Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. Figgyfox → Три рассказа.



Я не люблю читать отчеты о походах. В них чувствуется некая принужденность — будто читаешь рабочую отчетность. Вот, мол, факты, вот обоснования, вот ресурсы. Кто-то даже графики вставляет — вроде как освоил километры в полном объеме.

Самый же сок любого путешествия всегда для меня останется в деталях. Ты можешь не помнить в подробностях о том, как намотал с половину тыщи километров. Но с особой теплотой вспоминаешь ночь, проведенную в старинном деревенском доме, стены которого окружали не одно поколение простых деревенских семей. Эти стены дышат, они живые и если приняли тебя, то ты наутро будто родишься заново и унесешь в душе частичку живших в избе людей. Иной раз проезжаешь целые города, там бываешь в музеях, фотографируешься и сам фотографируешь. Но почему-то с особой нежностью помнишь пару стариков, доживающих свой век в заброшенной деревне костромских лесов. Дед вынес тебе воды, а бабка молча смотрела на тебя, стоя на пороге дома. В ее взгляде были тепло и тоска. Несколько слов диалога, твоя благодарность за ковш воды, и ты снова в пути.
Интересные вещи ты помнишь…

Далее идут три рассказа — таких что ни цифры пройденных километров, ни горы отснятых фотографий значения не имеют.

Сорок километров, не крутя педали.

В горах Абхазии есть отличная асфальтовая дорога — дорога на Рицу. Она идет и значительно выше — на перевал Пыв, к минеральным источникам и дальше, на хребты гор Кавказа. Спуск по этой дороге на велосипеде — одно из потрясающих приключений любого двухколёсного, кому посчастливилось путешествовать по горам Абхазии. Можно преодолеть сорок два незабываемых километра: сорок по горизонтали и два по вертикали.

Эту дорогу проложили в военные годы столь искусно и умело, что асфальт, которому не один десяток лет, до сих пор носит на себе машины. И лишь в нескольких местах он размыт неуемными горными потоками.

Изобилие контруклонов, бешеные спуски и серпантин горного ущелья не позволяют ехать медленно. Разум старается хоть на миг приструнить тормоза велосипеда, но адреналин в крови бурлит — «Еще, еще, ЕЩЕ!!!»

Попробуй удивить мотоциклиста скоростью в семьдесят километров в час — он только усмехнется. А на велосипеде это уже наждак асфальта, который мчится серой лентой под колесами. Какие-то жалкие облегченные алюминиевые трубы, немного резины и подвеска — все, что разделяет тебя и этот смертельный «конвейер». В какой-то момент вся эта конструкция из рамы, тонюсеньких колес и тормозов (хоть бы и дисковых) начинает казаться фатально ненадежной. Но адреналин продолжает бурлить — и ты в очередной раз отпускаешь ручки тормозов.

В одном из поворотов ты все-таки ловишь своё. Горсть гравия на вылете поворота, бешеный снос колес, ноги едва остались на педалях — все заняло какие-то доли секунды. И ты уже летишь по обочине, а навстречу тебе из темноты мчится бетонный блок, высотой тебе по грудь. Свернуть не получается: справа отвесная скала ущелья, а слева полотно асфальта, который возвышается над обочиной так, что по касательной заехать невозможно. Ты пытаешься затормозить, однако ноги и так едва держат велосипед — по обочине разбросаны камни величиной с детский кулак. Хаотично работает подвеска, колеса бросает в стороны. А бетон блока все ближе и ближе.

И в этот момент ты ясно понимаешь, что сейчас тебя не станет. СОВСЕМ. Мысль эта очень прохладна и очень проста. Нету ни паники, ни пресловутой «всей жизни перед глазами». Где-то на грани сознания еще есть маленькая горсть обиды. Обиды за то, что едешь в майке и шортах. О том, что намерено «забыл» в далекой Москве свой шлем, подаренный родителями. Обида за то, что сейчас по глупости воткнешься головой в скалу в чужой стране и никакие выставленные руки не спасут. Но и эти мысли исчезают сразу.

