Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. maxys146 → Пара мыслей о торможении...

Начитавшись последних постов про экстренное торможение на мотоцикле решил высказать пару своих мыслей по этому поводу. К сожалению очень много разных мнений, практически у каждого человека техника торможения своя. Кто-то говорит что тормозить надо двигателем, кто-то говорит что только передним тормозом и так далее. Сейчас я попробую привести свои мысли в порядок и оформить их во что-то читаемое;)



Коммент к видео в конце поста;)



Сейчас мы будем говорить экстренное торможение на прямой. Именно ЭКСТРЕННОЕ и именно на ПРЯМОЙ, когда мотоцикл расположен строго вертикально а под колесами более-менее приличный асфальт. Маневрирование и торможение в поворотах это отдельная тема, поэтому мы ее пока не рассматриваем, возможно в дальнейшем я и напишу про это если кому-то будет интересно.

Итак наша задача максимально эффективно остановиться без ущерба здоровью, любыми приемлимыми способами.

Для начала развеем несколько мифов и откажемся от стереотипов.

1. «Я вижу что не успеваю оттормозиться и ложу мотоцикл.» — самая бредовая отговорка пилота который не справился с управлением и просто напросто упал. Железо и пластик скользят по асфальту намного лучше резины и мотоцикл на боку летит как по льду. Вывод — мотоцикл «ложить» нельзя ни в коем случае, упал — улетел еще дальше.

2. «Передний тормоз главный, так везде пишут, пользуюсь только им.» Очередное заблуждение. Передний тормоз главный, но не единственный. Наверное инженеры проектирующие мотоциклы не дураки и не станут просто так от балды ставить на мот задний тормоз. Задний тормоз малоэффективен при экстренном торможении именно как тормоз, он играет немного другую роль о которой мы поговорим позже.

3. «Тормозить двигателем эффективнее чем задним тормозом.» Тоже заблуждение. Вот в этом пункте обычно начинаются холивары и крики что «ты просто не умеешь тормозить двигателем!!!» Давайте разберемся. Что такое по сути свое торможение? Это создание сопротивления вращению колеса. Если это сопротивление превышает силу сцепления колеса с дорогой, то колесо блокируется, то есть идет юзом. Если сопротивление мало то торможение неэффективно. Значит надо найти ту грань при которой мы создадим максимальное сопротивление вращению колеса не потеряв при этом сцепления с дорогой. Максимальный эффект торможения достигается при работе тормозом на грани срыва колеса. Двигателем это сделать попросту невозможно. Во-первых: сопротивление двигателя неравномерно и никак не контролируется нами. Например на одной передаче при уменьшении скорости сопротивление двигателя уменьшается, а при уменьшении скорости до холостого хода двигатель напротив будет пытаться разогнать мотоцикл. Во вторых: Если все-же отщелкивать передачи вниз со сцеплением то в моменты выжима сцепления мы полностью теряем сопротивление вращению колеса. Так-же при переключении получаем ступенчатое торможение. То есть отщелкиваем 6 передач, получаем 6 рывков в торможении каждый из которых далек от торможения на гране срыва. Добиться равномерного и эффективного торможения можно только тормозом. Проведите простой эксперимент. На площадке разгонитесь например до 40км/ч и попробуйте оттормозиться ТОЛЬКО двигателем. И сделайте то-же самое ТОЛЬКО тормозом. Заодно убедитесь что блокировка заднего колеса на прямой совершенно не страшна))

Немного теории. Всем известно что чем лучше сцепление с асфальтом тем эффективнее можно тормозить. А так-же что наиболее эффективный тормоз это передний. Значит прежде чем начать торможение надо попытаться улучшить сцепление его с дорогой. Причем делать это надо до начала торможения передним тормозом, в противном случае из-за слабого сцепления переднего колеса с дорогой мы рискуем сорвать его в юз. Это можно сделать только увеличив давление шины на асфальт. На мотоцикле это значит перенести вес на переднюю часть мотоцикла. Можно конечно попросить кого-то сесть на бак, но боюсь на ходу сделать это будет проблематично:) Значит единственный способ этого добиться это создание отрицательного ускорения, то есть торможения. Тогда центр тяжести системы мотоцикл-пилот смещается немного вперед, тем самым сжимая переднюю вилку и увеличивая давление покрышки на асфальт.

Однако мы говорили что создать это давление надо перед торможением передним тормозом. Есть 3 способа этого добиться.

1. Сбросить газ, так называемое торможение двигателем. Однако он не всегда подходит. Например если тормозить понадобилось тогда когда мы только что переключились на повышенную передачу. А на низких оборотах торможение двигателем неэффективно. Сбрасывать передачу вниз? Теряем драгоценное время.

2. Плавно начать тормозить передним тормозом. Неплохой вариант, но грозит тем что экстренном торможении можно запросто сорвать переднее колесо еще в самом начале торможения.

3. Задний тормоз. Ну вот наконец и главный помощник в этом деле. Задача заднего тормоза при экстренном торможение это вовсе не торможение как таковое, в этом плане он малоэффективен. А вот его тормозного усилия вполне достаточно чтобы придать мотоциклу отрицательное ускорение и тем самым загрузить переднюю вилку увеличив сцепление переднего колеса с асфальтом.

