Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. borisovich → "Нахрена нам огурцы" или суть крестообразного коленвала для R1.



Не пинайте меня, что, мол, уже было. Я отлично понимаю что за два года этот ролик успели увидеть даже в самой далёкой глуши. Что меня не оставляло после его просмотра, так это непонимание в духе «а нах им, собсно, такие огурцы?» Для меня, воспитанника автомобильного факультета, неравномерное чередование вспышек — суть ересь. Коллеги по всему миру идут на всякие ухищрения, вроде расчёта угла развала и даже распиливания шатунных шеек, только чтобы работал двигатель равномерно. А здесь какие-то наглые японцы заявляют что движок у них теперь шпарит рэгтайм и это помогает выигрывать гонки! Непорядок…


Дальше пришлось пораскинуть мозгами и понять что же скрывается за непонятным «Inertial Torque». Надо было обратиться к специалистам, но лучшие, кого я нашёл, — это 2,5 ведущих с канала Евроспорт2:





Они пытались по-человечески объяснить про огурцы, вроде получилось. Попробую и я, но уже русским по белому:
Главное, с чем боролись инженеры, — это реактивный крутящий момент. Он вызывается вращением кривошипно-шатунного механизма со всеми его поршнями и противовесами. Пока что нет ни единого решения по уравновешиванию от него (замечу здесь что есть ещё куча хрени, а именно центробежные силы, силы инерции 1го и 2го порядков, а также моменты инерции 1го и 2го порядков, которые вроде уравновешивать научились). Но никто и не пытался его уравновесить! Если посмотреть на график, то видно что среднее значение всё то же. Чего же пытались добиться, так это маскимального сглаживания пульсаций реактивного момента. И такого действительно никто не делал на рядных четвёрках.
Всё ещё непонятные огурцы?
Ввиду жёсткости передачи мощности с коленвала на заднее колесо именно пульсации реактивного крутящего момента сжирали покрышки, а также убивали информативность ручки газа. Последнее может и не совсем понятно, но оно понятно гонщику, которому для победы иногда не хватает десятой доли секунды. А неравномерность чередования вспышек также частично гасится расположением противовесов. Теперь покрышки не жрутся баржами, ручка газа стала понятнее и ввиду плавной подачи аппарат выходит из поворотов как паровоз.
В итоге получаем парадокс: двигатель работает неровно, но из-за этого всё остальное идёт плавно. Готов поспорить что у инженеров мозги текли из ушей при разработке этой идеи.

Последний ролик немного рассказывает об Эрке 2009го года, заинтересованным стоит посмотреть его ради отрывка, начинающегося в 0:25. Там на живом двигателе показывают как работает крестообразный коленвал.



Надеюсь теперь назначение огурцов стало понятнее.
  • borisovichborisovich
  • Человек-детектор
  • 27 октября 2011 в 0:55
  • 5
  • оценка: +30

Комментарии (36)

RSS свернуть / развернуть
0
Sergun
Это и есть Биг Бум?
Я так понял смысл его работы противоположен АБС?
0
pnd_ku
совсем нет :) противоположность абс — traction control
0
Troy95
То есть они создали такой режим работы двигателя, при котором крутащий момент стал контролируемым?
+1
Sergun
они замутили «рядный с характеристиками v образника», если проще сказать
0
Troy95
А разница между ними какая, мощность, динамика?
0
Sergun
Автор, а ты в курсе что с начала они так прикольнулись над ТДМом и ТРX ))
0
firefli
бред, там рядная двойка, совсем другая концепция двигателя, хоть и со смещенными фазами
здесь был ататат

0
glyaks100
кстати да! вот бы в школе физику, математику, геометрию и еще какую нибудь хрень преподавали на примерах мотоциклов!
+1
vadopo
Автор молодец! Пост интересный. Прочитал, посмотрел с удовольствием. +
+3
Exile
  • Exile
  • 27 октября 2011 в 9:11
Ни у кого мозги из ушей не текли — такая технология действительно была успешно опробована ещё на Yamaha TDM в начале 90-х годов. Просто как это часто бывает — технология опередила своё время и тогда оказалась не нужна. Про жор покрышек опять же тоже не в тему, они на R1 как жрались так и будут продолжать жраться, и кстати на этой технологии может даже ещё и больше. В начале разработки коленвала R1 одним из гонщиков Ямахи это всё просто было объяснено.

