Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. Andante → История модели Harley Davidson Softail. FX модели софтейла 1984-1999. Разработка и выпуск.

Часть первая
Часть вторая
Часть третья

«Это будет самый продаваемый Харли Дэвидсон!»
-президент компании Ваухн Билз, увидевший прототип Софтейла.

Пока инженеры МоКо начали модифицировать прототип Билла Дэйвиса в модель для массового производства, дела ХД стали хуже некуда.
«Спад ударил по автомобильной промышленности чуть раньше» — объясняет Том Гелб, бывший вице-президент по управлению, «и внезапно в марте 82го он дошёл до нас. В то время японские мотокопании уже около 18 месяцев как наладили дела в этой стране, и они продавали двух- и трёхлетние байки «прямо из коробки» (то есть без пробега) со скидками, чем подорвали рынок. Вспоминаю, у нас было собрание по поводу будущего курса компании, и на следующей неделе мы урезали производство вдвое, уволили 40% рабочей силы, где-то на 12% уменьшили зарплату управляющим и на 10% — рабочим.»
Что Харли действительно было нужно для того, чтобы выбраться из этой дыры — это классная новая модель, и Ваухн Билз и остальные были уверены, что основой станет Sub Shock. На встрече комитета продуктового планирования он предсказывал, что «это будет самый продаваемый Харли Дэвидсон!» «Софтейл — это взрывной концепт», объяснял он. «Он снова оживляет стиль техники прошлого поколения. У японцев нет этого наследия, но оно есть у нас. Это позволяет делать нам то, что уникально по своей сути.»
Маркетинг всегда лез поперёк батьки в пекло, по мнению уже ушедшего на пенсию вице-президента по разработке Марка Таттла: «Маркетологи увидели тот мотоцикл (прототип Дэйвиса, по их предположению полностью готовый к массовому производству) и сказали: «Отлично, мы можем получить его в полгода!»
«Они не учли то, что у нас был отличный концепт, который всё равно нуждался в доводке и усовершенствовании. Мы ответили им: «Нет, вы не получите его в полгода. Нам нужно разработать все эти новые части и испытать их; это займёт около трёх лет.»
«Конечно, они ответили, что это совершенно неприемлемо, и мы собрали группу — команду подобранных Роном Хатчкинсоном людей — чтобы ускорить запуск производства в самое короткое время.»


Команда Софтейл.


Собранная команда соединила усилия инженеров, специалистов по стилю и маркетологов для того, чтобы сократить трёхгодичную разработку вдвое, с целью выпустить новую модель в 1984. Хатчкинсон и его команда изолировались на своём собственном пространстве для близкого взаимодействия и быстроты работы. В этой книге мы будем называть их Команда Софтейл.
Несмотря на давление времени, команда Софтейл потратила много усилий для того, чтобы усовершенствовать Sub Shock. Они использовали компьютерное моделирование и структурно-инженерные приёмы для того, чтобы сделать конструкцию более жёсткой, тесно работали со специалистами по Стилю, чтобы получить правильный вид. Вскоре образец был готов для тестов и дальнейших усовершенствований, что шло быстрыми темпами благодаря командной координации.
Для Била Дэйвиса — человека, который всё делал сам — расположенные внизу, под трансмиссией, аморты были самым проблематичным компонентом. Для Харлей Дэвидсона они не представляли проблемы. Цитируя Марка Таттла, «Мы просто пришли к нашему производителю амортизаторов с графиками нагрузки и сказали: «Нам нужны аморты с такими-то характеристиками, которые уместятся в таком-то пространстве», а остальное предоставили им. Это преимущество, которое есть у фабрики. Мы можем позвать кого-то, кто имеет узкоспециализированные познания чтобы разработать для нас нужную деталь.»
В этом случае этим «кем-то» была японская компания — Showa, которая начала делать XL и FX вилки для Харли в 1970 и постепенно взяла на себя все связанные с подвеской дела ХД. Так как новые аморты расположены горизонтально и работают на растяжение, выбор снова пал на Шову. Несмотря на эти условия, вспоминает Був, «Шова моментально влилась в проект софтейла и придумала газовые амортизаторы, которые отлично работали.»