После того как мы загрузили передок можно уже приступать непосредственно к торможения передним тормозом. Резко давить на него не надо, это опять-же приведет к блоку колеса или стоппи если передок хорошо загружен и хорошая резина.

А нужно-ли выжимать сцепление? Я считаю что нужно. В экстренном торможении двигатель будет только мешать торможению по причинам описанным выше. Тратить время на переключение передач неразумно, отвлекаться на обороты тоже.

Собственно сама техника:
Одновременно выжимаем сцепление и задний тормоз, тем самым нагружая перед мотоцикла. через доли секунды, практически сразу-же за этим начинаем выжимать передний тормоз, быстро но плавно, постоянно увеличивая усилие. Чем сильнее тормозим тем больший вес переходит с заднего колеса на переднее, так что не удивительно что в какой-то момент заднее колесо сорвет и оно уйдет в юз. Ничего страшного, тормоз можно не отпускать до полной остановки мотоцикла, а можно и отпустить слегка и восстановить ему сцепление с асфальтом, но при условии что зад не увело в сторону, иначе при восстановлении сцепления может очень хорошо кинуть в сторону, а там и до хайсайда недалеко)

Загружаем перед и только после этого тормозим. Почти одновременно. Никаких длинных пауз. Это аксиома. Это надо постоянно отрабатывать на площадке до полного автоматизма. Чтобы не было такого «Да я вроде знал, а тут чо-то растерялся...».

Ну а про видео. Тут я даже не экстренно тормозил, а просто интенсивно, но по тому-же самому принципу. Тетка выскочила слегка неожиданно)) Больше мне показать нечего так как других ситуаций у меня попросту не было…

Мне хватило один раз разложиться чтобы начать думать над своей техникой и тактикой на дорогах, в результате за один сезон я добился того что у меня не было ни одного экстренного торможения(хотя на площадке постоянно отрабатываю) и всего пару раз тормозил интенсивно. Никаких экстренных и опасных ситуаций, только позитив и спокойствие на дороге)) «Водятлы» перестали существовать как класс, все маневры авто легко читаются. Я не хвастаюсь, просто призываю тоже работать над собой и заботиться о своей безопасности.

Всем удачи и ровных дорог.

P.S. Небольшой совет. Никогда не экономьте на резине, это Ваша жизнь!
  • maxys146maxys146
  • Макс
  • 14 октября 2013 в 2:41
  • 22
  • оценка: +57

Комментарии (106)

RSS свернуть / развернуть
0
mirock
1. «Я вижу что не успеваю оттормозиться и ложу мотоцикл.» — самая бредовая отговорка пилота который не справился с управлением и просто напросто упал. Железо и пластик скользят по асфальту намного лучше резины и мотоцикл на боку летит как по льду. Вывод — мотоцикл «ложить» нельзя ни в коем случае, упал — улетел еще дальше.
Если столкновение неизбежно я думаю имеет смысл расстаться с мотоциклом, чтоб не биться об него или он тебя не огрел.

Хотя тут тоже надо думать куда свое тельце направлять, поскольку скользить придется довольно долго.
+4
del34
Тогда причиной ДТП будет «не справился с управлением ТС» и 100% вина положившего мотоцикл.
0
del12
Я лично. предпочту вину, летальному исходу или перелому.
+4
del34
Тут был пост, когда мот положили и он, скользя, сбил человека. Если скорость скользящего куска железа километров 70 в час, то собьёт он скорее всего насмерть. Охота сидеть потом лет эдак 7, или лучше в больничке полежать? Плюс после отсидки компенсацию выплачивать родне погибшего.
0
del12
Неохота на том свете сидеть вечно. Не знаю о каком посте Вы говорите, но лично сбивал таким образом человека, о чем писал свой первый пост, да геморроя много, да посидеть возможность есть, только пешик может с собой забрать на тот свет, если мот не бросить, чему есть масса случаев подтверждения в реальной жизни. И не всегда виновность будет на Вас в случае сбития пешехода вашим мотом, если у Вас не было технической возможности остановится, как было у меня, то Вы не виновны даже в случае «не справился с управлением». В любом случае мой выбор жизнь.
+1
mirock
Сейчас мы будем говорить экстренное торможение на прямой. Именно ЭКСТРЕННОЕ и именно на ПРЯМОЙ, когда мотоцикл расположен строго вертикально а под колесами более-менее приличный асфальт. Маневрирование и торможение в поворотах это отдельная тема, поэтому мы ее пока не рассматриваем, возможно в дальнейшем я и напишу про это если кому-то будет интересно.
Если вы считаете что тормозить в крене можно — то мотак покажет что нельзя, самостоятельно поднявшись ввертикальное положение (если конечно не перетормозить и не подломить мотак)

Мне 2жды пришлось в крене оттормаживаться и оба раза я по касательной уходил с траектории.
Правда я совсем не мешал этому.

