Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. and000 → Мысли вслух. Грунт.

Доброго времени суток.

При езде в асфальтовом режиме дорожное покрытие у меня условно делилось на две части: асфальт и все остальное. Возможно виной тому служил ебрик. Мотоцикл за свои деньги отличный. Но подвески в сравнение с турэндуриком – ни о чем.

Появление трансальпа внесло свои коррективы. И добавило такое понятие как грунт, и асфальт стал восприниматься слегка иначе.


Ебрик, как и любой мотоцикл, отлично переваривает хороший асфальт. Мокрый он при этом или сухой абсолютно не важно. Да, речь об мокром асфальте а не мокрой ебрике. Хотя мокрый хороший ебрик все так же отлично переваривает и мокрый хороший асфальт.

А вот все остальные не асфальтные вещи – плохой асфальт, песок, грязь, колеи глиняные или бревнышки – малышу не нравятся. Проехать можно…

А вот с появлением трянсляпа ситуация поменялась. Ситуация изменилась еще больше, когда прогулки по грунту участились.

Хороший асфальт как был в категории «лучше ехать по нему». Так в этой категории и остался.
Убитый асфальт перешел в категорию почти хороший, едь спокойно.
А вот понятие «не асфальт» плавно пертекло в понеятие грунт. Причем как оказалось асфальтный опыт на трансляпе, и вне асфальтный опыт на ебре – не смогли меня подготовить к шоку. Первый шок произошел от осознания грунт очень разный.

Дальше все идет в описании трансальпа, потому что для ебрика по сути как все было асфльт и грунт так и осталось.

Первые попытки ездить по грунтовкам показали что щебень как и любое твердое покрытия воспринимается на ура и на отлично. Едешь себе и не паришься. Ямки и кочки – подвеска чаще всего кушает на ура.

Так было ровно до того момента как чуть не навернулся. Шел по городу свои 80. Вечером. Наши дорожники проводили ремонт. Ямочный. Меня угораздило влететь в ямку асфальта. Размером примерно 2*2 метра. Заполненного гравием. Скорость я пробовал сократить до 60. В итоге нагрузил переднюю подвеску, вцепился в руль, ну и взгляд в яму и вся классика. Как не упал – не знаю. Дуракам везет.

Событие заставило задуматься и почувстовать что мелкий и средний гравий по структуре очень напомнил песок. По классике – больше газу и все в порядке.
Захотелось подтвердить свою догадку. Поехал искать гравий… Нашел. Попробовал… Ага, почти как песок. Сделал заметку в голове и про гравий временно забыл.

Но гравий не забыл обо мне. В этот раз наши асфальтные дорожники были не при чем. Дело было на загородном хайвее. Асфальт кончился и начался участком с крупным кирпичем+булыжниками. Недавно был дождь. Мокрый булыжник «кусками» оказался жутко скользким. Как впрочем и обычным булыжник после дождика. Не упал, потому-что про скользкую брусчатку был в курсе.

Песок… Как же я тебя люблю. Но узнать что песок разный и ведет себя по разному было новостью. В лесу он один, на пляже другой, мокрый он третий. Мда. Оказывается на мокром печке мотоцикл в разы устойчивее чем на сухом. Что ж дальше?

Дальше грязь. Украинский, мать его, чернозем. Увы, или к счастью лазил и в него. Он до конца мной не понят. Но урок, что колея на одном поле и колея на другом поле – могут очень сильно отличаться. Этот урок частично мной уже усвоен. А после недели дождей и одного сильного летнего дождя дороги совершенно разные. И если во втором случае, к своему удивлению, дистанция в 500-600 метров была мной пройдена относительно легко… То в осенней распутице за 100 метров меня угораздило упасть дважды. Принять решить «да ну его» и оставшиеся 100 метров до асфальта проползти по краю лесополосы. Потому-что в лесополосе не было колеи и травка своими корешками делала чернозем не таким скольким.

Травка… Сухая вполне ничего. А мокрая — скользкая. Если резина злая и можно зацепиться – все гуд. А если резина дорожная можно подскользнуться. Не удержишь мотоцикл? Готовься к игре «Лесная Гимнастика». При этом в траве может быть все что угодно: колеи, кротовьи кочки, бревна, ямки… Причем все эти препятствия совершенно не видны.