Правильный вид Хардтейла.


Стилистическая цель в разработке мотоцикла была добиться «правильного вида хардтейла», как вспоминает один из участников команды. Это значило больше, чем просто спрятать амортизаторы и ось маятника; это значило уловить чистый стиль ранних Харли. Ключевым моментом в этом воссоздании была Линия — прямая от верхней точки бензобака до задней оси — возвращение к изящному виду Наклхеда. Вилли Г. И команда Софтейл продолжили следовать направлению Дэйвиса и получили тот вид, который хотели.
Второй важной частью вида был классический маслобак-подкова в форме буквы U, который огибал аккумулятор. Инженеры Харли беспокоились, что тепло от горячего масла повредит батарею. Но этот маслобак был неотъемлемой частью стиля, да и другого, более удачного места для аккума не было, поэтому они разработали аккумулятор, который мог работать под нагревом.
Ввиду того, что пружинные «тракторные» сиденья вышли из моды в ранних 80х, горловина нового маслобака располагалась справа сбоку, так как установленное на раме седло софтейла закрывало бы традиционную, расположенную наверху горловину.

Чтобы сделать стиль законченным, Вилли Г. И его помощник Луи Нетц сделали то, что до них уже сделал Билл Дэйвис при постройке байка из рекламы в журнале «Беспечный Ездок»: они добавили в концепцию чопперный стиль FXWG Вайд Глайда. Как и Софтейл, Вайд Глайд был другой великой идеей, которую Харли Дэвидсон почерпнул из афтермаркета. Этот вид изначально достигался тем, что с вилки стандартного Гидра Глайда убирались кожухи вилки и фары, перья заменялись на более длинные, большая фара — на меленькую, а стаканы вилки обрабатывались на токарном станке для того, чтобы избавить от лишних креплений и сделать «тощий» вид. Добавьте сюда ещё узкое 21 колесо, крыло-бикини (Прим. Пер. — аскетичное крыло, едва закрывающее колесо сверху, но дающее разглядеть колесо сбоку) — и передок мотоцикла получит тот самый изящный, открытый вид, «Вайд Глайд» на чопперном жаргоне. Поклонники чопперов строили себе подобные байки на протяжении многих лет, но, рассказывает Ваухн Билз, скоро фишку просекли и южнокалифорнийские дилеры. Они начали строить и продавать их как «Вайд Глайды» на несколько лет раньше, чем Харли Дэвидсон. «За основу они брали старые полицейские байки с огромным пробегом», говорит Билз, «и они продавали эту хренотень по той же цене, что и новые Харли. Я подумал, что если люди хотят платить такие деньги за них, то им они позарез нужны. Вайд Глайд был чертовски хорошим мотоцикл для внедрения в производство. Думаю, глава маркетинга и я — единственные, кто верил в это решение. Мы должны были противостоять всем остальным, чтобы сделать это.»
Первое, что бросалось в глаза, был Вайд-глайдный вид вилки софтейла: тощее спицованное 21 колесо с хромированным ободом, сильно урезанное переднее крыло, один тормозной диск, крошечная хромированная фара и хромированные траверсы. Одновременно и для стиля, и для удобства высокие хромированные стойки руля Вайд Глайда на Софтейле были немного наклонены назад. Спидометр Софтейла расположили на баке, сделав руль свободным от всяких наворотов и разгруженным.

Вилли Г. и Луи также украсили Софтейл 5-галлонным (Прим. Пер. — почти 19 литровым) баком «Мега Боб», который выделял стройную, воздушную вилку Вайд Глайда. На каждой стороне бака они расположили классическую позолоченную эмблему Харли Дэвидсона. В свой первый год модель продавалась в двух цветах: Vivid Blak (блестящий чёрный) и Candy Red (Карамельный Красный), оба с золотым пинстрайпом (Прим. Пер. — тонкие декоративные линии).