зы и почему никто не уделяет внимание рукам?
даже в экстренном торможении они не должны замыкать руль и лишать его свободы.
В противном случае, даже незначительная блокировка подломит мотак мгновенно и до самого полотна. Когда как с свободным рулем у мотака есть шанс вернуть равновесие.
+3
Reape
при небольшой практике можно и в наклоне научиться тормозить, проверено. главное понимать, что происходит и не давать моту слишком подрулить внутрь чтобы не произошел эффект контрруления и его, собственно, не вынесло по касательной наружу. практика наше все.
0
mirock
Мне кажется это довольно большая авантюра.
0
Mandju
не знаю… постоянно торможу передним в повороте скорость не большая 80+-.
Чувствую надо побольше почитать…
0
Seryj
именно! тормозить в повороте можно и нужно! и не редко это приходится делать! а что произойдет если при этом блокернется заднее колесо, как пишет автор?
0
Reape
Ура некропостерам!

Заблокированное заднее оставить заблокированным, пока мот не выровняется. Чтобы не уйти в скользячку — давить на внешнюю подножку. Опять же практика наше все. Если попробовать, что такое блокировка заднего на площадке, потом она уже совсем не такой страшной будет.
0
Funky_Batway
и почему никто не уделяет внимание рукам?
даже в экстренном торможении они не должны замыкать руль

Такой же вопрос возник. Мне к этому было сложнее привыкнуть — не давить на руль.
+2
Mija
Тормозить в наклоне можно, более того, на треке это стандартный способ входа в поворот.
+1
mirock
благо на треке нет камаза на встречке
+1
mirock


щя тут новичкам понаросказываете про торможение в повороте и они вместо того чтоб сильнее завалить мотак в поворот жмакнут тормоз — а чё, можно ведь.
0
Mija
Я рассказываю как есть ) Для новичков это еще одно направление для тренировки.
Камаз, не камаз — падать и на треке не хочется, слово «стандартный» означает что это не является экстримом и при должном умении выполняется с минимальным риском.
0
iamxray
А с АБС мотик, просто сцепление выжать и закусить оба тормоза? Тормоза не комбинированные.
0
Reape
в идеальном вакууме можно и так, но лучше не привыкать к халяве. мало ли что — абс тоже отказать может или не успеть сработать.
+1
mirock
Мне интересно у кого нить получался стоппи на мото с АБС?
Я жахал что есть мочи, вроде не становится — но я и без того не умею стопи делать.
0
ellzar
Стопи на АБС возможна но зависит от настроек самой АБС, на большинстве мотоциклов она будет снижать усилие и отбивать ручку, поэтому жать со всей дури бессмысленно
0
Allergen
во время стоппи блокировки колеса не происходит, по этому возможно.
+2
DeeMoto
это при условии что абс не комбинированный! в случае комби абс, при подъеме жопы зад останавливается и абс распускает перед. Проверено на цбр600рр с абс.
Но нашелся костыль) если сделать бернают, то блок абс входит в ступор, выдает ошибку абс и можно делать стопии сколько влезет!))
0
VidocQ
Красава! Эх, проверить не могу: америкос без абс)))
0
mirock
проще просто вытащить предохранитель абски, чтоб по-безобразничать. :)
0
DeeMoto
это больше гемора!) а так к травке подъехал, пар сек поотжигал и вперед стоппии делать))
Но после того как глушишь мот, абс вновь в строю!)
0
maxys146
Главное не забыть его заглушить потом…
А вообще по идее не обязательно отключать АБС, стоппи делается не доводя до блокировки колеса, так что в теории можно и с АБС делать. Как на практике не знаю, мота с АБС не было…
0
DeeMoto
В комбинированном АБС даже теоретически это не возможно. При торможение идет распределение усилий 70/30. Поэтому зад очень быстро блокируется и в следствие чего абс распускает перед.
0
Allergen
а зачем зад жать если хочешь стоппи сделать?
0
Allergen
Аа, то есть даже если только передним рычагом тормозишь то на зад все равно идет давление? это значит комбинированная? тогда сорри, ты прав.
0
DeeMoto
Именно! умная абс, сама распределяет тормозные усилия!)
но я бы на зад давал меньше усилий! 30% порой очень много. из-за чего абс срабатывает раньше времени! думаю 20-25% было бы лучше!
0
Allergen
такой алгоритм способствует увеличению тормозного пути, в идеале надо на зад потенциометр и что бы при разгрузке задней подвески плавно снижалось давление в заднем контуре, вот это я бы назвал умной системой.
0
DeeMoto
это если в идеальной вселенной!) мы вообще хотели попробовать отключить зад от системы абс, и попробовать поездить. если не было бы ошибок и абс работало только с передом, то просто задний тормоз потом подключить напрямую.
0
Allergen
опасный эксперимент, я б не рекомендовал, задний датчик точно нельзя отключать, если задом не пользоваться то может и будет работать корректно перед, а так если зад на педаль выведешь и допустим заблокируешь зад при торможении то блок управления попытается расслабить задний тормоз, а это не выйдет, отсюда глюк произойдет вероятно.
0
DeeMoto
ты не совсем понял, будет обычная тормазная система, как на мотоках без асб. педаль-тормозной цилиндр-суппорт. полностью исключая электрику
0
Allergen
всмысле на зад? а перед хочешь с абс оставить?
0
DeeMoto
именно
0
Allergen
значит я правильно понял, блок управления то все равно будет снимать инфо с обоих колес и если ты зад заблокируешь то блок будет понижать давление в задке а так как ты все жмешь(допустим)на педаль то оно все равно заблокировано и комп решит что что то не так. Понял?
0
DeeMoto
да, блок будет выполнять свои функции в штатном режиме. при торможении будет посылать сигнал на распределение усилий, но т.к. задний тормоз теперь сам по себе, ничего не будет происходить. но тут может возникнуть ошибка абс, типа сигнал идет в никуда. это нужно опробовать, так что пока не скажу, рабочее ли это решение.
0
Reape
я всегда считал, что абс сравнивает скорость вращения колес, а при стоппи эта скорость будет явно разной… поправьте, если ошибаюсь.
0
DeeMoto
это в комбинированной системе. бывают еще раздельные блоки перед/зад. она тока снимает показания скорости и не дает блокироваться тому или иному колесу.
0
dimi1975
с АБС стоппи не получится,, нужно предохранитель вытащить :) тогда, пожалста:)
+2
ellzar
На видео кстати ситуация когда неопытный пилот просто со всей дури бы нажал на тормоз передней и улетелбы дальше

