Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. Andante → История модели Harley Davidson Softail. Билл Дэйвис и Первый Софтейл.

Первая часть.

Наша история начинается не в залах славы Харли Дэвидсона и даже не в Милуоки, а в в гараже одного байкера в Миссури.
Билл Дэйвис, любитель кататься, кастомайзер и инженер-механик из Сент-Луиса, штат Миссури, становился очень грустным байкером, когда видел свой Супер Глайд 1972 года. Поэтому он начал набрасывать план по кастомизации Харли в то, что он действительно хотел. «Мне нравился вид кастомного хардтейла» — говорит Дэйвис – «но я хотел бы ездить на нём достаточно далеко, а значит ни о какой отвратительной жёсткой подвеске не могло идти и речи.»
Производители афтермаркета того времени предлагали несколько рам, которые претендовали на вид хардтейла и комфорт амортов с маятником. «Они все использовали схему свечной подвески», объясняет Дэйвис. «Мне они казались ни эффективными, ни наделёнными красотой жёсткой подвески. Я думал, что должен быть вариант получше, и я решил построить его для себя.»



Постройка Первого Софтейла.



Дэйвис начал экспериментировать с несколькими разными типами подвесок на его Супер Глайде в 74-75 гг. Вскоре он отладил конструкцию, которая давала ему и вид правильного хардтейла, и настоящую рабочую подвеску: треугольный маятник с осью вращения на вертикальном элементе, между верхней и нижней гранями.



У маятника Дэйвиса были сходные черты с подвеской, которая использовалась в Винсенте Rapide и Black Shadow 1940, а также в кроссовых моделях Ямахи 1970, однако причины для использования схожих решений были совершенно противоположными. Обе компании старались выставить свою подвеску напоказ, в то время как целью Дэйвиса был вид хардтейла, то есть он старался скрыть факт того, что подвеска вообще есть. Дэйвис умно спрятал под сиденьем двойную пружину с одинарным амортизатором от снегохода, который обеспечивал мягкость. Рама проектировалась таким образом, чтобы скрыть ось вращения маятника.



Чтобы продолжить линию от маятника и завершить вид хардтейла, Дэйвис согнул трубы рамы своего Супер Глайда так, чтобы они выглядели как продолжение маятника. Последним штрихом стал кастомный масляный бак, который подражал подседельному баку-подкове Наклхедов и Панхедов.
Дэйвис настолько успешно модифицировал свой Супер Глайд (тогда он ещё не не придумал название новой подвеске) под вид хардтейла, что, по его словам, «только люди, которые по-настоящему разбирались в Харлеях могли догадаться, где там подвеска. Он выглядел реально круто. Многие говорили мне, что мой прототип выглядит лучше, чем то, что они видели раньше. Я вынес вилку при помощи удлинённых больше чем на 10 дюймов перьев и кастомных траверс, и убрал все декали с надписью AMF (Прим. Пер. — компания American Machine and Foundry, купившая Харли в 1969 году. В годы её «правления» имидж компании сильно пострадал от упавшего качества и неоднозначных решений). Этот байк выглядел как нечто большее, чем просто поздние чопперы с хардтейлом, благодаря уйме ручного труда, потраченного на него.»



Прототип Дэйвиса имел вид чоппера с хардтейлом, но создатель всё ещё не был до конца удовлетворён, потому что седло ещё было слишком высоко и маслобак не выглядел правильно. После некоторых улучшений, он смог достаточно опустить седло и разобраться с баком.



Когда байк был готов, Дэйвис сделал то, что было естественным: он с гордостью ездил на нём везде. «Он работал отлично», вспоминает он, «но пружины были мягковаты. Я заменил их на те, что были пожёстче, и это было идеально.» Билл отправился в долгую поездку. Куда бы он ни приезжал, «люди, которые по-настоящему знали Харли говорили, как сильно им нравится мой мотоцикл.» Этот исторический аппарат мы называем Первый Софтейл.
Так как мотоцикл понравился людям, Дэйвис задумался о постройке и продаже копий. Он нанял поверенного и оформил патент на свою разработку. Это не отняло у него много времени, так как он подсчитал, что проще и дешевле делать уже готовые кастомные рамы, чем комплекты по изменению заводских. Билл начал готовить рамы для производства.



