Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Liskhin → Вехи истории: легендарный М-72



Не видела я Второй Мировой войны своими глазами, но душа беспрестанно преследует клубок минувших трагедий и судеб. Годы летят вперёд, но картина того мира, где прадеды сражались за будущее, как за нирвану, за то, чем сейчас распоряжаемся мы, ищет и ищет своей осмысленности. Вот и первый пост посвящаю первому мотомотору Священной войны, под знаменем Красной армии — легендарному М-72.

Все, кому интересно, прошу под кат

Бескрайние просторы нашей родины… ещё немного и в их девственную безмятежность ворвётся враг, пение птиц вырвет из скорбящей природы скрежет по плоти орудий и стоны людских жертв. И всё почему? Всхлипы… Почему, — шептали детские голоса, пытаясь добиться от матерей ответа, пока те прикрывали их своими телами, в спазме ожидания очередной бомбёжки.

А всё потому, что есть мир, что эгоистичен и беспощаден. И имя ему ненависть.

* * *


Договор о ненападении — пропасть. Скорее договор с судьбой о том, что война неизбежна. Договор, где все средства хороши, поэтому пора начинать непосредственную плотную подготовку во всех направлениях, во всех подразделениях армии, не оставляя компромиссов хладнокровному врагу. А враг тем временем «подогрелся» «Блицкригом»: ясно одно — времени в обрез, в короткие сроки вооружённые силы должны не просто быть готовыми к обороне, но быть по максимуму мобильными. Такой сумбурный план не совсем состыковывается с данностью: Министерство обороны Советского Союза решает, какое оборудование должно быть модернизировано, а заводы и гении конструкторской мысли обдумывают новые технологии производства военной техники. Модели мотоциклов, пережившие предыдущий военный конфликт с Финляндией, безвозвратно счахли, как и технология их производства, да и качество сборки… хм, далеко от удовлетворительного.

Думаем, рассуждаем, собираем совет руководителей мотоциклетных заводов. Ох, уж много вас «рекламщиков», да только ж война! Понимаете вы или нет? Товарищ Дюмулен, технические характеристики-то оно очень благонадежно, да уж больно много собравшихся… однако ж, скажите, на каких мотоциклах наступает фашистская армия?

Так, одним ответом и определился предтеча нашего М-72 — немец BMW R71. Всего «предков» было пять, вывезенных украдкой из Швеции. Так что контрабанда для нас не в новинку. Принялись за работу. Чего, чего, а полёта конструкторской мысли, коли надо, у нас не занимать. А война тем временем уже шла полным ходом. Зимой 1941 новенькому М-72 предстояло себя показать на полевых испытаниях, а уже с весны, с согласия Сталина, производство железного коня было поставлено на поток. Точнее потоки, коих было немало: ЗИС (автозавод им. Сталина) поставлял двигатели, КИМ (Коммунистического Интернационала Молодежи) – коробки передач, и Горьковский АЗ – коляску + «кардан», чуть позже к ним присоединятся завод Красный Октябрь, и ещё несколько заводов других городов нашей родины для производства и поставки комплектующих. А сливались они на «Искре» — Московском мотоциклетном заводе, куда из прототипов BMW было доставлено два аппарата: один пустили «на костяшки», другой же напротив, оставили нетронутым воплощением тогдашнего совершенства. Между прочим, сохранился до наших дней.

Однако проворность врага поставила под вопрос безопасное расположение головного завода ММЗ. И тут, как это не раз бывало во время войны, решили перенести производство в зону недосягаемости бошов, фрицев, да как угодно, — на Урал, в небольшой город Ирбит. Вот, что самое интересное — единственной промышленной точкой города был пивоваренный завод. Спрашивать и возражать не стали, решено переоборудовать его для военных нужд, развернулось массивное производство М-72. Да, это было только начало…

Не сказать, что всё сразу пошло как по маслу, даже переоснастив завод, имея на руках чертежи, головы опытнейших конструкторов, мы встретились со множеством трудностей технического характера. И лишь 25 октября 1942 года первые М-72 были поставлены на фронт к отрядам мобильных и разведочных войск. Всего для нужд войны завод выпустил около 9000 М-ок. Для сравнения — Германия выпустила не более 2500 единиц мототехники за всю войну (просто цифры, ни к чему не обязывают.)



Пододвигаемся к техническим характеристикам.

В сравнении с мотоциклами советского периода BMW R71 содержал немало новшеств: среди них привычное нам переключение передач; двухцилиндровый, оппозитный двигатели, свойственные вообще бмвхам серии R: в таком механизме за счёт общего балансирного вала с противовесами, моторы очень хорошо уравновешены (если сослаться к нашему времени, то такую конструкцию имеют кавы версус и ER-6, что достаточно о многом говорит). Каждый цилиндр связан с самостоятельным карбюратором. Сюда же относились пружинная подвеска на заднем колесе и телескопическая передняя, более жёсткая трубчатая рама. Кроме всего прочего, качество исполнения и обработка деталей мотоцикла антикоррозийными средствами далеко ушло вперёд.
Стоит, кстати, отметить, что сама Германия к тому времени отказалась от производства R71 в пользу R12. Почему на самом деле, остаётся только догадываться, скорее всего причина в более экономичных затратах, в то время, как наши проектировщики настраивались больше на надёжность. Хотя, судить не смею.
Помимо коляски на М-72 устанавливался, ручной пулемёт на вращающейся поворотной пластине — вертлюге, так можно было отстреливаться даже на ходу во всех направлениях.