Ты превращаешься в четыре точки. Две из них вцепились в педали и пытаются хоть как-то урезонить велосипед, чтобы дать возможность двум другим точкам выцарапать из тормозов все возможное. Но без толку — почти вся сила торможения уходит на борьбу с уклоном. Скорость практически не падает.

Сжав зубы, ты летишь вперед. Перед столкновением ты доворачиваешь обе стопы так, чтобы почувствовать щелчки выстегнувшихся контактных ботинок. Теперь ты готов покинуть велосипед и закрываешь глаза.

Развязка наступает мгновенно. Это ущелье, в котором сумерки царят почти круглые сутки. И куст ежевики с разворотом газеты в ветвях сложно отличить от столь монолитного и фатального бетона. Не говоря о том, что по обочинам этой дороги таких блоков и обломков скал действительно разбросано великое множество

Медленно снижается скорость до нуля. Окаменевшие ноги с трудом ловят асфальт. Пальцы железной хваткой вцепились в руль. По онемевшему бедру, щекоча волоски, стекает кровь – ежевика в Абхазии имеет очень маленькие, но острые шипы. В голове ударами сердца стучит одно – «ЖИВ!».

Через два часа вы группой въезжаете в селение. Уже темно и только свет велосипедных фар освещает улицу аула, в одном из домов которого предстоит провести очень долгую ночь. И заснуть ты сможешь только под утро.

Наши талисманы.

Всякий путешественник суеверен. Есть приметы, талисманы, обычаи. Если путешественник утверждает, что суеверий у него нет, то не верьте ему. Свои ритуалы он называет привычками, а приметы путает с практичностью.

Пара шлепанцев для меня — первейший элемент снаряги. Есть контактные ботинки: в них шикарно вертеть педали, но ходить можно только с риском перелома лодыжки. Есть кроссовки — для прогулок. Но вот шариться по лагерю в дождь, купаться, ходить по пляжу или ходить по утренней росе удобнее всего в тапках.

Лишь однажды забыл я их взять в поход. И не простой поход — а в главный годовой выезд. А забывчивость, вечная моя спутница, постоянно играет в свою чехарду: вспоминаешь о тапках либо вечером, шнуруя кроссовки, либо в магазине, в котором их просто не продают. И не сказать, что это прямо великая трагедия, но иной раз неохота выбирать: ходить под дождем босиком, либо промокнуть в кроссовках.

Вершина нынешнего похода – перевал, что соединяет Большой Иеремель и Жеребчик. И если у подножия горы я время от времени еще умудрялся, ради спортивного интересу, прокрутить сотню метров педальным ходом, то последняя пара километров преодолевается только пердячей тягой. Толкать по горной тропе велосипед (пусть хоть бы он и сам горный) непросто: вместе с туристическим скрабом эта «тележка» весит под тридцать кило. И таскать ее приходится по булыжникам, через стволы и овраги. Одна отрада — опереться на него можно в любой момент.

К вершине склон все круче и круче. Приходится останавливаться, чтобы сделать несколько сверхурочных вдохов, коих во время ходьбы уже не хватает. В голове в этот момент сам по себе завертелся простенький ритмичный речитатив. Он очень удачно ложился на шаг и обладал простеньким ободряющим смыслом. «Шаг за шагом. Метр за метром. Пройденный путь не отнимет никто». Глупость, казалось бы, но это был тот ритм, под который шагалось бодрее и проще. Практически «Марш велосипедного пешехода»! С таким настроем я оставил своего товарища далеко позади.

Читая раз за разом эту мантру, и отбивая носком каждый ее слог, я не заметил двух вещей: как я забрался на перевал, и как вокруг окрестных гор набухают грозовые тучи.

Порывы ветра грозили дождем с минуты на минуту и я, кинув велосипед, помчался вниз по склону на помощь другу. С первыми каплями дождя мы с Васей на середине перевала уже забились под громадный валун, кинув велосипеды под власть дождя.