Первый взгляд Харли.



Пока Дэйвис копался во всём этом, ему пришла в голову идея получше: а почему бы не показать его прототип самой компании ХД? Он взял телефон, набрал номер МоКо и попросил позвать Вилли Г.(Прим. пер. — Вице-президент компании по стилю) «В те времена всё было попроще, меня с ним соединили», вспоминает Билл. Вилли Г. Был доброжелателен, и они договорились о встрече.
«Я сел на байк и погнал в Милуоки в компании друга, который только что купил себе голдвинг», вспоминает Дэйвис. «Это был август 1976, и была жара!» После того, как они заехали на фабрику на Джуно авеню (прим. Пер. — там располагается завод ХД) и встретились с Луи Нетцом (Правая рука Вилли Г. По вопросам стиля), Дэйвис проводил Нетца и нескольких инженеров к своему байку, чтобы показать им свой псевдохардтейл. Прототип оказался настолько кастомным, что один из инженеров спросил: «Тут вообще осталось что-нибудь от Харли?» Позже к ним спустился и сам Вилли Г.

«Они были очень, очень впечатлены», вспоминает Дэйвис, «но никаких предложений я тогда не получил. Я не слышал от них ничего ещё шесть месяцев. Тогда мне пришло письмо от Вилли Г., который писал: «Наш штат инженеров сейчас заполнен, но мы заинтересованы
Так или иначе, Дэйвис не сидел сложа руки в ожидании звонка Вилли Г. «После этого я подумал, что, может быть, обойдусь своими силами. Я усовершенствовал конструкцию для упрощения производства, так как с воспроизведением моего прототипа были проблемы. После постройки всех приспособ для работы, Дэйвис снабдил своими рамами всех других кастомайзеров в Сент Луисе и окрестностях. Варя рамы, Билл придумал, как ещё больше занизить седло, используя двойные амортизаторы (пока всё ещё под сиденьем, но уже параллельные трубам рамы) и сделать маслобак ещё ближе к тому виду, к которому он в итоге пришёл. Он сделал около десятка таких рам и даже разработал похожую раму для спортстера.



Road Worx



Пока Дэйвис работал над совершенствованием своего псевдохардтейла для массового производства, он сводил концы с концами, продавая самодельные детали и переделывая чужие рамы на заказ. Однажды один парень привёз свой Наклхед для того, чтобы Дэйвис кое-что переделал в раме. В магазинчике Дэйвиса парень с Наклом увидел новую разработку Билла, почувствовал заложенный в ней потенциал и начал уговаривать хозяина оформить партнёрство для продажи этих рам.



«Он был продажником, очаровывал людей — очень хорош в делах и общении с людьми.», говорит Дэйвис. «он отлично дополнял меня. Когда я согласился, он взял инициативу на себя.» (Билл не раскрывает имя своего партнёра, поэтому будем звать его просто «Бизнесмен» или «БМ» для краткости.)
И он начал дело. Перво-наперво БМ сделал маркетинговое исследование и разослал опросники по представителям индустрии чтобы прощупать рынок. Потом он выбил кредит для начала бизнеса, в то время как Дэйвис заканчивал доводку до ума своей подвески и делал инструментарий для мелкосерийного выпуска. Вскоре они открыли магазин и выбрали название для компании: Road Worx.
В процессе этого им позвонили из МоКо. В этот раз это был Джефф Блюштейн (Тогда — вице-президент инженерного отдела компании, сейчас CEO). Блюштейну понравился концепт и он продвигал его в компании. Он убедил Дэйвиса, что компания всё ещё заинтересована в его разработке, и тот отправился в Милуоки чтобы выслушать их предложение. Дэйвису условия, предложенные Харли, показались так себе, и после консультации со своим адвокатом, он попросил большего. МоКо повысили ставки, но недостаточно, чтобы поменять его решение.