Я за АБС в общем, не зря в Европе ее делают обязательной для всех мотоциклов
0
Mr_Pink_
У меня АБС стоит и торможу в точности по схеме, которая написана. Абс срабатывает всегда в самом экстренном конце на сухом асфальте или не срабатывает, зависит только от ситуации, которая происходит. На мокром асфальте он чаще включается, чтобы колесо не проскальзывало. Вообще схема удобная и правильная, спасибо за уточнения)
0
Deni95
У меня тоже стоит абс, пару раз приходилось оттормаживатся экстренно, у меня комбинированная система тормозов, при нажатии переднего тормоза идет распределение 70% на переднее колесо и 30% на заднее, клевка нет вообще, так как, у меня передняя подвеска отличается от других байков и поэтому не раз зажимал резко тормоз, не становилась в стоппи, так как, есть функция антистоппи, но, есть ощущения, что мое торможение длиннее за счет этого. А блокировке колес даже речи не шло, считаю что методы что описаны выше, не каждому байку подходят, хотя большинству скорее да, чем нет.
+4
Anny
  • Anny
  • 14 октября 2013 в 9:43
А я когда торможу, жму, все что есть ))
Левой рукой сцепление до конца, правой ногой задний тормоз, правой рукой передний тормоз, левой ногой передачи вниз отщелкиваю.
И про резину — хорошее замечание, уже поставила себе в бюджет на следующий сезон.
+12
VidocQ
Воу! А кто якорь будет бросать и парашют раскрывать? :)
+2
Mandju
Насчет теории торможения в целом, многие пишут про эффективность торможения на малых скоростях… тут например про 40 км/ч. На мой взгляд, это… ну не то что нужно людям, даже новичкам. Искренне полагаю если ехать по правилам 60 км/ч, в любой ситуации можно оттормозиться. На такой скорости любые тормозные системы будут эффективны. Но вот когда по факту в реальности скорость 80-100, тут совсем все по другому. Практикуя в свое время YBR его тормозов… совершенно не хватало для Экстренного торможения. Зажимая передний и добавляя задний, мотоцикл целенаправленно катился в препятствие) Приходилось выруливать, уже с юзом. Так вот, мне кажется что куда полезнее интереснее услышать, как тормозить на скорости свыше 60 и свыше 100+++
К примеру при скорости 150+- по личным наблюдениям, торможение двигателем хорошо помогает, сильно сбрасывает скорость. Обычные тормоза естественно тоже жать надо. Но после понижения передачи и рывка торможения, легче дожать тормозами.
Ну я не спец просто свое мнение ^^
+1
DeeMoto
пару раз экстренно оттормаживался с 200-250. в эти моменты, когда обороты практически у отсечки, двигатель действительно достаточно эффективно тормозит. сложно судить за какое расстояние сбрасывается хотябы 50кмч, но по наблюдениям, если хотябы немного придавливать перед, то буквально через пару секунд снимает порядка 50-70кмч.
А вообще на больших скорость задний тормоз, мое мнение, мало того что не эффективен но и опасен.
За свой стаж так и не смог научить себя пользоваться задом. и падал только однажды из-за срыва переда, когда провафлил песочек на асфальте.
все что сказал, отсится только к спорту. на разной технике разная техника)) А вообще, сколько людей, сколько мнений)
+1
Cosmo
  • Cosmo
  • 14 октября 2013 в 9:51
В прошлом году у меня на скорости 120 км сумкой заблокировало заднее колесо. Тормозной след больше 80 метров.Адреналина хапнул по полной.
+1
5mbytes
Тормозил с 80, все было ок, но в самом конце торможения началась линия песка, земли и камней. Был вечер, видно плохо, не заметил подставу, уронил мот. Даже если знать, как тормозить, можно банально не знать, какое перед тобой покрытие и сколько торможения оно выдержит.
Для себя выделил три правила:
— мотоцикл с АБС
— в принципе избегать ситуаций, в которых необходимо экстренное торможение
— периодически перечитывать литературу по физике вождения мотоциклов (быстро забываются некоторые важные моменты)
0
supaded
не буду врать, читал быстро и по диагонали, вечером нормально прочту.
скажу только одно, гонсчеги на треке, при торможениях сцепу трогают когда трогаются, переключаются на 1ую, иногда на 2ую(смотря какой мот, чтоб коробку не убить сразу)и при понижении передачи, все.
в общем автор, я знаю ты к Людмиле ходил на тренировки, в след году выезжай на москоу рейсвей, на последнем повороте после прямой там постоянные экстренные торможения с переключениями передач с 6\5 до 2ой и все сам поймешь, а так это чисто теория, но в принципе большую часть правильно написал.
+1
maxys146
Одно дело трек, когда надо оттормозиться и на выходе с торможения получить нужную передачу. Тут и отщелкиваться надо. В реальной экстренной ситуации не до отщелкивания, нужно максимально эфективно оттормозиться, а какая передача при этом будет все равно, заглохнет мот или нет все равно.
0
wwolf
то ли в августовском, то ли в сентябрьском выпуске «МОТО» есть интервью с кем-то из гонщиков WSBK… если память не изменяет, он рассказывает про использование сцепления в повороте… подробностей не помню, но написано было просто и понятно
+3
korpr
какое же оно екстренное если всегда делаешь его на одном и том же месте.
+1
thelik
тормозить нужно передним, задним и скоростью, ето 100 процентов, а кто и как ето делает не важно, главное результат!
+1
VidocQ
Хмм, мессадж ТС не дошел?
0
agile
  • agile
  • 14 октября 2013 в 10:33
не согласен с выжиманием сцепления — я пару раз попадал на нейтральную перед экстренным торможением — тормозной путь увеличивался. Физику точную не знаю, но связано с гироскопической силой.
Да и чем меньше жмешь — тем проще запомнить.
Достаточно выжать задний тормоз + передний через нескоклько миллисек и под конец выжать сцепу.
0
maxys146
А что мешало посильнее нажать задний?
Про гироскоп вообще бред, никак он не учавствует в торможении.
+1
popuren1974
Ну не совсем так. Участвует, но опосредованно и не всегда.

