Блог им. T0URIST → К Студеному морю! Часть 3

ДЕНЬ 8
Пионерский канал – Поросозеро – Гимолы – Суккозеро
60 км

Солнце велело нам подниматься. Палатка, по ощущениям, больше напоминала теплицу, а мы в ней были овощами. Хоть мы и выспались, но поздний отход ко сну сделал нас утром вялыми, а мысли наши нечеткими. Спустившись за водой на песчаный пляж Пионерского канала, я все-таки выкупался. Ну что сказать: как заново родился! Бодрость наполнила весь организм! Настроение бодрое, пора и в дорогу! До отъезда Алексей отрегулировал амортизатор на «Трансальпе». Пока завтракали, Алексей проговорился, что у него сегодня День рождения! После этого на вечер появились достаточно четкие планы. В Поросозеро нам предстояло встретиться с Ромой из Петрозаводска на «Honda Degree».

Пионерский канал

От Пионерского канала до Поросозера ехали по разбитому лесовозному грейдеру, петляющему в карельских лесах. Несколько раз встречали груженые лесовозы. Поприветствовали иностранцев на «больших гусях». В Поросозеро встретились с Ромой.

Собираемся в дорогу

Встреча

Пока мы с Алексеем ехали навстречу Роме, он уже разведал, где купить бензин. Было это весьма кстати, т.к. бензоколонок поблизости нет. Оказалось, продают сей продукт местные. Они закупают и хранят его у себя в ангаре, пока к ним не заедут по нужде соседи или скитальцы вроде нас. Попетляв по деревенским улочкам, мы подъехали к аккуратному домику за низеньким забором. Не успели мы и шлемов снять – к нам трое деток подскочило. Удивительно то, что вместо ожидаемых нами вопросов о «пепелацах», детишки начали интересоваться откуда мы и куда едем? Пока мы отвечали, к нам подрулил «форд-пикап». Оттуда, как черт из табакерки выскочил пограничник в «цифровом камуфляже». Ясные серые глаза и вздернутый к верху нос выдавали его местное происхождение. Он попросил нас предъявить документы, и задал те же вопросы, что и малые! Вот такая преемственность поколений! Получив от нас желаемую информацию, он быстро запрыгнул в свой джип и удалился. Мы же купили 15 литров бензина, а потом заехали в местный магазин – купить продуктов по случаю Дня рождения Алексея.

От Поросозера до Суккозера ехали под небольшим дождем. Небо было плотно обложено низкими серыми облаками. Дорога много петляла, держала нас в постоянном напряжении из-за обилия слепых поворотов. То слева, то справа от нас пролетали карельские озера. Сегодня нам предстояло как можно ближе подобраться к Воттовааре, а завтра уже пешком совершить подъем на священную гору саамов и увидеть древние мегалитические сооружения – сейды.

Уже в сумерках мы искали место для ночевки на берегу какого-нибудь озера. Какое-то время крутились в Суккозеро, пока не свернули на скользкую глинистую дорогу, уходящую на запад и пересекающую железнодорожные пути. Не проехав по ней и 1 км, мы оказались в населенном пункте с длинными 3-х этажными деревянными бараками. Мы предположили, что здесь живут пограничники с семьями и думаю, не ошиблись – по дороге встретили несколько групп военных. С главной улицы поселка было видно озеро Суккозеро, а вот подъезда к нему мы пока не находили. Так что пришлось обращаться к местным, которые объяснили, по какой дороге спускаться к озеру. Дабы не мучать лишний раз «Трансальп» и Алексея – мы с Ромой отправились на разведку. Наибольшую трудность доставил спуск по мокрым крупным камням. Преодолев его, через 200 метров мы выехали на большую поляну, переходящую в песчаный пляж. Озеро раскинулось на несколько квадратных километров. Отсюда до границы с Финляндией было около 45 км.

Суккозеро

Лагерь решили разбить под соснами на самом берегу озера. Растянули два тента и поставили две палатки: трехместную — для нас, полуторку – для вещей. Мусора вокруг было немало, но что могли мы подобрали и сожгли. Неподалеку обнаружили деревянные эллинги для лодок местных рыбаков. С пригорка притащили спиленную сосновую сушину для костра. Дождь усилился, хотелось поскорее забраться в палатку. Ужин готовили уже в темноте. Ели и пили за здоровье Алексея.

В палатке было сухо, в спальнике – сухо, в животе – полно. Счастье!

ДЕНЬ 9
Суккозеро – Воттоваара – озеро Воттомукс

Утро было пасмурным, но не мокрым, что было приятно. Рома встал раньше всех, развел костер, сготовил завтрак. Мы в это время собирались в дорогу. Сытно позавтракали и двинули в путь.

Вдалеке эллинги местных жителей

Лагерь поутру

Берег Суккозера

Алексей ухаживает за «железным конем»

Рома — молодец!