Лужи… Очень сильно влияют на какой почве находишься. Причем иногда лично мне безопаснее залезть в нее, чем объехать по скользкому краю и отлавливать заднее или переднее колесо.

Колеи… Сухие это одно. Мокрые это второе. А на подъеме, а на спуске, а если в них всякие корешки и прочие палочки. Широкие и узкие. С ровными краями и резкими…

Глина такая же как грязь? Отнюдь. Она тоже разная. Сухая лучше мокрой – это и ежу понятно. А вот что приятнее мокрая глиняная колея и мокрая колея чернозема – тут уже нужно открывать консилиум.

Второй шок произошел кода все перечисленное выше сочетается. Когда одна и та же дорога оказывается разной. В сухую погоду все отлично. После дождя она меняется. А после осенней распутицы начинаешь искать возможность установить лебедку и положить тросс и саперную лопатку.

Пример. Едешь себе по лесочку. Сегодня решил забраться чуть дальше. Незнакомая дорожка. Песочек средненький. Стараешься притопить. Страшно, но мозгом и опытом понимаешь что так лучше. Газу. А тут за поворотом лужи, корешки мокрые. Приходится реагировать…
Иногда правильно, иногда нет. Иногда трансляп и природа ошибки прощают, а иногда и наказывают.

Или еще вариант едешь себе по траве не спеша. Стараешься делать по умному – «в стойке и разгрузить переднее колесо по максимуму». Работает, помогает. Ровно до того момента как нужно в таких условиях ехать вверх по склону. Тут уже парадокс загрузить перед или наоборот разгрузить…

В общем катаюсь по грунту. И попутно узнаю о нем массу нового. Двигаясь по асфальту о таких вещах просто не задумывался. Это одновременно сложно и интересно. С одной стороны дорожки хочется разноообразнее. Чтобы опыт и все такое. С другой стороны заедешь непонятно куда. Понимаешь: «Все! Приплыли». Намучаешься с вытастикиваением слона. В такие моменты где-то там на краешке сознания мелькнет мыслишка… Может ну его этот грунт? Два цейнтера тяжеловато. Давай как все в дальнобой, по асфальтику, по городишкам. На море скатаемся. Львов съездим наконец-то посмотрим. Питером и Казанью полюбуемся. Можно вот в Европу намылится или к белоруссам в гости…

Пока понимаю одно. Пара сезонов асфальта мало помогли на грунте. Чувствую себя первосезонником. Впору задавать вопрос «посоветуйте первый мотоцикл».

Всем удачи.

p.s. Мысли навеяны лесными покатушками
  • and000and000
  • Андрей
  • 23 сентября 2013 в 17:44
  • 2
  • ?

Комментарии (5)

RSS свернуть / развернуть
0
anrytsapu
Очень интересный анализ грунтов и поведения мото на них) Прямо монография) Удачи на грунтах!
0
gazolin
Да, коллега, опыт сразу не приходит. Вот уже начинаешь разбираться в различных покрытиях. Катай чаще, и докторская степень у тебя в кармане!))
+2
Anny
  • Anny
  • 24 сентября 2013 в 6:55
Уже не первый раз вижу мнение, что «асфальтовый» опыт — ни о чем, по сравнению с опытом внедорожным.
Поскольку я зашла с другой стороны и первые мои выезды были по бездорожью, травке, камушкам (а еще не умея ездить....). Потом, когда сунулась на асфальт, первая мысль была — как же легко по нему ездить )))))
+2
AcidRain
Есть такое. Главное не расслабляться — на асфальте свои опасности.
+1
mitri4
само по себе покрытие (асфальт) несет гораздо меньше проблем, тут вы правы, но говоря об опыте нельзя рассматривать асфальт сам по себе. Если вы на асфальте, значит вы на дороге общего пользования, тут уже другие точки контроля, поэтому я бы сказал, что движение по бездорожью и движение по дороге совершенно разный опыт.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. and000, Мысли вслух. Грунт.