Обороты двигателя могут изменять динамику торможения за счет собственного гироскопического эффекта деталей двигателя и трансмиссии: коленчатого вала, маховика, сцепления. Например, у тяжелых мотоциклов «Хонда» и «Харлей Дэвидсон» коленчатый вал располагается поперечно, поэтому он создает гироскопический момент, аналогичный моментам колес; у мотоциклов БМВ, «Урал» и «Днепр» — наоборот, продольно, поэтому при повороте его гироскопический момент увеличивает нагрузку на переднее колесо, улучшая сцепление с дорогой. У ряда моделей одноколейных транспортных средств гироскопические моменты разных деталей взаимно компенсируются.

Соотв. высокие обороты перераспределяют нагрузку по осям и стабилизируют мотоцикл. Невозможно однозначно сказать помогает это тормозить или ухудшает динамику, но учитывать это нужно…
0
maxys146
Рядник: Сптабилизирует мотоцикл в вертикальном положении, удержать мот проще, но к самому торможению отнощения никакого не имеет.
Оппозит небалансированный: добавление или сброс газа дает заваливание мотоцикла в какую либо сторону.
Опозит сбалансированный: Не заваливает мотоцикл но и не дает гироскопического эффекта в плоскости движения мотоцикла.
Высокие обороты на ряднике стабилизируют мотоицкл, кочвенно это помогает тем что проще его не завалить. собственно на само торможение это не влияет.
0
popuren1974
Вот вы усе правильно написали, а выводы обратно неправильные ))) потомучто теория и практика — суть неразрывны…

Рядник: Сптабилизирует мотоцикл в вертикальном положении за счет перераспределения момента по осям, удержать мот проще, но к самому торможению отнощения никакого не имеет.
ну как же не имеет, если дополнительно загружает одну ось и разгружает другую? Сила трения от нагрузки на ось зависит? Каэшно…

Ну и сами же пишите, што:
Высокие обороты на ряднике стабилизируют мотоицкл, кочвенно это помогает тем что проще его не завалить.
у нас же задача не только от обеспечения максимального отрицательного ускорения (в теории) но просто «остановится и не упасть». И вот эта помощь в «не упал» — это тоже торможение(согласитесь, если сорвало колесо в юз и есть/нет стабилизирующий момент — две большие разницы)
+1
maxys146
Согласен, гироскопический эффект позволяет не уронить мотоцикл, но к технике торможения отношения как-бы не имеет. Это уже специфика разных мотоциклов.
+2
agile
я говорю не из теории, а из практики.
Я пару кирпичей отложил когда передача выпала при понижении и торможении.
По крайней мере при выжатом сцеплении мотоцикл не так стабилен — это 100%
И намного легче тормозить с включенным двиглом.
0
883
  • 883
  • 14 октября 2013 в 10:44
после тюнинга это пожалуй самая обсуждаемая тема. от себя добавлю:
соблюдать дистанцию и использовать оба тормоза! ОБА! Процентное соотношение для каждого мотоцикла свое. Я на своем шпроте к примеру в основном задний и на закуску передний. 65 и 35% Степень нажатия, тут уж тренируйся, чувствуй зону блокировки. Двигателем стараюсь не тормозить. Не нужный износ происходит да и звучит не очень;)
0
Funky_Batway
Сбросить газ, так называемое торможение двигателем. Однако он не всегда подходит.

