Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Andante → История модели Harley Davidson Softail. FXSTS Спрингер Софтейл и улучшения - 1988.

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвёртая
Часть пятая

Великие идеи всегда лежат на поверхности: если взглянуть в прошлое, они кажутся очевидными. Оригинальный FXST Софтейл 1984 года был одной из таких идей. FLST Херитэйдж Софтейл был другой. В модельном году 1988, Харли Дэвидсон представил третью, которая позже продолжит череду этих находок: FXSTS Спрингер Софтейл, на котором была установлена модернизированная версия старой харлеевской вилки-спрингера. И как все великие идеи, эта была очень проста в задумке и очень сложна в реализации.


Кто первый предложил идею — мнения расходятся. Многие, кого я интервьюировал, пока писал эту книгу, сходятся на том, что задумка пришла из отдела Стиля, но другие утверждают, что она родилась в недрах инженерного отдела. Так или иначе, одно известно точно: внутри компании мысль моментально была признана знаковой. Ваухн Билз вспоминает: «Не помню, как возникла идея, но мы даже не обсуждали, стоит это делать или нет. У нас было полное единодушие, что это очень важно для компании. Мне нравилась идея, потому что она привлечёт новых покупателей и уделает Японцев, так как у них нет ничего похожего на подобное наследие, к чему они бы могли вернуться. Единственной проблемой было то, что разработка могла занять больше времени, чем любой из нас хотел бы.»

Команда Спрингер.


«Все мы знали главные проблемы старого спрингера: жёсткость, посредственные ездовые качества и т. д.», вспоминает вице-президент Марк Таттл, «поэтому мы собрали группу для того, чтобы понять, насколько затея вообще осуществима.» Мы назовём эту группу «Команда Спрингер» в честь ребят Рона Хатчкинсона, которые при помощи своей магии смогли пустить софтейл на рынок так быстро.
Стандарты Харли Дэвидсона по улучшению вилки-спрингера были высоки: она должна хорошо работать, иметь приемлемый ход, быть приспособлена к дисковому тормозу, выглядеть как старый спрингер и соответствовать современным стандартам долговечности. Команда быстра начала искать способы как вдохнуть жизнь в старинную вилку.
Первая проблема, цитируя члена команды Рита Буфа, была в том, что у них не было в наличии старого спрингера. «Нам пришлось купить один у продавца винтажного хлама», вспоминает он.

После изучения древних запчастей инженерам компании не составило особого труда при помощи новейших методик вычислить оптимальные пропорции, точки креплений и осей для того, чтобы усилить конструкцию и увеличить ход колеса до 4 дюймов. Тем же способом было несложно спроектировать толковое крепление дискового тормоза и подвижное крыло (На оригинальном спрингере, с двумя дюймами хода, крыло крепилось жёстко, новый же имел вдвое больший ход вилки, поэтому было решено сделать подвижное крыло, чтобы избежать «мотокросного» вида. (Прим. Пер. — здесь автор допустил неточность. Эта система была внедрена чуть позже, в 1994, а до этого года крыло крепилось жёстко и имело тот самый «мотокроссовый» вид.)
При проверке работоспособности новой вилки, построенной на базе старого спрингера, они столкнулись с проблемой, которая на некоторое время загнала их в тупик: как добиться долговечности от подшипников в подвижных деталях? Дон Валентайн, глава разработки, вспоминает: «Старые коромысла в нижней части вилки имели втулки и пресс-маслёнки. Что бы вы ни делали, эти втулки изнашивались и начинали течь маслом очень быстро.»

На этом команда на некоторое время застопорилась. «Это была очень трудная инженерная задача», вспоминает Ваухн Билз. «Джефф Блюштейн расскажет вам, как я постоянно наседал на него по этому поводу, потому что мне казалось — мы в силах решить эту проблему! Как это обычно бывает с нашим консервативным подходом, мы могли решить, что задача невыполнима — а затем ты узнаёшь, что в ближайшем магазине такие вовсю продаются! Кто-то, кто не заканчивал Массачусетский Институт Технологий (а это большой камень в огород Билза, у которого есть учёная степень МИТа в авиационной разработке) мог бы осуществить то, от чего мы отказались. Это сильно давило на нас.»
Наконец, инженер Том МакГован нашёл усиленные тефлоновые полусферические подшипники от компании «Аврора». «Однажды», вспоминает Рит Буф, «Том сказал — `Эти штуки они используют при постройке самолётов. Они должны быть достаточно прочными. Давай-ка попробуем их.` И это сработало!»
«Полусферические подшипники были прорывом», поясняет Марк Татл, «потому что они были регулируемыми и имели гораздо большую поверхность нагрузки. Когда Том пришёл ко мне с этими подшипниками, мы вернулись к отделу Стиля и сказали им: у нас есть то, что позволит создать новый спрингер.»
(Между строк — интересно, не возникла ли эта идея под влиянием прототипа Билла Дэйвиса, который тоже использовал тефлоновые сферические подшипники в своём Sub Shock`е и стал отцом всех софтейлов?)