Гроза в горах шикарна! Через щелку накрывавшего нас клубка из плащей, ковриков и целлофана был виден пик Жеребчика, в который раз за разом били молнии. Грохот стоял неимоверный, вспышки озаряли небо и в эти моменты мельчайшие детали под нашим многострадальным куполом были видны столь же четко, как и днем. Не только воздух, но и скала под нами гудела.

Валун прикрывал от шквального ливня, по плащу проходили волны дождя — то почти ни капли не падает, а потом как из ведра плеснули, и ведро следом же кинули. За шиворот, по грани булыжнка, так и норовили затечь ручейки ледяной воды. А мы сидели и двумя руками держали нашу трепещущую и протекающую крышу. Незанятыми руками жрали колбасу и шоколад. Запивалось все это дождевой водой — достать ее было легко, достаточно лишь выставить наружу кружку и на пару минут заняться резкой колбасы и хлеба. Для двух рук, в принципе занятие не сложное, но только если это не руки разных людей.

Непогоды хватило лишь на половину часа. Съестных припасов примерно на столько же.

С последними каплями дождя из-за предгорий глянуло закатное солнце. И каково же было мое удивление, когда в двух шагах от нашего укрытия я обнаружил шлепанцы. Они стояли аккурат на вершине небольшого бульника, в естественной ложбине, заполненной дождевой водой. Остатки грозы блестели на них каплями в ярких лучах солнца.

Откуда тапки взялись на вершине перевала? Почему их не сдуло ураганными порывами ветра? Чистое ли совпадение в том, что они мне оказались в пору? Ответов на эти вопросы я не знаю. Но лучшего талисмана для себя я и придумать не мог.

С того похода я и оброс своими суевериями, помогающими мне в походах. Тапками, с которыми не расстаюсь ни дома, ни в походах и речитативом, мерный ритм которого мне не единожды помогал проходить маршем тяжелейшие дороги велосипедиста.

Нет, нам не страшно.



Поезд возвращается с юга. Жара, плацкарт. Половина старых окон не открывается. Наверху, поперек двух полок, лежит разобранный велосипед. На стыках рельс побрякивает ручка тормоза. За стенкой объемный мужик в наколках забивется в очко с тремя призывниками. Свежая, только выданная форма контрастирует с майкой-алкоголичкой бывшего зэка. За другой стенкой едет батюшка, только что закончивший походную службу, на которую, вопреки протестам проводницы, собралась половина вагона. Теперь он раздает своим детям сладости — по ложке меда на брата. Детей много — от карапузов, до пацанов лет двенадцати. Их чуть меньше десятка, и за стенкой стоит гвалт детских голосов, прерываемый басовитыми призывами к порядку.

Я же сижу рядом с матроной предпенсионного возраста и, активно жестикулируя руками, рассказываю о своем велосипедном путешествии. Она удивленно качает головой при рассказе о подъемах в горы, путешествиях по аулам и поездке вдоль моря. Соглашается с моими впечатлениями от мест, где побывали. Но удивило ее больше совсем другое.

«А вам не страшно? Вы же друг друга совсем до похода не знали!»
Страшно ли нам? А, ведь, в самом деле. Четыре человека, не знающих друг друга даже по фотографиям. Из примет — велосипед и данные билета на поезд. Первая встреча — на вокзале места прибытия, в месте, где начинается поход. Один турист из-под Орла, второй с Донбасса, третий с Краснодара и я из Москвы. Списались по интернету, утрясли маршрут и сообща купили билеты. Нам вместе предстояло проехать незнакомую страну за десять дней.

Страшно ли нам? Хороший вопрос! Для меня ясно одно — сколь бы большая пропасть нас не разделяла, какие бы барьеры между нами не стояли, будь то язык, паспорт, возраст или взгляды, — если мы встречаемся на дороге, то есть у нас общее в самом корню души. И когда я вижу путника, велосипед которого увешан сумками, туриста, с громадным рюкзаком за спиной или мотоциклиста с непомерными кофрами на хвосте — я всегда знаю: передо мной друг. И я поднимаю руку, а в ответ вижу улыбку, даже если она скрыта каплями пота или визором шлема. И когда мне в ответ поднимается открытая ладонь, то хочется крикнуть со всей души:

«Удачи тебе, дружище, и ровных дорог!».

