замок». Ижевский мотозавод: люди и традиции, машины и приборы, 1933-2003 / Е. Ф. Шумилов. – Ижевск, 2003. – С. 31-54.
Еще имеющиеся, разного рода фотографии к статье –


рабочее место П.В.Можарова, за ним-стенд для обкатки мотоциклов(из статьи О.В.Курихина в журнале Техника-молодежи)

Журналист, писатель О.В.Курихин(1937-209 гг.), его книги о Можарове, статьи в журналах




еще фото самолета Проба, построенного П.В.Можаровым, Тамбовская губерния, 1914 г.


тот самый Иж-1 в мотомузее г. Ижевска. Куда же без этих милых советских ковриков.


дом дяди, И.П.Можарова, в Тамбове, где будучи молодым человеком часто бывал П.Можаров; ул. Носовская (нынешнее состояние). Между прочим кое-кто из двоюрных братьев Можаровых любил погонять на автомобиле Бенц, в сентябре 1913г. сшиб на мосту через р. Цна бедалагу-полицейского, и был привлечен к ответственности…

Андрей Мятиев, автор книги ,, История Советского Мотоцикла, Часть 1, 1924-1945,, со многими редкими фотографиями; создатель первого в стране музея велосипедов; на фоне фотографии с П.В.Можаровым

Серго Орджоникидзе с участницами женского мотопробега Ижевск-Москва, начавшегося 24 июля 1936 г., второй слева директор Ижевского мотозавода с 4.11.1932 г. Иван Иванович Чекмарев (годы жизни 1896-1967 г).
И кстати сказать Григорий Константинович (Серго) то же из дворян, и всю жизнь революционер- партийный руководитель, однако жизнь его оборвалась так же трагически, через полгода…

в Ижевске на детском садике можно встретить и такие таблички…(детсад №9, ул. Красноармейская)

Без слов…


улица имени П.В.Можарова в Ижевске (слева имеется и переулок имени П.В.); извините, строимся…

Байкеры Ижевска (Олег и Игорь Чупины, Костя Твердохлеб) мотопробег Ижевск-Тамбовская область, в честь 125-летия В.П.Можарова и 80-летия мотоциклов Иж; на трех Ижах; на родине инженера, в с.Саюкино, Тамбовской области, установили мемориальную табличку, лето 2013г.

Байкеры Ижевска с мотопробегом в честь 125-летия В.П.Можарова, на его родине, с.Саюкино, Тамбовской области, лето 2013г. на ИЖ-350, Иж-56 и Иж-Юпитер 5; молодое поколение теперь будет помнить и гордится своим знаменитым земляком!


В конце-концов для чего все это затевалось? Наверное в том числе и для этого — Ижевский мотозавод, 10.07.1960 г. выпущен миллионный мотоцикл Иж! (Иж-56). Начиная в 1946 г. с Иж-350 и заканчивая Иж-Юпитер-5, на 1.01.1986 г., – выпущено 6.930.015 мотоциклов ( еще данные – за 60 лет – около 12 миллионов мотов).
В 2008 году выпуск мототехники свернули в связи с долгами участвовавших в сборке предприятий и общей нерентабельностью выпуска.
P.S.И вот последние отрадные новости — « Как сообщает ижевский новостной портал Izhlife, уже в конце февраля 2014 года представители Удмуртии отправятся в Китай, где встретятся с представителями промышленных предприятий. В частности делегация Приволжского федерального округа посетит город Чунцин. В одноименной китайской провинции располагается ряд крупных промышленных предприятий, в том числе подразделение известного китайского автогиганта «LIFAN Motors».В Ижевске есть давние традиции мотопроизводства и до сих пор сохранены кадры и научно-технический потенциал. Поэтому одна из идей, которую хотят предложить китайской стороне, — возрождение в Ижевске производства мототехники. Правительство Удмуртии видит на первом этапе возможность создания небольшого сборочного предприятия площадью до 4000 кв. м с перспективами расширения за счет выпуска не только мотоциклов, но и других видов техники для частного и промышленного использования».
  • vasteedvasteed
  • Василий
  • 2 марта 2014 в 13:18
  • 2
  • ?