Тесты прототипа с этими подшипниками показали, что новый спрингер вполне приспособлен к современному миру, требуя обслуживания только раз в 10,000 миль. Более того, он был даже более послушен, чем тогдашние телескопы. Да и технологии изготовления амортизаторов за 40 лет, с тех пор как старый спрингер был снят с производства, прошли долгий путь — новые аморты от Монро неплохо справлялись с 21-дюймовым колесом.

Когда команда уже решила, что все проблемы позади, во время опытно-промышленного производства всплыла ещё одна. «Это была очень значительная производственная загвоздка», говорит Таттл. «При неправильной ковке овальных тяг создавались очаги напряжения, которые могли разрушить всю конструкцию. Мы потратили кучу времени, чтобы решить проблемы с правильным процессом изготовления и разработки.» После того, как все эти проблемы были решены, Харли развернул полноценное производство.

«Это была та ещё сука в производстве!», утверждает Том Гелб, тогдашний президент разработки. «С этим механическим устройством, в котором был миллион деталей — хромированных и полированных деталей. Постройка спрингера — чертовски трудоёмкий процесс.» На многих узлах вилки этот хром подвергался интенсивному механическому воздействию, что не продлевало срок его жизни. Поэтому ХД приняли решение использовать более дорогой процесс трёхслойного хромирования. «В то время», шутит Гелб, «мы очень надеялись, что не сможем продать много таких байков. Мне очень хотелось сказать руководству, что мы физически не можем делать больше 10 вилок-спрингеров в день».

В конце концов эти проблемы решились перераспределением работ по изготовлению и сборке на сторонние компании. FXSTS Спрингер Софтейл дебютировал в середине года, как модель линейки-1988 — под насмешливое хмыканье толпы гонщиков и аплодисменты всех остальных. Даже мейнстримные мото-издания полюбили его, комментируя: новая вилка не только крепче и удобнее старого телескопа (исключая езды по сильно разбитым дорогам), но и работает настолько хорошо, что акцентирует слабость задней подвески.
Чтобы завершить свой шедевр, Харли установили на новую модель более тощую версию бака Фэт Боб (на 4,2 галлона — около 16 литров) с обычного Софтейла, покрасив его в чёрный жёлтым и красным пинстрайпом и добавив юбилейные декали на 85летие, чернёный с хромом двигатель от Софтейла Кастома и полностью хромированный передок. Надо ли говорить, что все 1300 мотоциклов этой лимитированной серии были проданы практически мгновенно, несмотря на то, что стоили почти 11,000 долларов — на 1400 баксов дороже, чем базовый Софтейл.


Софтейл и Софтейл Кастом



Софтейл и Софтейл Кастом вернулись с множеством мелких доработок по двигателю и ходовой. Самая важная модификация была в том, что новые вилки были сделаны под 39 мм перья взамен 35-мм, использовавшихся ранее.
И вновь, на фоне общего спада моторынка США примерно на 28 %, продажи Харли выросли на 14% — благодаря, в основном, продажам разных моделей Софтейлов.
  • AndanteAndante
  • Павел
  • 29 октября 2013 в 22:17
  • 5
  • оценка: +38

Комментарии (48)

RSS свернуть / развернуть
+1
mirock
Мотаки поставили разнонаправлено чтоб тяжело было сравнить детали? :)
0
Andante
не, чтобы подчеркнуть уникальность каждого =)