Но ты молчишь и лишь улыбаешься в ответ. А ведь и в самом деле: слова тут просто ни к чему.
  • FiggyfoxFiggyfox
  • Михаил Галёнков
  • 26 декабря 2013 в 23:32
  • 8
  • ?

Комментарии (44)

RSS свернуть / развернуть
+1
del34
  • del34
  • 26 декабря 2013 в 23:44
Путешествовать на велосипеде — это очень сложно. И так трудно педали крутить постоянно, а если дорога сложная, плюс груз, плюс непогода. Молодцы!
+2
Figgyfox
А что в этом сложного? Я бы сказал наоборот — легко до одури)
+1
del34
Таскать по поездам велик с кучей вещей для меня приятного мало. Да я вообще не представляю как можно велик запихнуть куда-нибудь в поезде. А если непогода, а ты где-то в горах, то я даже не представляю что делать. Уехать не уедешь далеко, сидеть и думать как бы не смыло.
Вам-то уже проще, имея опыт за плечами, а меня некоторые ситуации напрягают.
+2
Figgyfox


Такой «пешник» — на самом деле исключение для любителей. Обычно все в пределах дорог. А дождь? Ну обычный дождь — бывает и похуже. Наивно надеяться, что все 10 дней похода будут сухими и безоблачными.
+1
Figgyfox
Поезд, тащем-то тоже фигня. Отцепил колеса и подседел, запихнул на верхнюю полку поперек раму и все остальное сверху привалил. Главное — знать тонкости борьбы с проводником, но их немного и они просты.
0
del34
Если вилку снять то ещё более-менее. А так двухподвес много места занимает.
С проводниками бороться неохота, даст ещё обоссаное белье. )
+1
Figgyfox
Ничего снимать не надо! И двухподвес-то чем от харда в этой ситуации отличается? Те же габариты рамы, разве что на полтора кило тяжелее будет.

А белье плохое ей сложно дать — оно в запаенном пакете как бы тебе выдается. В большинстве случаев (подавляющем большинстве, надо сказать) на тебя проводнику накласть. Ежели только какашку грязную и капающую не тащишь на полки.

А вот с соседями паксами посложнее будет. Бабки несгворчивые. Или наоборот — одуванчики, которые еще и сами помогать будут.
0
del34
Мне кажется рама чуток побольше хардтрейла, т.к. из-за заднего аморта 180мм больше просвет и задняя часть массивнее. Вилка тоже 180мм, сильно выпирать будет. А вот дёртовый хард у меня вполне компактный, даже с вилкой 150мм.
Но снять вилку не проблема, просто снять вынос и открутить болт якоря.
+1
Figgyfox
Ни на одном из перечисленных тобой байков не путешествуют.

Это как доказывать, что по России невозможно ездить на мотоцикле, поскольку у спортбайков нету подвески и в стране мало хайвеев.
0
del34
На дёртовом я бы и сам не поехал, с одной звёздочкой это бяда, а на двухподвесе можно. При желании можно заблокировать задний аморт, увеличить жёсткость вилки, благо настройки есть любые.
Сложнее, чем на обычном велике, но не покупать ради этого третий )
+1
Figgyfox
Багажник нормальный не повесишь. Блокируй или не блокируй, а рама ходит ходуном на каждом вращении педалей. Посадка совсем не для кручения. В общем, это не турбайк, но закатить километров на 200+ за два-три дня можно. Больше уже заколебывает, поскольку реально силы не туда уходят.
здесь был ататат

+1
Figgyfox
Жрать — хороший каждодневный обычай. Регулярно его практикую.
0
Andsah
Всё верно написал.От души идёт-это чувствуется.Я тоже давно перестал читать все отчёты, кроме некоторых из за того что они все одинаковые-ехал, увидел, ночевал, ел, заправлялся.
0
Figgyfox
Я только фотографии, да подписи к ним смотрю, ежели нравятся. Но обычно фотографируют тоже для проформы — надо же чем-то подтвердить освоенность маршрута.