Внезапное откровение: Sub Shock.



Вернувшись домой вновь разачарованным, Дэйвис завершил работы над последней значимой проблемой своей конструкции: он всё ещё был вынужден делать сиденье достаточно высоким, чтобы пружины не скребли по его изнанке. Он попробовал несколько вариантов перед тем как на него снизошло откровение.



«Практически в отчаянии», вспоминает он, «я понял, что нужно поместить аморты под трансмиссию. Это было реально непросто, но это реально решало все проблемы с высотой седла и позволяло сделать по настоящему правильно выглядящий маслобак.» (Стоит заметить, что мотоциклы с под-двигательными пружинами или амортами уже встречались в прошлом, даже у самого ХД — в модели Скат 1963 года.)



К сожалению, это создало новые серьёзные проблемы. «Все амортизаторы того времени, которые я знал, работали на сжатие, в то время как мне нужны были те, что работали на растяжение. И у меня было немного места для манёвров, так как если аморт был слишком большим, он будет торчать снизу и уменьшит клиренс.» В конце концов он сделал аморты из цилиндров, наполненных полиуретаном — полимером, который одновременно и пружинит, и гасит колебания по своей природе.



Дэйвис быстро построил прототип новой рамы, «одел» его как самую модную на тот момент Дайну Вайд Глайд FXWG и тут же приступил к дорожным тестам. Спустя много миль и тонких настроек, он в конце концов остался полностью удовлетворён работой новой подвески. Он даже придумал ей название: «sub shock» (Прим. Пер: «под-аморты»). Новая система оказалась даже аккуратней и правильней, чем Первый Софтейл. Плюс к этому она могла похвастаться такими инновациями, как ременной привод и тефлоновые сферические подшипники маятника.



Продолжение следует...
  • AndanteAndante
  • Павел
  • 5 октября 2013 в 17:56
  • 6
  • ?

Комментарии (18)

RSS свернуть / развернуть
+2
SNOODY
Ликбез прям!)
+6
Andante
Ударим интересной информацией по осеннему унынию и безграмотности! =)
+4
Tommygun
Спасибо Павлу за труд, прочитал заодно и первую часть, теперь буду следить за продолжением… молоток!
0
Andante
Всегда пожалуйста =)
+2
ars90tm
Павел, благодарю! Очень познавательно, но… мало =)
Жду продолжения

Кстати, БП сегодня дико радует — сначала 2 истории про тру-оппозидчиков, потом про ХД...)
+4
Andante
Я же не могу как печатный станок писать и переводить =) Выкладываю по мере возможности. Там ещё порядком…
0
ars90tm
с нетерпением жду)
+1
mari
  • mari
  • 6 октября 2013 в 12:38
интересно и занимательно, как всегда)
+2
pachuco
Очень интересно и познавательно — жду продолжения :)
+1
ogr
  • ogr
  • 7 октября 2013 в 10:10
Здорово! Очень интересно!
+1
VMVortex
Спасибо за продолжение!
Возможно, после завершения перевода, стоит сие творение издать на бумаге?
+1
Andante
На английском она в бумаге есть, а на русском у меня прав это издавать нет, да и незачем — пусть люди в сети читают =)
+2
VMVortex
Отсутствие данной книги на бумаге отнюдь не уменьшает её ценность для читателей!
Ждем продолжения)
+1
Smileek
Я все время вычитываю у тебя что то новое о хд)
+1
Andante
В этом моя мото-миссия, наверное =)
0
Smileek
тогда ты очень успешно с ней справляешься)
как рука?)
0
Andante
В ближайшие полгода без изменений к лучшему
+2
Smileek
Надежда баба живучая. она нередко добивается своего, как и все девушки. главное не сидеть на месте. но это ты и так как я вижу продолжаешь делать)
Все наладится)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Andante, История модели Harley Davidson Softail. Билл Дэйвис и Первый Софтейл.