Чем больше объем движка, чем выше были обороты — тем больше подходит. Правильно?
0
maxys146
Да.
Только надо учитывать:
Например если тормозить понадобилось тогда когда мы только что переключились на повышенную передачу. А на низких оборотах торможение двигателем неэффективно.
0
motorandom
Хорошая статья. Тормозить нужно уметь правильно и при этом не забывать про поток машин сзади которые просто не успеют остановить свою консерву))
+3
popuren1974
Консервы тормозят лучше мотоцикла вощет…
+1
frag1ru
Есть еще один не описанный способ торможения.
ТУШКУ которая на моте сидит, распрямлять и цеплять ей соправтивление воздуха (должна отработать как паращют), сильно помогает на скоростях свыше 120км/ч
+9
popuren1974
к стати да ))
но чего уж там, нужно использовать все аэродинамические эффекты. все, что повышает:
лобовое сопротивление (увеличить мидель (растопырить пальцы, уши, колени ...)),
индукционное (увеличить площадт поверхности (мурашки, волосы, чешуя — дыбом))
донное сопротивление (создать зону отрицательного давления позади (поджать ягодицы, например ))
0
Funky_Batway
И все это обязательно тренировать на площадке :)
+1
Mandju
не зря же Про велосипедисты ноги бреют!
0
korpr
а еще раскрывать парашют? и езбить в лохмотьях)
здесь был ататат

0
spamer80
Для спортов покатит. У меня задний тормоз вполне себе эффективен.
+4
ADWEBS
Не согласен про сцепление — не надо его выжимать. Во-первых, мотоцикл наиболее стабилен пока на заднем колесе есть движущая сила, если этой силы нет, то он больше похож на неуправляемый снаряд. Во-вторых, торможение задним тормозом при включенной передаче препятствует блокировке заднего колеса, если выжать сцепление, то зад заблокируется гораздо раньше.
Ну и про торможение двигателем — при относительно длительном торможении на грани блокировки (сбрасываем со 120 до 0, например), когда нельзя уже увеличить усилие на тормоза, есть смысл щелкать передачи вниз (можно и без сцепления, но надо тренироваться), это очень сильно помогает.
Сцепление надо выжимать только если двигатель начинает глохнуть.
0
mhz
  • mhz
  • 14 октября 2013 в 16:51
Вот ждал эту мысль!
Тренируясь тормозить заметил, что заблокировать заднее колесо с прицепленным двигателем гораздо сложнее. При выжатом же сцеплении можно долго катиться с юзом заднего.

Да и автор пишет:
Во вторых: Если все-же отщелкивать передачи вниз со сцеплением то в моменты выжима сцепления мы полностью теряем сопротивление вращению колеса.

Собственно сама техника:
Одновременно выжимаем сцепление и…
Это противоречие или мне показалось?
0
maxys146
Показалось. Если тормозить только двигателем и выжимать сцепление при переключении, то в моменты выжима самого торможения нет. Я-же пишу что надо выжать сцепление и тормозить задним тормозом.
+5
ADWEBS
Ну если говорить об эффективном торможении, то выжимать сцепление при торможении не стоит. На своих мотоциклах и на мотоциклах друзей ставил опыты по торможению с 80 км\ч. Были следующие «упражнения» с таким порядком действий:
1. выжим сцепления — передний тормоз — задний тормоз — я висну на руле по инерции
2. выжим сцепления — передний тормоз — задний тормоз — я смещаюсь назад как можно дальше
3. выжим сцепления — задний тормоз — передний тормоз — я смещаюсь назад
4. сброс газа — задний тормоз — передний тормоз — я смещаюсь назад
5. сброс газа — я смещаюсь назад — задний тормоз — передний тормоз
6. сброс газа — я смещаюсь назад — задний тормоз — передний тормоз — щелкаю передачи вниз

Про первому варианту тормозит 90% райдеров, как новички, так и опытные дядьки, откатавшие не один сезон. Самым эффективным оказался шестой вариант — разница с первым в 3-4 раза. Причем на более легком мотоцикле этот вариант сократил тормозной путь в 4 раза (вес мота 200 кг), на мотоциклах потяжелее (280-340 кг) тормозной путь сократился в среднем в 3.5 раза, различия были несущественными. На минстрике и вариоре разница в 3 раза — там изначально более эффективные (в отличии от остальных подопытных) передние тормоза.
Все мотоциклы были в той или иной степени чопперами/круизерами: хонда магна 250, хонда втыкс 1800, вулкан 1500 классик (2 разных годов), вулкан 1500 минстрик, вариор 1700, сузуки vz800. Условия — гладкий ровный сухой асфальт, температура 28-30 градусов.