Памятников больших — 3 шт.
Малых — 6 шт.
Я на фоне кофра (я — 1шт, ковер — 1шт) и т.п.

На меня уж ругаются иногда, мол, какого хрена: «Фот есть, ты что-то щелкаешь постоянно, А МЕНЯ НА ФОТОГРАФИЯХ НЕТ!»
0
Tarhun
Отличные рассказы. Спасибо :)
+7
Figgyfox
Не за что.

Жаль писать иногда бывает — многие говорят, что пишущий делится. Нифига не так. Пишущий только отдает. До написания рассказ живет в голове своей жизнью. Бурлит, переливается фразами. Когда травишь байку, то рассказываешь ее всякий раз по-разному, да еще под слушателя и ситуацию подгоняешь. А когда пишешь, то убиваешь эту жизнь в голове — теперь даже в сознании рассказ такой же как на бумаге. Такие дела-с!
0
Tarhun
Никто не может отнять право рассказчика немного приврать :):):)
Это — святое!!!
0
Figgyfox
Елки, да этим и живем!

Нет, ну что ты — так же нельзя!
0
Tarhun
Конечно, нельзя! Но надо :)
+1
okjetpes
Отличное сочинение! Спасибо. У меня не получается так. Редко у кого получается так же красиво писать как и путешествовать.
У меня же вот, почему то, не появляется желание писать отчет о своих покатушках. Я уверен, что это никому не интересно, а может моя природная лень ищет для себя оправдания. Действительно, нет желания описывать количество километровых столбов и как сложно порой одевать одевать дождевик на глинистой обочине под дождиком. А вот те мысли, которые приходят в голову когда один ночуешь где-то на куличках за «тридевятьземель», не могу выложить на бумагу. И ты прав, пишущий отдает! Но не у всех получается…
0
tourist600
Спасибо за рассказы, как будто про себя читаешь.
+2
MotoEzh
больше всего зацепило именно вступление — такие короткие впечатления: взгляд старушки, глоток чистой воды, внезапно открывшийся вид сквозь деревья… но и обстоятельные рассказы я очень люблю, с фото с дороги, с километрами и литрами — когда за такими короткими и простыми фразами — «проехали 600 км» на самом деле может скрываться множество приключений.
0
and000
Велосипед это отличная вещь. Но в крайнее время я существо ленивое, и до многих мест без моторчика просто не доберусь.
Рассказы понравились. А езда толпой незнакомых велосипедистов это еще хуже толпы незнакомых мотоциклистов. Поскольку темп может быть разным. И если на мото темп часто решается откручиваем ручки газа, то на велосипеде, лично я к примеру, 40 км долго идти не смогу. И при этом не однократно встречал людей спокойно шпарящих 50 по трассе
0
SpeedSG77
Откуда тапки взялись на вершине перевала?
— это проделки Перуна, славянского бога грома :-)))
0
Programer23
Открыл пост, увидел первую фотку и мысль: Абхазия ептить! Читать срочно!
Классно скатались. Есть у велика неоспоримые плюсы перед мотом он более мобилен на сложных участках, даже 30кг одному реально вытащить/вынести/перенести в отличии даже от самого легко кросача в 60 кг.
0
Figgyfox
Да — есть в этих фотографиях нечто «Абхазное». узнаваемое.
+1
Tango380
Хорошо написано! Подход разделяю. Долой отчеты об освоении ресурсов! Когда читал про скоростной спуск с горы, поймал себя на том, что невольно сгруппировался. Значит пробрало. Хорошо!
0
Figgyfox
Блин! Пробрало — не то слово! Я ж реально в тот момент с жизнью простился. Шансов против блока на скорости 50км/ч у меня не было.
0
Tarhun
Шансов против блока на скорости 50км/ч у меня не было.
Шансы всегда есть :)
В конце-концов, можно было «положить мот» :):):)
0
Figgyfox
А черт его знает. Меня в тот момент переклинило сильно — не получилось бы. Только и мог что тормозить.
0
Tarhun
Меня в тот момент переклинило сильно
Вот поэтому и советуют перед опасным мероприятием прокрутить в голове возможные варианты действий. Есть даже такое понятие — тренировка в голове. Когда спортсмен или трюкач представляет свои действия в мельчайших деталях — как движутся руки, ноги, куда и насколько поворачивается корпус. При нашем опасном увлечении не грех такими вещами и нам позаниматься — представить свои возможные действия при внезапном возникновении препятствий, к примеру:
1. Тормозим плавно, но интенсивно.
2. Если не успеваем, готовимся отпрыгнуть в сторону от мота/перепрыгнуть препятствие, оттолкнувшись от подножек.
3. Если препятствие большое, а время ещё позволяет, группируемся и заваливаемся на бок, готовясь встретить удар подпружиненными ногами.
Всё вышесказанное — просто импровизация. Эффективность каждого из приёмов нужно заранее тщательно обдумать, а при возникновении опасности — соотнести с наличием/состоянием экипировки, текущей обстановкой на дороге (скорость, покрытие, интенсивность движения вокруг, физическое состояние, наконец).
+2
Figgyfox
Все мы сильны задним умом.