Сзади они установили короткое крыло Вайд Глайда со стоп-сигналом и креплением номера. Поверх этого седла они установили сиденье, сделанное специально под новую модель. Плотно сбитое седло с глубокой «ступенькой» давало самую низкую посадку для больших байков: 25,3 дюйма (Прим. Пер. — около 64 см) и получило кличку «ракушка». Журнал «Цикл» в феврале 1985го пошутил на эту тему: «Если седло сделать ещё ниже, высокие ездоки на светофорах смогут опускать колени на землю.»
Однако Софтейл не был просто красавчиком. Его сердце — новый сияющий алюминиевый двигатель Эволюшн, жёстко установленный для того, чтобы передавать те самые привычные, хорошие вибрации через раму ездоку. Никакой резины в двигателе — цепи даже в первичке и на колесе. Коробка передач была тоже традиционной — 4 передачи и кикстартер. Справа на V-образном двигателе располагался круглый воздушный фильтр (после многих лет засилья предыдущего, огромного и отвратительного), прямо как на старых Харли. Короткие двойные глушители завершали чопперный вид.


Подготовка к прайм-тайму.


Меньше чем через полтора года после покупки разработки Дэйвиса — Sub Shock, ХД с гордостью представил заводскую версию, FXST Softail, мото-прессе в июне 1983 года как модель 1984. Как и следовало ожидать, байкерские издания («Беспечный ездок», «Суперцайкл» и другие) полюбили его. Тоже самое сделали и их читатели. Что было ещё лучше и рвало шаблон — более мейнстримные издания выразили свои восхищение и зависть.
Предполагалось, что именно новый двигатель, Эволюшн, будет звездой в обзорах прессы, но Софтейл был таким новым и классно выглядящим, что он буквально «украл шоу». Пиарщики Харли пытались вернуть внимание к достоинствам Эво и прочим улучшениям в линейке 1984, но все столпились вокруг нового задиристого заводского чоппера Харли.

Вся суть Софтейла была в стиле, но помимо этого он ещё и весьма неплохо работал, так что даже те редакторы, которые месяц за месяцем подлизывались к более позднему Интерсептеру и имитациям Харли из Японии, не смогли серьёзно придраться к нему. «На 55 милях в час вибрации вполне терпимые», писал редактор «Цикла» в статье январского выпуска`84. Однако они не могли не съязвить, что из-за этих вибраций «четырёх ступенчатая коробка передач на 80 инчевом моторе (Прим. Пер. — 1340 куб. см.) — это самое эффективное устройство ограничения скорости, известное человечеству.» Тем не менее, эти же редакторы признавали неотъемлемую привлекательность FXST, называя его «мчащейся рамкой (
Прим. Пер. — в данном контексте имеется ввиду рама картины обрамление, украшение
) для индивидуальности ездока» И кто из фанатов Харли не видел себя на этой картине?
Что было ещё лучше, новая «мчащаяся рамка» Харли понравилась огромному числу тех, кто до этого был равнодушен к ХД: они тоже представляли себя оседлавшим Софтейл — вибрировал тот или нет. Это являлось истинной данью уважения навыкам Вилли, Луи и Дэйвиса. Новый Софтейл ощущался и звучал правильно, каждый из компании мог по праву гордиться им.

Цена в 7,999 за новый Софтейл была больше, чем за любой другой Харли не-бэггер. Несмотря на это его продажи в первый же год появления превзошли все прочие Биг Твины Харли, оправдывая прогнозы Билза, Блюштейна и прочих, кто верил в Софтейл. На радость совсем обнищавшей к моменту запуска компании, оглушительный успех софтейла почти не затронул продажи прочих Биг Твинов (Прим. Пер. — имеется ввиду, не оттянул на себя одеяло, заняв свою нишу, которую он же сам и создал).
Успех Софтейла поднял продажи с 31 процента на внутреннем рынке до 38,741 — феноменальный рост в год, когда рынок мотоциклов США всё глубже и глубже опускался на дно в течении 1980х. Ямаха, для примера, потеряла 150 миллионов долларов в США на конец 1984го года, когда пыталась демпинговать тысячами Vision и XS650 в розничной торговле. Чтобы понять масштабы потерь Ямахи, это примерно вдвое больше той суммы, которую Билз и друзья заплатили МоКо, чтобы выкупить компанию в июне 1981 (Прим. Пер. — у компании AMF). (Зловещим знаком для ХД было то, что единственная на тот год модель Ямахи, не испытывающая проблем с реализацией, была сделанная в стиле Харли Ямаха Вираго, продажи которой шли так быстро, что некоторые мото-журналы не успевали получить хотя бы одну для тест-драйва. )
И лучше всего было то, что, цитируя самого Билза, «Однажды создав Софтейл, мы можем творить с ним любые чудеса!» И вскоре они начали…