Выбрал для себя шестой способ, ибо по другому быстро остановить свой утюг не могу :)
+1
popuren1974
Супер, спасибо!
0
_VZ_
Спасибо! Отличная методика и все очень четко расписано! Согласен также, что для эффективного торможения выжимать сцепление не стоит (только если в самом конце торможения, чтобы не заглохнуть).
0
Mutab0r
Если мне память не изменяет, то в каком-то журнале, автор провел тот же самый эксперимент (включая торможение в повороте) — 6 вариант оптимальный!!! На каком бы классе байков вы ни ездили.
Приемущества такого торомжения особенно заметно на чопперах и круизерах, так как там низкий ЦТ и широкий каток
0
ZOODOKTOR
А как правильно тормозить на коробке полуавтомате?
0
spamer80
Удобнее -)
0
dimi1975
полностью с тобой согласен!!!
0
and000
А так-же что наиболее эффективный тормоз это передний. Значит прежде чем начать торможение надо попытаться улучшить сцепление его с дорогой. Причем делать это надо до начала торможения передним тормозом, в противном случае из-за слабого сцепления переднего колеса с дорогой мы рискуем сорвать его в юз. Это можно сделать только увеличив давление шины на асфальт. На мотоцикле это значит перенести вес на переднюю часть мотоцикла.

Всегда считал что нужно загружать зад. С одной стороны загрузка задницы — увеличит площадь контакта колеса с дорогой. С другой — при торможении мото стремится вперед, значит задний амморт будет со временем загружаться и терять контакт с дорогой и значит будет становится все менее и менее эффективным. Сжатый по максимуму задний аморт как раз и призван сохранить эффективность заднего тормоза как можно дольше.
Дополнительная загрузка переда(сместиться на бак) по ровной прямой дороге приведет к тому что задний тормоз еще быстрее станет неэффективным.

Вот так читал в теории. И чуть-чуть проверил на практике.

Было бы еще отлично чтобы «как тормозить эффективнее» вылилось в отрабатывание на площадке и эксперименты… А не в очередное комментоблудие.
0
maxys146
Вот так читал в теории
Это кто-ж такую «теорию»-то пишет?
Производители наверное для красоты ставят на переднее колесо не один а 2 тормозных диска большего диаметра;)
Сжатый по максимуму задний аморт как раз и призван сохранить эффективность заднего тормоза как можно дольше.
Беда в том что вопреки горе-теоретикам законы физики не дают эффективно тормозить задним тормозом. При отрицательном ускорении(торможении) вес в любом случае переносится на переднее колесо и только им можно тормозить эффективно. Другое дело езда со вторым номером и конструкционные особенности круизеров. там достаточно большой вес приходится на заднее колесо и задние тормоза работают эффективнее. Однако даже в таком случае передний тормоз убдет эффективнее заднего.
0
and000
вес в любом случае переносится на переднее колесо и только им можно тормозить эффективно.
Еще раз. Основной тормоз передний.

Но тормозить только передом считаю зло. Использую оба тормоза. И вот чтобы задний был как можно эффетивнее — загрузка задницы. Честно, я хз какая жизнь на спортах, сколько тормозов, можно ли выворачивать руль и тормозить передним тормозом при этом. Абс у меня не живет.
На своем трансальпе я пробовал. И пробовал разные вещи и загрузки. И на грунте и на асфальте. И на разной резине.
Лично у меня самый эффективный способ экстренного торможения:
1. загрузить жопу мотоцикла.
2. начинать торможения с заднего, попутно подключая передний.
3. сбрасывать передачи вниз, чувствую грань перед блокировкой. Контролируя это сцеплением.

На истину не претендую.
+1
Reape
Фактически задний тормоз в указанной ситуации нужен для двух вещей:
1. Загрузить переднюю подвеску для увеличения эффективности последующего торможения передним тормозом
2. «Придержать» крутящий момент, поступающий с двигателя (это если не выжимать сцепление) — полезно в пробках, особенно на большой кубатуре, где первая-вторая передача при неаккуратном обращении с газом вызывает сильные рывки мота, плюс при прохождении поворотов по малому радиусу тоже помогает, мотик ведет себя мягче и предсказуемее, если придерживать задний тормоз.

Как ты ни загружай заднюю подвеску, но чем сильнее ты тормозишь, тем менее эффективным становится задний тормоз.

Сам по себе задний тормоз именно в качестве тормоза эффективен только на малых скоростях или на мотоциклах с низким центром тяжести (большинство чопперов с длинной базой), где тяжело загрузить переднюю подвеску — там переднее колесо быстрее уходит в юз, поскольку вектор сил, действующих на резину в области пятна контакта направлено под очень большим углом к асфальту, практически горизонтально — усилие на срыв резины там превалирует над усилием прижатия колеса к покрытию, если говорить о больших отрицательных ускорениях, присущих экстренному торможению.
0
and000
Речь идет о максимально эффективной работе двумя тормозами. При экстренной остановке по прямой. Нигде не писал что «нафиг передний. Даешь только задний». И не писал «забыть про задний. Надо только передний». Об это ни слова не написал.