Мне инструктор по вождению (престарелый дальнобой-автогонщик-таксист и тэпэ и тэдэ) Объяснял так:
«Многие бахвалятся тем, как они выпутались из Zoпы на дороге, как пафосно превозмогли и геройски не врезались. Так вот — это долбодятлы. Поскольку нормальные водители не попадают в ситуации, когда надо геройствовать»
0
Tarhun
Все мы сильны задним умом.
Надо учиться продумывать свои действия, если заранее ясно, что задуманное предприятие опасно для здоровья :)
нормальные водители не попадают в ситуации
Как говорится «человек предполагает, а...»
+2
mirny
  • mirny
  • 30 декабря 2013 в 16:48
Знакомые ощщения.
Это я на Зилаирском плато
+1
RainySunday
Ух ты! Сама очень люблю велосипеды, мечтаю также на дальняк поехать, но не с кем и не рискую…
Написано классно, интересно читать :))
0
Figgyfox
А ты почитай последний рассказ повнимательнее — там ответ на вопрос о попутчиках.
+1
Smileek
Очень понравилось)) Сам турист, но больше конечно пеший. Хорошие рассказы)
На велосипедах хочу в этом году попробовать. а вы на форуме каком то сидите или спонтанно намечаете маршруты поездок?)
0
Figgyfox
Свои маршруты кладу сам. Но для начала лучше всего, конечно, с кем-то прокатить, чтобы общую суть уловить. На майские, как правило, проходит уйма походов на любой вкус и цвет. А до майских есть несколько выходных для хороших однодневок.

Если интересуют хорошие походы с уверенной нагрузкой, то советую такого человека, как Валентин Гвоздев. Оч качественные походы.
0
Smileek
Майские… почему нет собственно) ток сезон открою)
традиционный поход в горы у меня на первые выходные мая. ездим на жигули, лазить по пещерам)

Валентин Гвоздев… что то я такое слышал. мелькало уже где то. не могу вспомнить.
0
Nikee1212
Cпасибо за отличные рассказы. В этом году убедился что попутчики находятся, и зачастую поход становится более интересным, так как люди новые и рассказы свежие.
0
i1d
  • i1d
  • 3 декабря 2014 в 14:04
Отличные впечатления! Читая, вспоминал свои походы, и как 3 велика типа «старт-шоссе» запихивали одной кучей на верхнюю полку поезда)
0
din63
  • din63
  • 3 декабря 2014 в 15:00
Скажу коротко, удачи!
0
Figgyfox
Спасибо!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Figgyfox, Три рассказа.