На самом деле не смог найти альтернативную картинку стида, вставил эту. Суть не поменялась совершенно)
+3
CASTIRON
Стид на фоне софта, выглядит как китайская подделка! Не в обиду стидоводам…
+1
Andante
Кстати, автор данного поста — стидовод =D Но старающийся выглядеть объективно. Налицо прямое заимствование дизайна, и нужно быть очень упоротым, чтобы отвергать обратное. Хотя по технической части они, конечно, очень разные.
+1
gazolin
Спасибо, Паш! Почитал с интересом, как всегда. Даешь ликбез в массы!)
+1
Andante
Даю по мере сил =)
+1
d3blak
Очень интересно! Прочитал с удовольствием, спасибо!
0
Andante
Весьма доволен этим)
+1
gazolin
Кстати, Паш, как на твоем харлее спрингфилд поживает? Не скрипит, как по началу?) Да и про мот написал бы, тоже интересно, как эксплуатация?
+6
Andante
После смазки всё зашибись. Стоит в гараже он просто великолепно, никаких нареканий. Расход примерно около нуля, точно не замерял. Пробег в прошлые выходные вырос ещё на 3 метра, я по гаражу его потолкал немного. Один из самых безпроблемных мотоциклов, с которыми я имел дело!

Какая там эксплуатация, руку мне же так и не починили пока =( Навещаю его в гараже по возможности, да книжки умные читаю.
0
gazolin
Вот досада!( Представляю, как погонять охота! Блин, ну хоть вторым номером прокатился на коне! Или не доверяешь посторонним?)
+3
Andante
В случае какого-либо инцидента мои и без того безрадостные шансы вернуться за руль станут равны нулю. Я лучше подожду. Я очень упёртый. Я смогу оседлать мечту)
+2
ars90tm
А вот это правильный подход — отсутствие погони за краткосрочной прибылью, т.к. сказать
0
ars90tm
о, пора спать. вместо "т.к." должно было быть «так»
+4
gazolin
Я лучше подожду. Я очень упёртый.
Давай, бро! У тебя пол года впереди. Выздоравливай, и на следующий сезон — в седло!
+1
ars90tm
Благодарю!
Но вот, если честно, спринга не нравится внешне… Интересно, какова в эксплуатации.
+2
Andante
Тут уж на вкус и цвет =) У неё есть плюсы и минусы, но по сумме характеристик она, конечно же, современным телескопам уступает. Но мы её любим за MOAR хрома не за это)
+1
unicorn
Но мы её любим за MOAR хрома не за это)


Владельцы и любители FXSTSB Bad Boy смотрят на тебя как на любителя MOAR хрома :)
0
Andante
Про него будет дальше, это 95 год =) Хрома даже на нём, к слову, немало. Совсем чёрный вариант — это уже найтрейны и прочие найтроды.
+1
Kap1tan
Спасибо! За новую порцию информации :-) судя по всему уже чуть чуть осталось до Heritage и Fat Boy :-) кстати Паш у тебя бак цельный на мотоцикле или из 2- х половинок? И как собираешься решать заботу с датчиком уровня топлива?
+1
Andante
Ну, сначала доведу до последних лет линейки FX — это ещё одна-две части, до 99 года. А потом начнётся история толстячков =)

У меня, как и на всех православных правильных каноничных эво софтейлах — из двух половинок. Спаренные, насколько мне известно, только на твинкамах ставить начали. Заботу с датчиком уровня топлива решу точно также, как и на стиде — никак =) По крайней мере это точно не в первом приоритете.
0
unicorn
Заботу с датчиком уровня топлива решу точно также, как и на стиде — никак =)
Вот тебе «наколеночный» рецепт. Железный, красный, с элементами хрома. Дает +5л к баку и +10 к ауре труЪЪ :)