Продолжение следует...
  • AndanteAndante
  • Павел
  • 17 октября 2013 в 13:58
  • 2
  • ?

Комментарии (49)

RSS свернуть / развернуть
+1
stradale
Спасибо!
+1
Andante
На здоровье =)
+1
mari
  • mari
  • 17 октября 2013 в 14:17
Как обычно-познавательно)Благодарю)
0
Andante
В межсезонье — теория, в сезон — практика =) Обратила внимание в конце на упоминание Виражек?)
0
SNOODY
Только сегодня с утра думал когда продолжение выйдет! И вот оно вышло!)))
+2
VMVortex
C языка сорвал )))
Тоже сегодня утром об этом подумал (с тоской и надеждой)…
Павлу — СПАСИБО!
Жду продолжения (как обычно — с нетерпением).
0
Andante
На самом деле почти случайно вышло, вчера смог больше перевести, чем обычно, сегодня вот выложил =) Рад, что это интересно!
+4
Andante
Вот что сила мысли делает =)
+3
VMVortex
Точно! Надеюсь, желание выехать в следующем сезоне поспособствует скорейшему выздоровлению Автора.
0
Accord
Как всегда красочно, интересно и познавательно! Браво!
0
Andante
Стараюсь)
0
DEaDcustomS
смотрю перевод во всю)) ты лучше мануал зубри как отче наш чтоб нам потом зимой не маяться
0
Andante
Читаю, читаю. Там талмуд тот ещё. Ты давай мастерскую достраивай, чтобы было где =)
0
DEaDcustomS
да на доме в мастерской с бородой немного прибрались уже так что можно и там чикрыжить, на стене места много чтоб сделать BIKEHOUSE v2.0 )))
+2
Andante
Опять Урал получится, знаю я вас =))
0
DEaDcustomS
нееее, что ты у на пока вообще ни чего не получалось)))))
0
Andante
Мелкий заводился и ездил, сам видел =)
0
DEaDcustomS
да кстати это удивляет при учете что он уже с год стоит не тронутый))
0
Andante
Ну так это ж не хорлей, чему там ломаться?)
+2
CASTIRON
Апплодирую! Классический софтэил практически не изменился, его выдает только кик справа. Четырехступка для такого объема — это, конечно, конретная кострация мотора! Я представляю, как матерились счастливые обладатели в дальних поездках…
+1
Andante
Ну, есть ещё всякие мелкие детали типа внешних маслопроводов на маслобаке (на твинкамах к этой красоте, кстати, вернулись опять) + он в первый год своего появления он был цепным. Изменения по технической части тоже были на протяжении всей жизни Эво-байков, но по большей части он очень чётко придерживался заложенным самим собой канонам =)
+1
unicorn
Изменения по технической части тоже были на протяжении всей жизни Эво-байков
Подтверждаю! Если задумаешься о ХД или просто ради интереса, можешь посмотреть афтермаркет на Эво-поколение. Это только кажется, что 15 лет они делали один и тот же мотор и соответственно одни и те же модели. На некоторые запчасти есть четкая градация, допустим 1984-1991 и отдельно 1991-1999.

Четырехступка для такого объема — это, конечно, конретная кострация мотора!
Я вот тоже люто, бешено негодую от 5-ступки на своем 102-инчевом Ворриоре… Ограничитель скорости, мать его.