Сушим вещи на ветру

Сегодня наша компания должна была пополниться товарищами на «Трансальпах», но после телефонного разговора выяснилось, что ребята по срокам не могут к нам присоединиться, увы! Ну а мы, троем, отправились к таинственной Воттовааре. Долго плутали по Суккозеро в поисках нужной дороги. После разговора на местной бензоколонке стало ясно, куда все же ехать. С асфальтовой дороги «Поросозеро-Суккозеро» нужно было свернуть на жилую улицу с тремя деревянными бараками. Собственно, улица – это и есть дорога на Воттоваару. После того как она сворачивает в лес, появляются здоровые лужи, которые сопровождают вас почти всю дорогу. Ближе к Воттовааре начинает ощущаться подъем рельефа и лужи попадаются все реже. На некоторых участках удается немного покрутить движок, ускоряясь до 60-70 км/ч. Места, конечно замечательные! Очень живописны деревянные мосты через речки и протоки! Кое-где останавливаемся, любуемся, фотографируем.

Но вот перед нами встает достаточно крутой подъем, мы с Ромой немного по нему поднимаемся, Алексей в это время нас ждет. Мы выясняем, что подъем по мокрым камням неприятен даже для легкого эндурика, и решаем не рисковать тяжелым «Трансом». Спускаем наши эндурки обратно, к «Трансу». С собой берем только необходимое, остальное прячем в кустах. Уходим под шум накрапывающего дождика.

Дорога хоть и не сложная, а мне идти трудно – нога-то еще ноет. Зато вокруг красиво! Здесь и сосны, и валуны, и полянки с изумрудным мхом. А временами и гриб увидишь, ягод горсть наберешь! Вот идем мы и любуемся родной природой, лесами да озерами.

Воттоваара – гора залесенная, на местности сразу и не поймешь, где она. И тропок к ней набитых с северной стороны нет (со стороны Суккозера), только дорога вокруг нее идет. Так мы и обогнули гору с севера, пошли вдоль ее восточной стороны. А потом решили подниматься без троп, через лес, напролом. Но оказалось, что этот холм — не Воттоваара. Так, забравшись на него, мы поняли, что гора-то за озером, и чтобы до нее добраться, придется озеро-то обогнуть. Пошли на юг, не теряя высоты. Попутно собирали не дозревшие ягоды и тут же их ели. Сейдов мы, конечно, не нашли, зато закрученных сухих сосен нагляделись изрядно. Передвижение по сложнопересеченной местности отняло слишком много времени и сил. Поэтому в 20:00 мы решили возвращаться к мотоциклам. Назад шли знакомой дорогой.

Когда мы добрались до мотов, были уже сумерки. Надо было становиться на ночевку. Подходящее место нам попалась на берегу озера Воттомукс. Здесь стоял навес и скамьи из березовых жердей. С навеса мы сняли дырявый полиэтилен и растянули тент, чтобы можно было посидеть за столом, не боясь дождя, который лил уже 2 часа без остановки. Костер нам не удалось зажечь даже при помощи всемогущего бензина – дрова были сырые. Но и горелка нам не помогла – засорилась. Так что ели мы консервированную курицу. Хорошо было сидеть под тентом, разговаривать под шум накрапывающего дождя, и любоваться светом лагерной лампы, подвешенной под самым пологом.

ДЕНЬ 10
Озеро Воттомукс – Муезерский – озеро Уносозеро
125 км

Озеро Воттомукс

Утро в лагере

Уже по традиции, раньше всех встал Рома. А потом и мы с Алексеем подтянулись. Кашу варить не стали – обошлись перекусом. Пока собрались – уже одиннадцать пробило. Заправили в Суккозеро полные баки, и помчались по разбитой асфальтовой дороге на Муезерский. Дождь от нас не отставал. Долго ли коротко ли, а до места ночевки добрались лишь к 10 вечера. Встали на шикарной обустроенной поляне на самом берегу Уносозера. Мне удалось даже искупаться, для этого пришлось отойти метров на 40 от берега. Этим вечером мы любовались закатным солнцем и радовались безветрию. Дров вокруг было достаточно, место под палатку имелось. Так что сон грядущий обещал быть здоровым.

Закат над Уносозером
  • T0URISTT0URIST
  • Кирилл
  • 1 декабря 2013 в 20:11

erynrandir
Отличные фото, передают дух путешествия
T0URIST
Спасибо, мы с ребятами старались :)
Жаль, что ты не поехал. А то хороших фотов было бы больше!
ZloYa
vmoto
  • vmoto
  • 1 декабря 2013 в 21:59
Ездил через эти дороги, в поселок ЛЕНДЕРЫ, Красота, что еще скажешь!
rassel_msk
Спасибо за приятные воспоминания — тоже были на этом маршруте в этом году(прошли от Питкяранты до Муезерки, а в 2010м мы по этой дороге доскакали от Поросозера до Лоухов).

В Поросозере тоже видели погранца на пикапе — приятный мужик :) Там, кстати, есть заправка(она отмечена на некоторых навигаторах), но заправляют на ней только транспорт местного лесхоза.