+1
ogr
  • ogr
  • 30 октября 2013 в 8:12
Павел, продолжай перевод, я уже подсел на этот детектив! Что там дальше с развитием софтейлов, кто следующий в модельном ряду?.. В общем, дико интересно!
0
Andante
В одной из следующих частей будет про истоки появления найтрейна + общее развитие линейки FX вплоть до конца 99 года
+3
Halfofwolf
а я ничуть не удивлен поведением японцев. Первые воры в области промышленного шпионажа и копирования. Китайцы просто повторяют их путь.
+1
CASTIRON
Да, теперь мне понятно, почему американцы долгое время смотрели на япономашины, как на гавно.
Но япы исправились — спустя десятилетия…
+1
Andante
Они хотя бы качественно это делают, в отличие от Китая. Справедливости ради надо отметить, что по двигателю японцы ХД копируют только в очень общих чертах — конструктивный подход у них всё же очень разный.
0
gazolin
На сколько я знаю, Хонда Шедоу делала для американского рынка модель, где специально, в угоду потребителя, сделали более «трясучий» двигатель, чтоб было больше похоже на Харлей.
Хотя свои моторы у шадовки прекрасно сбалансированы.
0
Andante
Слышал про такое. Но в любом случае, это копирование стиля, а не технических решений. В этом плане их с американской легендой роднит только то, что там v-твин.
0
unicorn
В этом плане их с американской легендой роднит только то, что там v-твин.
Как владелец Ямахи, таки несоглашусь. Ямаховцы кстати молодцы, что не зассали играть на традиционной ХДшной поляне движков. Насколько мне известно, в мире есть только 3 фирсы, серийно выпускающих нижневальные воздушники: HD, Indian, Yamaha.
Также общего:
1. Сухой картер (точнее «условно-сухой», т.к. насколько я помню, для «честного сухого» надо все-таки 2 маслонасоса, а не 1, как у меня).
2. Ременной привод (хотя тут Kawasaki подтянулись с кубатурой 1700).
0
Andante
Я конкретно про шадову. В целом у многих японцев можно найти пару-тройку общих черт с конструкцией ХД, но чугунных гильз, раздельной компоновки и дикого фапа на митолл нет ни у кого, кроме ортодоксального Харли. Поэтому даже вырод многими считается блудным сыном — даже шильд не спасает его от неканоничности.
0
unicorn
чугунных гильз
У них даже сейчас на 103-движках чугунные гильзы? И по прежнему не пользуются никасилем?
+1
KAPITALIST
Много чего интересного узнал! Спасибо огромное!
0
Andante
И ещё немало впереди =)
+2
Smileek
обновил БП работа встала, как же не прочитать новую главу книги о харли)))
Спасибо за хороший перерыв)
0
Andante
Совмещая приятное с полезным =) На здоровье!
0
Smileek
Иначе никак) особенно когда из дома работаешь) на улице такая погода а я валяюсь, жду когда нога зарастёт Т_т
так что принимайте в клуб досрочно закрывшихся, плакала моя статистика Х))
0
Andante
Бедовый сезон, что и говорить…
+1
Smileek
Да ладно, умнее будем) в следующий раз почувствуем «конечностями» и будем обьезжать лишние препятствия чё)) Х))
здесь был ататат

0
SNOODY
И не хрена у меня из тавотниц не течет!)))
+1
Andante
Может, кончилось?))
0
SNOODY
Нет) у меня смазка другая)
0
SNOODY
OH Grease такая бардовая хрень))
+1
unicorn
Паш, спасибо еще раз за хороший, годный, добрый пост о фирме, которая не едет не рулится не тормозит легендарной линейке ХД.
В порядке доброго троллинга:
Помнится, ты говорил, что спрингер — это идеальная вилка для постапокалиптического мотоцикла. Дескать, простая как арматура, хрен сломаешь, и даже на сломанном будет ехать.
А тут столько тонкостей выясняется
1) даже гигант индустрии запарился придумывать, как бы так ее по-нормальному сделать
2) (по твоим словам) афтермаркет-спрингеры типа DNA сделаны через *опу, ибо не работают как надо, более-менее работает только родная ХДшная вилка. Значит, годный спрингер во дворе со сварочником все-таки не замутить?
0
Andante
Нет, но если уже в постапокалиптичных условиях найти ОЕМ-спрингер и уметь его обслуживать, он протянет очень долго =) А так всё относительно — люди даже на ВЛАшных спрингерах до сих пор ездят. Комфорта, конечно, поменьше, но при этом детали родные. Телескоп столько без переборки, думаю, не выдержит.
0
unicorn
Телескоп столько без переборки, думаю, не выдержит.
Ну как сказать «не выдержит». Перебрать при наличии сомнений всяко полезно. Моя вилка после перебора на 67к сделала управляемость чуть получше — еще бы, вместо непонятной расслоившейся жижи туда залили нормальное масло.
Кстати, вопрос сколько пробега у тех WLA…
0
Andante
В деревнях они в суровых условиях помногу лет огороды пахали и картошку таскали =) В целом, как я уже говорил, нет у спрингера объективных преимуществ перед современным телескопом, только эстетика)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Andante, История модели Harley Davidson Softail. FXSTS Спрингер Софтейл и улучшения - 1988.