И пусть наш герой М-72 был доработанной версией немецкого железного коня, тем не менее он является достойным представителем нашего отечественного мотопрома периода Второй Мировой войны, учитывая, что уже на базе него были созданы знаменитые «Урал» и «Днепр». Не будем же забывать, про неоспоримый вклад мотоциклов М-72 и тех, кто над ним трудился и на них воевал для спасение нашей родины.
  • LiskhinLiskhin
  • Елизавета
  • 30 мая 2013 в 20:48
  • 1
  • оценка: +35

Комментарии (32)

RSS свернуть / развернуть
+7
sdsdelss
На последнем фото мотобатовец проверяет на промилле…
+2
GreenTea
Да нет, просто прикурить дает бойцу :)
+4
sdsdelss
ну не знаю… внизу на столбе указатель (с якорем)явно указывает направление на штрафбатстоянку… на заднем плане один батовец уже протокол заполняет, а другой явно готовится привести его в исполнение… слева и эвакуатор виднеется...)
0
Liskhin
Ага, и всё это происходит в такой гармонии :)
+1
sdsdelss
боец без шлема еще… попал короче…
+1
Liskhin
И номеров не видно )
+1
GreenTea
Ну напали, напали :)))
Тогда по-видимому не думали о безопасности пилота особо. Сдается мне, что шлем вообще никто не носил. За исключением каски военной при исполнении))
0
sdsdelss
раз в армию призвали, то *при исполнении*… шлем носить должен не снимая до демобилизации…
0
sdsdelss
всем известно, что в армии форма №1-трусы и каска…
+1
GreenTea
Други, я не был в армии, не взяли. Поэтому и не в теме по формам)
0
Liskhin
Без трусов нельзя было идти в бой? )
0
deSAD
На последнем фото мотобатовец проверяет на промилле…
Практически тридцать миллионов были убиты, чтобы ты постебался над этой фотографией.
+5
sdsdelss
мдее… не надо искать негатив там где его нет, своим юмором я не пытался оскорбить память о тех людях, не понимаю, чем я мог задеть твои патриотические чувства…
0
chevo
Действительно, при чем тут убитые 30 миллионов!?
+2
REK
  • REK
  • 30 мая 2013 в 23:35
Информация интересная.
Немного пахнуло «совком», слог такой, газетно-пафосный. :)
+2
sdsdelss
и всё-таки это наша история....*пафос* из америкосов прет… а из нас -ГОРДОСТЬ )
+1
REK
наш разведчик, а их шпиЁн. :)
0
Liskhin
Это чтобы скучно не было )
+1
barmoley
До высокотехнологического новшевства "....общий балансирный вал с противовесами..":))в конструции оппозитного двигателя всё было весьма и весьма.За стремление жЫрнАй +
+1
Sanek-imz
Хорошие мотоциклы были тогда=))
+1
Edige
странные вывески с направлением на последнем фото, что за города такие или поселки? Финляндия что ли?
0
Liskhin
Нет, немецкие деревни — хальбский котёл.
0
Twister
Тема, конечно, заезженная. тыц Много об уралах говорено.
Но старые фотки это хорошо
0
hammerbike
Никакой контробанды не было, немцы сами чертежи передали уже устаревшего и вобще не военного мотоцикла, с надёжной конструкцией. Клиренс у Эмки не больше 15см… У немцев был R75, у которого и люлька с приводом, пониженная передача и блокировки и воздухан выше бензобака.
Какой вал балансирный ещё? Оппозитная схема сама по себе уничтожает силы инерции первого порядка. Небыло никогда там балансирного вала. А кава версус и ER-6 вобще уже космические технологии по сравнению с М72… )
Рвение похвально, но в техической и исторической части необходимо быть точным.
0
Liskhin
Я понимаю, что до войны между СССР и Германие были связи, однако речи о передачи чертежей русским не может быть и речи. Наши не ожидали войны, никто и не думал к ней готовится до момента, когда фашисты вошли в Польшу, соответственно модернизировать технику в ускоренных темпах было не нужно. А немцы могли лишь только дагадывать, не спорю какой невоенный мот наши возьмут за основу, причём уже уже шла война. И догадаться могли они, даже если из пальца высосать, то не раньше 42.
Теперь, что касается двигателя: по силам первого порядка да, но остаются ещё неуравновешенными момент от сил инерции первого порядка — раз, и второе — силы инерции второго порядка. Да, они меньше по сравнению с тем же рядником, но тем не менее они есть ) И как же не было балансирного вала? Получается, что конструкторы решели преодолеть все законы физики, и проигнорировать схему строения стандартного двухцилинрового, оппозитного…
А никто и не говорит о современных технологиях, но модель уже того бмв р71 имеет во многом сходство с мотоциклами наших дней.
+3
hammerbike
Балансирного вала там нет, небыло и не будет
0
Liskhin
Хорошо, договорились )
0
leech
А кава версус и ER-6 вообще уже космические технологии по сравнению с М72…
Совершенно верно, при учете что на них кстати не аппозит, а рядная двойка.
+3
nmi
  • nmi
  • 31 мая 2013 в 11:05
Всего для нужд войны завод выпустил около 9000 М-ок. Для сравнения — Германия выпустила не более 2500 единиц мототехники за всю войну (просто цифры, ни к чему не обязывают.)
с 38 по 41 годы было выпущено еще 3500 R71

в целом, к началу вторжения в СССР количество мотоциклов в вермахте превышало их количество в ркка в раз пять и за годы войны советское производство было мало, в основном пополнение было за счет лендлиза и трофеев.
+2
CheLex
Вот это первый пост!
С удовольствием почитал!
0
Liskhin
Спасибо :)
+1
DimkA
Хороший пост! Люблю я эту М-ку!))
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Liskhin, Вехи истории: легендарный М-72