В этот раз ночевали на Юдозере перед Гимолами, а до этого два года подряд останавливались на озере Волома — если будет желание вернуться — очень удачное место для ночевки, хотя в тех краях с этим проблем нет :)

Не совсем понял про «асфальтовую дорогу Поросозеро — Суккозеро» — 4 раза там был, 4 раза ездил по грейдеру. Там правда есть асфальт? :)
T0URIST
Пожалуйста! Воспоминания всегда греют душу! Я тоже люблю читать рассказы и отчеты о путешествиях, после них всегда хочется куда-нибудь рвануть :)

Про заправку теперь буду знать

Стояночку запомню!

Наверно, точнее было бы сказать: «убито-асфальто-грейдерная». Асфальт встречается фрагментарно :)
Nordrag
Ездил этим летом :)) В Муезерку… к родителям… На shadow 1100… Кочкома 150 км… а точнее 60-км гребенки… выпили :)) полностью :) А вообще там оочень красиво… Думаю поменять теперь мот на эндуру типа XR650R или L… и поехать еще раз :)) летом 2014.
T0URIST
Да уж, страна богата не только полезными ископаемыми :)
Хороших мотов должно быть много :)

Приобрел неделю назад Suzuki DR 800 Big — настоящий крейсер! Приехал на нем из Питера за 9 часов, с 2 часовым перерывом — сказка! Зверь действительно большой, но удобный (у меняя ноги длинные). И резерв мощности на 120 еще есть.
drx88
Ух ты! Поздравляю с приобретением!
T0URIST
Спасибо! При случае покажу!
kent69
Потрясающе, прочитал все три части, с удовольствием, не спеша, с просмотром на карте маршрута, населённых пунктов и мест. Жаль что плюсик можно поставить только один. Завидую белой завистью, места действительно красивейшие. Проведённые там 2 года оставили не изгладимое впечатление. Мечтаю туда сьездить ещё раз. Одному конечно ехать стрёмно, вот взял бы кто в компанию, поехал бы незадумываясь.
Спасибо на добром слове!
Мечты надо осуществлять, на то они и нужны! А в компанию попасть не проблема: каждый год кто-нибудь да едет на Север. Думаю, с удовольствием примут!
del_x13
Парни вы просто молодцы, вы не представляете как я вам завидую. Места у вас суровые и от этого еще больше привлекательные. Грибы, ягоды, загляденье. Чувствуется, путешествие тяжелое. Проверка на прочность и людей и техники. Спасибо за посты и фото, плюсую по полной.
T0URIST
Пожалуйста! Делимся позитивом :)
Где-то было сказано: «Человек перед смертью жалеет только о двух вещах: о том, что мало любил и мало путешествовал». А моя бабушка, которой сейчас 94 года, говорит, что воспоминания о путешествиях «греют душу» и помогают отвлечься от забот.
GunSmith
Очень нравится текст. Присоединяюсь к сказанному выше, маршрут тяжелый, а написано как будто легкий листик на ветру порхает. Большой плюс за неунывание и умение наслаждаться происходящим. А так как фактически в одно лицо ехал, множим уважение на х2. Считаю одним из самых достойных рассказов здесь)
AquaTRIPL
Мужык!!! Всё, конечно же, супер, но где продолжение? Тут уже скоро и мой край родной должен быть, а ты не пишешь.
WhiteMotard
рассказ о путешествии к Студеному морю получается дольше самого путешествия )) Но это к лучшему, есть что почитать зимой. Если бы с вами была девушка, ей бы некомфортно было в таких условиях?
Верно подмечено! :)))
Если бы девушка с нами поехала могло бы быть два варианта развития событий:
1.Девушки разные бывают! Иные любым мужикам фору дадут! Почитай отчеты о походах Светланы Князевой
2.Если бы девушка была более нежная, то темп маршрута был бы иным.
WhiteMotard
Кирилл, я с удовольствием почитаю отчеты Светланы Князевой, да только где их найти? ))
В журнале «Мото» публикавались. Начиная примерно с 1998, точнее напишу позже
Metel64
Не все же девушки неженки :) Обожаю русскую природу — офигительной чистоты воздух, ягоды с пятак и грибочки, с особым духмянным ароматом / это вам не глюкоценные грибы жарких стран ;) / Спасибо автору, пост чуден!
T0URIST
"… Есть женщины в русских селеньях!..." И это приятно! :)
Благодарю, сударыня!
Metel64
Вот теперь буду наверстывать Путешествие… часть уже №9, а я только третью осилила)Спасибо.Сохранила посты!
Div
  • Div
  • 17 февраля 2015 в 21:36
Удивительно светлые лица у всех участников анабазиса)… с удовольствием пообщался бы лично… Читаю дальше)
T0URIST
Категорически согласен! Я благодарен судьбе за встречу с этими прекрасными людьми!
От общения я никогда не отказывался :)
Приятного чтения! Я тут много «начирикал» :)
Div
  • Div
  • 20 февраля 2015 в 10:39
осилил все)))… аж настроение поднялось… увидеть такие места дорогого стоит )))