Постановка задачи: почему Дукати обгоняет Ямаху в поворотах? Простыми словами: у Дукати было четыре цилиндра с углом развала 90 градусов в которых два взрыва чередуются через 90 и 270 градусов вращения коленвала, у Ямахи соответственно каждый взрыв был через 180 градусов. Проанализировали и поняли что взрыв в цилиндре — это импульс на колесо который пытается сорвать покрышку (это важно именно в поворотах) и у Дукати эти дополнительные 90 градусов (180 против 270) до следующего взрыва даёт время покрышке «обрести» сцепление. Поэтому пилоты Дукати увереннее чувствовали себя в поворотах и позволяли себе раньше «открыватся».
0
Sefevid
и у Дукати эти дополнительные 90 градусов (180 против 270) до следующего взрыва даёт время покрышке «обрести» сцепление
И это при например 8 тыс. оборотов в минуту то?
0
borisovich
Про попытку сделать чередование вспышек неравномерным для того, чтобы в промежутках колесо могло лучше сцепиться с дорожным полотном, я слышал, но не стал об этом говорить, так как об этом не было ни слова во всех 4х роликах. Главным здесь всё-таки было сглаживание кривой крутящего момента. Возможно они и добились эффекта «big bang», но если и добились, то старательно замалчивают.
+2
Sefevid
Класс! Спасибо! Надо такой раздел на сайте открывать «Explanation of Огурцов». Спрос будет гарантирую.
+
0
Troy95
Правильно… Может некоторые талантливые молодые люди заинтересуются и в будущем будут работать в этом направлении и делать моторы и мотоциклы почище японцев…
+1
borisovich
Молодые талантливые люди и так интересуются, но двигателестроение в РФ и бывших союзных республиках давно загнулось. Об этом красноречиво говорит тот факт, что мою специальность «Двигатели внутреннего сгорания» упразднили в ВУЗе, в котором я учился. Не нужна.
Выходов мало: либо учить язык (как иностранный, так и лизать межбулье) и попасть под крыло какой-нибудь авто/мотокомпании и позже перебраться к ним инженером, либо забить. Вариант «надеяться что найдётся человек, который возродит мотопроизводство и поведёт его в мотоспорт, и творить под знаменем великой русской мотокультуры» очень маловероятен. Даже с автомобилями выходит кое-как.
0
Troy95
Жалко конечно. Теряем огромный рынок, потребителей и рабочие места которых всегда не хватает…
0
borisovich
Посмотрим, может найду что рассказать и про помидоры. А остальные виды -циклов интересны? То бишь квадроциклы, гидроциклы, снегоходы?
0
Sefevid
Почему нет, всё интересно. Ведь выше перечисленные с мотоциклами братья, не так ли?
0
borisovich
Это иногда трудно понять. Для некоторых пилотов Харлеев и Хонды — не братья.
+1
CBR929
крутятят коленвал вертят а ХОНДУ догнать не могут:::::))))
0
Sefevid
Так Ямаха на выходах из поворотов лучше, а Хонда рвут и мечут на прямых.
0
CBR929
Так Ямаха на выходах из поворотов лучше и все::))) У ХОНДЫ есть результат и в британском супербайке, на острове МЕН, мотоГП.
+2
Exile
Ты как маленький — не знаешь что ли, что в большом спорте основная часть победы зависит от «качества» пилота :) А обычным потребителям главное всё правильно преподнести, большинство обычных райдеров даже и не почувствуют что у них там что-то улучшилось. Зато сколько разговоров об этом коленвале, и глядишь — продажи этого мотоцикла поползли в гору :) А то что-то Ямаху стали забывать, на Хондах тут понимаешь ли все разъездились… :)
0
CBR929
Вот сразу маленький:))) не фига пилот тут не причем главное МОТ::::)) Кстати старая версия мне больше нравится по характеру, а этот прикол с коленом типа Гляньте " ХАЙ — ТЕК ЧАЙНА КВОЛИТИ " :))):):):):):):):
0
HAYABUSA
Эта система которую взяли на вооружение стоковых Эрок начиная с 2009 года. Но сама система уже давно испробована на М1 2005 года в MotoGp. Соответственно с 2005 по 2012 уже много чего там изменилось. Так что насчет догнать Хонду, дело совсем не в этом.
0
SpeedMaster
Почему непорядок? Первый ролик наглядно дает понять в чем фишка, начиная с 3:13. Убивается злая инерция, и получается в общем-то «виртуальный» V-образный двигатель. Благодаря чему достигается улучшенный контроль в поворотах, как уже описал Exile.
0
MopedUser
как раз для меня видос :)
+1
Superteftel
сделайте мне такое — оно мне походу нада!!! хочу равномерную тягу а не «то едет как пуля, то стоит как жираф». 12000 оборотов в минуту. то есть 6000 раз я торможу, а 6000 раз разгоняюсь… даещь разгон 12000 раз в минуту!!! а лучше вообще стопицот!!!
0
borisovich
Что за мот?
0
moto2108
Вот это да! Полный хаос! Во намутили «писькаглазые», респект и уважуха. Но я так понимаю что это в принципе важно только для конкретных гонщиков и только на треке.Отличный пост!
+1
Superteftel
неет, мне тоже нада!!! (читать с истерическим выражением)
0
firefli
тото она слышу работает как дукасы, молодцы, жаль что это была не хонда и не кавасаки, вот не люблю я Ямаху… НЕ ЛЮБ ЛЮ
0
Exile
А надо просто углубится в вопрос. Хонде это не нужно было — у них в GP был 5-ти цилиндровый V-образный двигатель который ехал так как и Дукати… и даже лучше :)
+1
Blackpearl
Афтару большой санкс за разъяснение! А то до этого ничего не понятно было… Тем более без знания языка.
0
green_worm
В крайнем видео пишет что нет такого. Печаль. :(
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. borisovich, "Нахрена нам огурцы" или суть крестообразного коленвала для R1.