Паш, огромное спасибо тебе за цикл статей.
Прям интересно стало про Софтейл, притом что я эту модель воспринимаю исключительно как «имиджевый» аппарат, а не как рабочую лошадку (в отличие от Шпрота, Дайны, Турингов).
Сам вот думаю в межсезонье чем-нибудь разродиться, типа сводного обзора афтермаркет-производителей механики (S&S, JIMS, Revtech, Ultima) с анализом ТТХ и отзывов на форумах.

А еще бонусом, пара интересных фактов, может знаешь может нет:
1. В период 1984-1999 выпускались такие забавные, но малоизвестные модели типа FLH Tour Glide (она вообще с 1980 шла еще на Шовелах) и FLHS Electra Glide Sport. Кого-то они мне напоминают ))
2. Последним выпущенным заводским аппаратом на большом Эво был внезапно FXR (2000), и он же (FXR) стал первым аппаратом в линейке CVO. А еще на FXR Билл Зейн намотал миллион миль…
* че-то меня на тему Эво понесло, пора закругляться :) *
0
Andante
Там было два поколения двигателей, которые имели довольно серьёзные модификации. Но мелкие изменения то тут, то там вносились часто, правда, в большинстве случаев они все более-менее взаимоприемлемы.

Про Спорт Глайд знаю, хотя серьёзно не интересовался историей турингов.

Фиксеры вообще интересные и знаковые мотоциклы, хотя я скорее их больше уважаю, нежели люблю =)
+1
georgekiev
Спасибо тебе большое, Паш!)
Мужики, расскажите, а нахрена Харли маслобак? Какую функцию он выполняет, почему он именно ТАМ?
Есть где-то инфа об устройстве двигателя Харли?
Пока развернутого ничего найти не смог:(
0
DEaDcustomS
маслобак нужен потому что двигатель с сухим картером. а чем двинун ХД принципиально отличается от других?
0
georgekiev
Спасибо! вопрос снят, теперь ясно, что гуглить:)
Ранее про сухой картер не слышал :(
0
Andante
Здесь ссылки публиковать не разрешают, но очень советую задать твой вопрос гуглу — там в первых же ссылках масса интересного =)
+1
Andante
Тем, что он ТруЪ =D В остальном всё примерно тоже самое)

А если серьёзно, то принцип работы, конечно же, точно такой же, как и у остальных 4х-тактников. А вот исполнение в современном мире достаточно оригинальное: помимо сухого картера у бигтвинов Харли (кроме v-rod семейства) кпп и первичка — отдельные узлы, в то время как у японцев всё скомпоновано в один агрегат. Ну и в целом архитектура ХД более простая и понятная, нежели навороченные современные движки. Правда, к новым моделям это не относится, там одной электроники столько, что иной компьютерный клуб позавидует =)
0
unicorn
у бигтвинов Харли (кроме v-rod семейства) кпп и первичка — отдельные узлы, в то время как у японцев всё скомпоновано в один агрегат.
Кстати у Шпрота вроде бы тоже движок, КПП и первичка в одном картере. Имеем более компактное и более жесткое решение. Но модульность хромает. Адовейший дрэговый Open Belt Drive скажем на 3.35 (85мм) в первичку не воткнешь, КПП одним блоком не сменишь.

Правда, к новым моделям это не относится
На мотострейнджерс (именно тот ресурс, который на БП не слинкуешь) есть схема работа Эво и Твинкама. Я сначала был уверен, что на ТК привод распредвалов тоже шестернями. Шестерня — ТРУЪ, ибо она железная, ее износить надо постараться.
Оказалось — йух! Коленвал приводит оба распредвала (точнее один через другой)… барабанная дробь… цепями. Занавес.
* EPIC FACEPALM *
Не зря S&S и иже с ними производят афтермаркет-узлы для замены цепей на шестерни в ГРМ.
0
Andante
Да, но я шпрота не упомянул, потому что он не Бигтвин =)