Комментарием я подчеркнул. Что используя оба тормоза можно сократить свой тормозной путь и добиться стабильности мотоцикла при экстр. торможении. И загрузка переда мотоцикла в начале торможения — приводит к тому что время эффективной работы заднего тормоза сокращается.

p.s. все описано относится к 650му трансальпу. Как ведут себя спорты я не вкурсе. Если ошибаюсь — ок. Значит ошибаюсь.
0
ADWEBS
Все правильно. На всех мотоциклах так, единственное — если вилка длинная, то перед легче сорвать в юз (чопперы, круизеры). Если не ошибаюсь, в видюшке «Води как профи» правильная техника торможения подробно с примерами объясняется. Мне казалось, все должны были смотреть, тем более даже с переводом есть. А здесь уже нагородили огородов, особенно в коментах.
+2
Fhh
  • Fhh
  • 14 октября 2013 в 16:11
эффективнее всего тормозить — не откручивая перед этим ручку :)))
+1
del12
эффективнее всего тормозить не выезжая на дороги…
+1
Fhh
  • Fhh
  • 14 октября 2013 в 16:34
да :) не выезжая на дороги общего пользования :)
0
popuren1974
эффективнее всего тормозить вообще не трогаясь с места )))
+6
maxys146
Эффективнее всего тормозить получается с утра 1-го января…
+2
MotoEzh
товарищи, не тормозить двигателем и выжимать сцепление — ну это же две большие разницы!!! элементарно проверяем — хоть на 20 км\ч резко тормозим задом — с выжатым сцеплением и на скорости не трогая сцепление. с выжатой сцепой эффект блокировки почти мгновенно наступит. выводы делаем сами.

п.с. Боже, благослови АБС ^__^
+3
maxys146
Так надо меру знать, а топать пяткой «в пол»;)
+1
MotoEzh
если при торможении есть время подумать че как жать — то это уже не экстренное торможение, имхо. экстренное — это мгновение, на инстинктах, что на тренировках тренировалось — то и жамкнется…

про сцепление не согласен? или другие ощущения?
+2
maxys146
экстренное — это мгновение, на инстинктах, что на тренировках тренировалось — то и жамкнется…
Вот поэтому я говорю что надо постоянно тренироваться на площадке, а не надеяться на то что «жамкнется».
Интересно, а передним тогда как тормозить если там привода к движку нету?;)
И вот это
резко тормозим
одна из самых больших ошибок при торможении. Тормозить надо быстро но плавно, а не резко.
+1
MotoEzh
вопросов больше не имею.

элементарно проверяем — хоть на 20 км\ч резко тормозим задом

ты сам ответил на свой вопрос относительно привода — почему задний юз не страшен и контролируем даже новичками, а вот передний — без привода…
0
maxys146
Не понимаешь, да?
Срыв заднего не страшен не потому что он с приводом, а потому что он 1-задний, 2-не поворачивается, 3-на него приходится малый вес.
Попробуй тормозить задним тормозом с включенным сцеплением на 5-6 передаче и увидишь как двигатель будет не тормозить а разгонять мотоцикл когда скорость упадет до холостого хода. На мелкой кубатуре некритично, но неприятно.
Ёжик, вместо того чтобы заниматься спорами в интернете лучше иди на площадку и учись пользоваться тормозами, поверь, задним тормозом можно очень эффективно работать, у не го не только 2 положения вкл/выкл
P.S. Можешь еще зайти в профиль мой, открыть комментарии и минусовать каждый;)
+1
MotoEzh
сегодня просто не мой день и меня все как-то не правильно понимают — вот стою я в глухой пробке в левом ряду, а справа поворот — ну я и думаю, впереди автобус всю дорогу перегородил, сверну направо, объеду кругом — а справа народ как увидел мой поворотник, так сразу просто колонной сантиметр между бамперами как попер… вот я и думаю — либо поворотник у меня не работает, либо надо хотя бы изредка спать.

не думала что мужчины заморачиваются минусами, извини. правда, извини — сейчас времени нет пойти по профилю и компенсировать тебе плюсиками в других местах, позже обязательно сделаю.
-1
maxys146
Да забей на эти минусы, просто я ставлю минуты только на откровенные оскорбления и неадекват.
А ты высыпайся, нехорошо так ездить в таком состоянии) Ну и на площадку конечно-же)
+1
AnriZ
  • AnriZ
  • 19 января 2016 в 1:50
Норм пост, получил подтверждения тому чем пользуюсь сам. Лови плюс.
P.s. Торможе всем, начиная с подтормаживания задним на грани срыва (иногда чуть срывает, но не страшно) и на мгновение позже двигатель + передний тормоз. Пока нормуль, всё получалось. А вообще просто стараюсь не допускать ситуаций, в которых придётся резко тормозить. ))
+1
_GoodNight_
Очень грамотный пост. Плюс в карму.
От себя могу еще добавить, что задний тормоз, помимо загружающей и стабилизирующей функции, обладает еще одним полезным свойством. При соответствующем навыке, им можно достаточно эффективно менять траекторию мотоцикла во время экстренного торможения. Сам таким образом избежал фатальной аварии в Польше три года назад, когда оттормаживался перед повернувшей передо мной со встречки машиной. Тогда это вышло совершенно случайно. Но с тех пор стараюсь, по возможности, тренировать этот элемент управления.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. maxys146, Пара мыслей о торможении...