Комментарии (17)

RSS свернуть / развернуть
здесь был ататат

здесь был ататат

здесь был ататат

+1
pavel-kos
Спасибо за информацию. Очень интересно было читать
0
Satyr
«давние традиции мотопроизводства»
привет от автоваза, ага
+4
vasteed
зря иронизируете, про начало мотостроения уже упоминалось, не на первых местах были,-но и не на последних.Да, заимствовали, но это кстати обычная практика всех времен и мотозаводов.В 50-60 гг.в мотогонках занимали призовые места, да и собственные разработки тех времен были не самые слабые.Так что традиции есть(и мото и кстати-авто), и давние, а вот как ими дальше распорядились-все знают, писать здесь не буду.Просто надо знать свою историю, лучшую ее часть, и множество людей, о которых надо знать; а то многие знают как зовут Хонду или Ямаху, а про Карзинкина, Иерусалимского, Бекмана и Можарова-по нулям.А знаете как чуть не пропал мотомузей в Ижевске? Так ведь и будем топтаться на месте…
0
Satyr
а как распорядились? в смысле?
я когда читаю всякие истории у меня такое чувство что приходил местный Левша со своим улучшением а его или слали подальше или изговнивали его идею…
в итоге все технические фишки были в журналах «выпили сам из того что папка с завода утащил» а не на серийных образцах
0
ogr
  • ogr
  • 11 марта 2014 в 13:24
Здорово! Отличный экскурс в историю. Вот сколько читаю разных материалов, всё больше вхожу у недоумение: ведь были и есть у нас талантливые инженеры, мастера, творцы, так почему же российская техника на таком низком уровне, в роли догоняющих? Всё было и ничего не стало.
0
Satyr
просто слишком остро затачивались на военной технике. и просрали экономику из-за этого, кстати
+1
vasteed
точно, сами и ответили на вопрос, какие там мото и авто.,-надо ракеты и подлодки строить, а тут-лисапеды! Смехота! Не, ракеты то же нужны, и кстати Ижмото-это концерн Калашников, Ирбит М-72 полувоенный мотоцикл. Но как-то не умеем мы хозяйствовать, недосоциализм, недокапитализм… Просто раньше более как-то зависело от конкретного человека похоже, и если бы им не мешали…
0
chapt
  • chapt
  • 10 апреля 2014 в 10:54
У меня есть вопрос по мотоциклу ИЖ-3. Не понятно как именно он выглядел, на его роль претендуют как минимум 2 образца на фотографиях и я не могу понять что есть правда а что нет.

или


Подскажите кто-нибудь? Буду очень благодарен!
0
vasteed
привет, я думаю, однозначно верхнее фото, просто тюнинговый-в обвесе для мотопробега; нижний это НАТИ-А-750. Согласен-найти другое, и путевое фото Иж-3 Можарова похоже невозможно… все сайты перерыл
0
chapt
Чуть-лучше фото есть:

0
chapt
Дурость какая байкпостовская — автоматически режутся ссылки, если в них есть moto-ru!
0
vasteed
да уж, когда собирал материал-потом море фоток не подошло с именами других сайтов.А где взять другие? исторических фоток-кот наплакал.Сделал мотоисторическую, географически-временную таблицу развития всех мотозаводов России; но как впихнуть вордовскую таблицу в байкпост? Вот ведь проблема…
0
chapt
Простыми средствами никак, только если админов просить таблицу вставить. Или вариант разместить таблицу на другом сайте и дать ссылку на неё.
здесь был ататат

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. vasteed, Петр Владимирович Можаров, основатель советского мотоциклостроения, 11.03.2014 - 80 лет со дня смерти. часть 2