Шестерни, кстати, помимо всего прочего довольно шумные, судя по отзывам.
0
unicorn
Да, но я шпрота не упомянул, потому что он не Бигтвин =)
Логично, что не упомянул, ибо не биг-твин :)
Шестерни, кстати, помимо всего прочего довольно шумные, судя по отзывам.
А то. Кстати, по отзывам — ременной привод первички тоже шумит. А учитывая, что все belt drives, которые я видел, идут в комплекте с сухим сцеплением, «прокачанный» таким образом Х-Д вообще становится лязгающим монстром. Настоящий дизель-панковский мотоцикл и должен таким быть, need MOAR механических шумов! )))
0
Andante
про шум в ременной первичке я могу судить не по отзывам, я щупал и слышал мотоцикл с этой штукой. Гремит он как ад, пока на нейтралке =) На передаче работает тихо)
0
ingmar
Кстати у Шпрота вроде бы тоже движок, КПП и первичка в одном картере.
Не Дядь Федор у Спортсера маслобак отдельно. А коробка со сцеплением вместе.
0
accadacca
а на япошках интересно чем распредвалы приводятся? барабанная дробь. Занавес.
0
unicorn
а на япошках интересно чем распредвалы приводятся? барабанная дробь. Занавес.
У моего Ворриора что распредвалы, что генератор приводятся шестернями от коленвала.
Кури матчасть :) под барабанную дробь и занавес.
0
accadacca
твой варриор слизан не скажу с чего, только сделан хуже, это исключение из правила на харлее всю жизнь привод был шестернями, до чего японцы делая варриор додумались в 2002-ом году, куряга, у тебя на ворриоре приблуда позади коробки стоит с которой я смеялся 2 дня, доп вал с приводом дополнительной цепью для того чтобы пространство занять образовавшееся чем ни будь так что не смеши меня своим породием на мотоцикл
0
Kyryll
зачитался так, что теперь просто требую продолжения! отличная статья, спасибо за перевод)
+1
Andante
Пожалуйста =) Если меня не собьёт КАМАЗ, всё будет)
+3
ars90tm
Пошел звонить в МинТранс — пусть запретят эксплуатацию КАМАЗов на ближайшие несколько лет)
0
ars90tm
Благодарю!

Вирага… хм… Мы ее уже обсуждали, да. Дальше будет материал и про нее?
+2
Andante
Just NO. Просто она упоминалась в книге, а из песни слова не выкинешь =) Если тут кто и расскажет про этот байк, так это мой бородатый бро. Он на них всю флору и фауну планеты съел)
0
ars90tm
Фи… Я уж думал, что можно будет подождать и не напрягаясь просветиться и про этот… мги… странный байк. Ладно, как чего в голову стукнет — может сам пойду поищу да почитаю про нее)

Кстати, а бородатый бро не желает начать просветительный цикл постов про вирагу?)
+2
Andante
Нет, он занят их починкой =D Но я спрошу при случае.
0
Smileek
Хорошо тебя читать) то что нужно после длинного дня)
спасибо)
+1
GodSoul
Спасибо, интересно было читать, у меня вот только вопрос есть один патрубки глушителя соединены между собой?)
0
GodSoul
точнее зачем они соединены?)
0
Andante
Для более эффективной и равномерной работы системы выпуска и, как следствие, мотора в целом. Подробности можешь нагуглить, если интересно =)
0
GodSoul
Спасибо)))
0
John1973
В этом случае этим «кем-то» была японская компания — Showa, которая начала делать XL и FX вилки для Харли в 1970 и постепенно взяла на себя все связанные с подвеской дела ХД. Так как новые аморты расположены горизонтально и работают на растяжение, выбор снова пал на Шову. Несмотря на эти условия, вспоминает Був, «Шова моментально влилась в проект софтейла и придумала газовые амортизаторы, которые отлично работали.»
Сильно.Хотя и не уменьшает заслуг ХД.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Andante, История модели Harley Davidson Softail. FX модели софтейла 1984-1999. Разработка и выпуск.